Смедерево довольно компактный уютный городок. Архитектура центра совмещает классический европейский стиль и социалистический прагматизм, а окраины – небольшие домики с красными черепичными крышами. Замок частично обновлён, но при этом сохранены падающие башни. Внутри него – приятный парк,а в детинце организованна сцена и места. Проходят концерты и представления.
Подкрепившись и подзакупившись двинулись далее по малоезженной дороге №202 на юго-запад в сторону Балканских гор. Предгорья стали чувствоваться почти сразу. Подъёмы становились продолжительными, но не крутыми после чего были спуски. В одной деревеньке после подъёма мы остановились подтянуть хвост и передохнуть. Заслышав нашу речь подошли мужички…:
Завязывается разговор. Причём они достаточно плохо изъясняются на русском. Да и мы не сильно сербским, но вообщем находим общий))).
М: – Жди 5 минут. (Убегает)
Жду. Минуты через 2 прибегает.
Я: – Спасибо! (Пытаюсь убрать в рюкзак и попутно думаю что я ему за это должен, но решил не обижать)
Доехали до поворота на Влашки после чего пошёл чумовой петляющий в деревне спуск с крутизной до 11%. По неопытности полетели кто как. В результате почти получился завал). Лёха не вписался в поворот (ничего удивительного – даже у меня скорость доходила до 55 км\ч). Но ничего – лишь поцарапался.
Спустились до шоссе №200 и решили ехать напрямик на гору Космай. Солнце пекло весь день и было довольно-таки жарко, крутизна подъёма всё увеличивалась. В какой-то момент я и шорт почувствовали себя хреновато от перегрева, пришлось немного передохнуть. Видимо солнечный удар подбирался к нам и мы вовремя притормозили.
Со слегка помутнённым сознанием я пропустил один поворот в результате чего мы плутанули нетуда и существенно отклонились от генерального направления на вершину горы. Получилось, что мы крутились вокруг горы то поднимаясь, то спускаясь, но никак не могли найти подходящий путь наверх. Пришлось ломить чуть ли не на пролом по тяжёлой разухабистой грунтовке. Силы коллектива таяли на глазах, а скорость замедлялась. Пришлось принимать оперативное решение – становиться не достигнув цели. Проблемой была добыча воды – но сформерованный миниотряд быстро решил этот вопрос в соседнем селении.
Зато наградой было место ночёвки – это было подзаросшее поле с которого открывался вид на вершину горы, за которую закатывалось солнце. В другой стороне был крутой спуск благодаря которому открывался прекрасный вид на ночные огни городка Младеновац, оставшегося в долине внизу. Небо покрылось мириадами звёзд, а мы, собрав последнии силы, устроились за ночное пиршество подареной самогонки и румяного зажаренного шашлычка!
За этот день трек записан не целиком. Начал писать где-то от пересечения с Е-75.
30 апреля.
День в который мы проехали больше, чем ожидали.
Автор: Андрей.
Нитка маршрута |
недоезд до Горного Милановаца – Чачак – р. Западная Морава – Ужице |
Погода |
+28+30, солнечно |
Дистанция, км |
97 |
Набор высот/спуск, м |
484/466 |
Доброе утро или ПОДЪЁМ!!
Я встал пораньше чтобы встретить восход солнца. Зелёный луг был обильно покрыт росой. Палатки стояли ещё в тени, а приподнятый край луга, уходившего в холмы, уже касались первые лучики солнца. Я пробежался с фотоаппаратом туда, не пожалев о сразу же намокшей обуви. Первый щебет птиц, пробуженных солнцем пришлось на каком-то этапе прервать командой: ПОДЪЁМ! – для всех тех, кто не шибко стремился увидать первые лучи солнца.
Цыганский рынок
Завтрак, небольшие ремонтные работы, уточнение планов на день и вперёд! Нам предстоял плавный спуск к городу Чачак, расположенному в долине реки Западная Морава (с 400 до 250 метров за 25км). Весь спуск занял всего 2 часа учитывая, что больше часа мы оставили в одном “магазинчике”. Это было очень похоже на типовой американский рынок подержанных авто, как это обычно показывают в фильмах. Пыльные ржавые авто с коряво написанными ценниками за лобовухой, прицепы – домики на колёсах, велосипеды не первой свежести (да и наверное не второй) и прочая ерунда. При этом цены указывались очень даже не шуточные. Наша цель была – снабдить Павлика новым (ну хотя бы целым) багажником). Сей инвентарь мы и приметили на продававшихся великах. Долгие поиски хоть кого-то, объяснения что нам нужен только багажник, а не велосипед, уговоры продать его хотя бы за 40 евро, а не за 50…. вообщем осталось впечатление, что мы попали на цыганский рынок из фильма “Карты, деньги, два ствола”. Так что то, что мы оттуда удрали целые и с багажником за 40 евро рассматривалось как победа!
У Ольги от всевозможного цветения и ароматов весны разыгралась аллергия, сопровождавшаяся соплями, опухающими глазами потерей концентрации. На одном из поворотов она умудрилась потерять каску, по которой тут же проехался следующий, оставив отличный след колеса и вмятины. Теперь Ольга могла смело на все претензии отвечать: “-Я упала с самосвала, тормозила головой”. На самом деле ситуация была достаточно фиговая ибо ехать с забитым носом, почти закрывшимися глазами, гудящей головой под жарой в +30 было не просто впринципе, не то что на уровне со всеми. Посему пришлось ставить её за собой и ровнять темп по её возможностям. Но хочу сказать, что тут она себя проявила настоящим мужиком стараясь двигаться на грани возможного, а может и даже за гранью…
Тем временем мы двигались вдоль русла Западной Моравы по ущелью. Здесь находится Троицкий
монастырский комплекс, который также называют «сербским
Афоном». На склоне горы Овчар компактно расположены 5 монастырей: Введенский, Вознесенский, Свято-Троицкий, Преображенский и Сретенский монастыри. На другом берегу реки под горой Каблар расположены ещё 3 монастыря: Благовещенский, Иоанно-Предтеченский (Йованя) и Никольский (Николье) и 3
церкви — Ильинская, Саввинская и Успенская. Все монастыри и церкви были построены в
XIV—
XVI веках. Надо сказать, что поначалу было желание заехать посмотреть хоть один, но поглядев, что все сеи монументальные сооружения представляют из себя “сарай” 6 на 8 метра и выглядят абсолютно идентично к какому бы веку не относились, желание пропало.
Кликабельно СФЕРИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА ущелья
Тем временем солнце поднималось в зенит и было принято соломново решение повторить опыт дня минувшего и зарулить на сиесту в какое-нибудь заведение, благо водоём был всегда в пределах видимости. Это мы и сделали недалеко от местечка Овчар Боньа. Шикарный обед с прохладным пивом (ага -это при больном-то горле), вид на ущелье, подвесной мост, купание в холодных водах горной реки – всё это повысило морально-волевой настрой команды.
На улучшившемся настрое мы пролетели ещё около 40 км за 3 часа по петляющей среди ущелья дороге. Была удивительно приятная встреча у городка Пожега, где нас просто окружила местная молодежная футбольная команда ребятишек лет 10-12. Они в нас тут же признали братьев и пошли знакомства, рукопожатия, расспросы на каком-то едином славянском языке, воспоминания о матчах московского “Спартака” и белградских “Партизана” и “Црвены Звезды”. А за нами всеми наблюдали сидевшие на лавочке деды, которые явно тоже были бы не против с нами поообщаться, но уступали своё место молодёжи. Мы, наверное, проторчали в этих беседах за пол часа, а вопросы и ответы не заканчивались, диалог шёл будто мы и желанные давно не видившиеся давно родственники у которых столько всего произошло и надо быстро быстро успеть всё расспросить и узнать. Мы расстались, оставив свои координаты с приглашением писать и заходить на сайт. Наш пелетон покатил дальше навстречу ветру, а я всё пытался понять откуда же берётся такая искренняя любовь между нашими народами, проявляющаяся на каждом шагу от юного мальчишки до обелённого седеной старика? То ли сказываются корни, то ли то, что наши русские предки столько пролили крови для освобождения сербов от османов…. От умиления всему этому духу действительно братских отношений у меня наворачивались слёзы – чертовски приятно осознавать, что тебя и твой народ так любят (а вот поди американцов-то где и любят, то только за деньги)!
Так незаметно мы подобрались у городу Ужице, затёртому среди крутых холмов. Немного поплутав по его крутым улицам мы выбрались в городской парк, расположенный по обеим берегам реки Джетиня. Было предположение, что в конце парка можно будет разбить лагерь в леске. Но оказалось, что дальше идут обрывистые скалы к которым вплотную подходят ледяные воды горной реки. Нашёлся (это уже входило в привычку) сносно говорящий по-русски серб, советовавший проехать ещё километров 5 до прекрасного места для кемпинга. Мы поглядели на велокомпьютер – на нём значился уже какой-то запредельный дневной километраж в районе 100км, темнело, хотелось есть… Заявив брату, что мы встанем прямо здесь, решили идти есть в ресторан! Он сказал, что вообщем-то это не проблема и что-то про полицию. Склонившись к мысли, что в силу нашей национальности она нас будет скорее охранять, чем выгонять, мы привязали “коней” и потопали в ресторан. Меню было на сербском, а промахнуться в ужин не хотелось. Тут же добродушный официант расплывшись в ухмылке на чистейшем русском продекламировал: “- Я вам всё сейчас расскажу”. Мы совершенно расслабились, обложили весь стол доставленными яствами и винами. Со веранды второго этажа ресторана нам открывался аппетитный вид на реку. Стали загораться желтые огни на набережной, включилась подсветка старого недействующего (но сохранённого) ж\д моста, горная прохлада спускалась к нам, а запотевшие бокалы с местным вином торжественно и весело звенели под хоровое исполнение под гитару “…нам любые дороги дороги!” и “Фантом”а. Последнюю, мне показалось, даже подпевали наши соседи).
Ужице
Справка:
Ужице — город на западе Сербии. Численность населения составляет 102,4тыс. человек. Первые обитатели этого района Сербии были иллирийцы. Захоронения встречаются в регионе повсеместно. Позже регион вошел в Римскую империю, став частью провинции Далмация. Средние века ознаменовались пришествием славянских племен, а позже и сербов из Белой Сербии. Около 1180 года, Великий Жупан Стефан Неманья присоединил Ужицу к средневековому государству Рашка. Ужице пала под натиском Османской империи в 1463 году и стала частью Белградского Пашалука до 1807 года, пока ее не освободилила сербская армия в ходе Первого Сербского Восстания. Ужице стала центром региона со множеством купцов и ремесленников. Только с конца XIX века город начал развиваться в индустриальном плане. Первые маленькие фабрики, выпускающие шерстяные одеяла и сделанные из войлока вещи стали открываться в Ужице в 1868 году, а в 1880 открылась фабрика по изготовлению кожаных изделий. Ужице стала первым городом в Сербии, где построили гидроэлектростанцию (рядом с которрой мы и ночевали), основанную на законах Николы Теслы. Она была построена в 1900 году на реке Джетиня. В 1941 году Ужице была захвачена коммунистическими партизанами, которые выбрали ее столицей «Ужицкой республики». В социалистической Югославии Ужице была переименована в Титово-Ужице. Это один из 8 городов, переименованных в города Тито. В 1992 году возвращено старое название.В 1990-е годы экономика Ужице была в упадке из-за политической нестабильности и войны. В 1999 году город был несколько раз обстрелян авиацией НАТО. Наибольшие разрушения были нанесены 6 мая 1999 года, когда было разбомблено большое количество дорог и магистралей, аэропорт, гражданские объекты и правительственные здания.
После ресторана
Прилично наклюкавшиеся мы вернулись к велам, оперативно растянули палатки на гальке у реки и под шум бегущей воды задрыхли без задних ног.
1 мая.
День, который вместо праздника мог стать трагедией.
Автор: Андрей.
Нитка маршрута |
Ужице – Злати Бор |
Погода |
+28+30, солнечно |
Дистанция, км |
24 |
Набор высот/спуск, м |
863/205 |
Высота стоянки, м |
1020 |
Утром провели ранний подъём, сбор без завтрака и передислокация к ближайшему кафе (которое было ещё закрыто). Оставив коней мы потопали на осмотр ужицкого замка.
Место ночёвки в парке
Кликабельно СФЕРИЧЕСКАЯ панорама Ужицкой крепости
Справка:
Ужицкий замок – средневековая крепость в Сербии, в городеУжице. Вероятнее всего, крепость была возвдигнута во второй половине XIV века для защиты города и торгового пути из Моравской долины в Боснию и Герцеговину и города на побережье Адриатики. Крепость расположена на высоком горном отроге, забраться на который можно только с одной стороны. В середине XV векаСербия оказалась частью Османской империи и в крепости с 1463 года расположился турецкий гарнизон.В конце 1862 года крепость, как и еще шесть укреплений, была оставлена турецким войском в соответствии с договором с князем Михаилом Обреновичем. В начале 1863 года крепость была взорвана, чтобы предотвратить ее использование в военных целях. В итоге от крепости остались только стены, башня и небольшое здание внутри.
Всё выше и выше
Наш путь лежал всё выше и выше. Нам предстояло покорить тысячеметровую отметку.
Но для Лёши уже первый же подъём от Ужице стал на сегодня последним. Наверное нет никакой связи между тем, что ему стало совсем не по себе и тем что он усиленно мешал за завтраком кофе с энергетиками. Но факт оставался фактом, а делать что-то надо было. Вообщем-то дорога была в этих местах одна и по ней ходили автобусы. Лёха был комисован, снабжён картой и инструкцией куда мы должны к вечеру доехать.
И только мы решили один вопрос, как появился другой – у Кучина стали происходит проколы один за другим… В итоге извлекли маленький едва заметный гвоздик из покрышки.
Так мы уже потеряли кучу времени и выдвинулись дальше практически в самое пекло. А нам предстоял изматывающий подъём… Дорога была широкая и тени не предусматривала, да и солнце торчало в самом зените. Асфальт уже через десяток метров впереди плыл в муаре, воды почти не оставалось… А населённых пунктов как назло не было! Потом кому-то не понравилось передохнУть на автозаправке (там видите ли могло пахнуть бензином).
В итоге головная часть пелотона оторвалась вперёд на разведку “обеденного” места. Мы свернули в Злати Бор, оставив на повороте Пахана собирать подотставших. Мы уже нашли забегаловку, заказали обед. Тут пришёл Кучин и сказал, что на повороте машина сбила Димку Чужого… Правда вскоре выяснилось, что Чужой жив, у него на месте руки, ноги и все прочие части тела, да и отделался он порезом ноги.
Счастливчик!
Неопытный сербский водитель не справился с управлением и не вписался в поворот, на котором даже не на обочине, а на газоне стоял Димка. Въехав ему в зад велосипеда, он посадил Димку на капот. От удара велик приказал долго жить (лопнул багажник, оба обода, седушка), а Диман, наверное, стал только сильнее (по известной народной мудрости). Для разбирательства приехала милиция, А пострадавшего отправили в сопровождении Пахана на скорой в больницу (для обследования и перевязки).
Ситуация оказалось лучше того что бы могло быть, но спутывала планы и привносила приличную долю неопределённости. К нам подъехали друзья виновников аварии, которые жили сами в Злати Боре и предложили дожидаться товарищей у них в доме. К концу дня мы имели на руках: Чужого с перемотанной ногой, весело рассказывающего за стопкой хозяйской сливовицы о том как катался на капоте; его раздолбанный велик; вернутого из Кокин Брода Алексея; незапланированную ночёвку у прекрасных людей на их ровном зелёном газоне… и день отставания от графика.
Всей гурьбой
2 мая.
День в который наш коллектив уменьшился на четверть и надо было ехать дальше.
Автор: Дмитрий.
Нитка маршрута |
Злати Бор – Кокин Брод |
Погода |
+18+22, перем. обл. |
Дистанция, км |
29 |
Набор высот/спуск, м |
372/591 |
Высота стоянки, м |
820 |
На высоте за километр
Я проснулся на редкость выспавшимся, несмотря на жару и беспокойный предыдущий день. Весь секрет в отсутствии команды «подъем»! Долго филонили, утрясая последние нюансы вчерашнего ДТП, разбирая искалеченного железного коня, фотографируясь с хозяевами нашего вынужденного пристанища и их роднёй.
Было решено отправить на машине на 3 дня “вперёд” пострадавшего (что б он попробовал отойти и набраться сил), Кучина (так как он уже не успевал бы с нами вернуться домой, ему надо было раньше), Лёлика (для поддержки первых двух и восстановления сил).
Итак, приехало такси, куда были погружены 3 велосипеда и 3 человека: Кучин, Чужов и Лёлик. Мы помахали им вслед, глядя как трое счастливчиков едут в Жабляк, где мы должны быть только спустя 3-4 дня. Оседлав своих верных коней, мы тронулись. Нас ждала очень интересная дорога с большим количеством виражей и захватывающих видов. Порой мы замечали, что нарушаем ограничения скорости… Погода в этот день нас несказанно радовала: +20+22, облачно – супер!
Вместе с Драгона в Кокином Броде
На каком-то участке нас догнал велосипедист в шортах моей мечты: этаких ярких спортивных «облегашках», сквозь которые гордо выпирал гульфик и почти не оставлял простора для воображения. Это был местный житель – Драган Маринкович. Он довольно сносно владел великим и могучим, в результате чего мы плодотворно пообщались. Выяснилось, что он также встречался с той самой группой из Ижевска, видеоролик которых перед поездкой я нарыл в Youtube.
Драган проводил нас до Кокина Брода. Сие место представляло собой симпатичный арочный мост через реку.
Отобедав в местном трактире, где официантка гордо нам заявила, цитирую: «Я – меню!», а наряд её пробудил во мне ассоциации с немецким кинематографом, мы отправились к мосту, чтобы на берегу реки найти себе пристанище для ночевки. В итоге среди местных помоек мы отыскали сносное место, где немедленно и расположились. Выше по течению реки мы обнаружили плотину. Это чудо инженерно-архитектурной мысли и устроило нам вечерний досуг!
Но перед тем, как нашему водному досугу предстояло начаться, я обнаружил в своем мобильном телефоне занятную СМС от Кучина: «Проверь свой загранпаспорт». Я почуял неладное и с готовностью открыл загранник… Лёлика. Того самого Лёлика, который вчера пересёк границе… по МОЕМУ заграннику. В первый момент даже немного поволновался… Конечно, завтра пересекать границу, а чтобы стать похожим на Лёху, мне нужно как минимум набрать 15 кг массы! Но, как обычно, в голове включился режим «как всегда – без вариантов, прорвёмся!». В общем, решил отложить данную проблему на потом.
Вода не дошла считанные сантиметры!
Уже в сумерках мы обратили внимание на изменение уровня воды в реке. Вода бурлила и оооочень медленно прибывала. Настолько медленно, что мы не стали особо заморачиваться. Спустя некоторое время к нам подошел местный житель гоповатого вида. Встав недалеко от нас, он закурил. Попытки установить контакт не увенчались успехом. Мы сидели и смотрели на бурлящую воду, а он всё курил и с хитрецой поглядывал на нас. А потом он ушёл. Остались только мы, мост и вода. Часть народа ушла спать. Шнур периодически использовал палку в целях замера уровня воды. Он всё увеличивался, но до «дэдлайна» был еще приличный запас. Сделав последний замер, оставшиеся тоже ушли спать. Спустя примерно час, наш неугомонный Рашитик вышел полюбоваться на Луну и опорожнить баки. И тут прозвучал подъем)) Мы стали свидетелями минипотопа, в коем наши велосипеды успели обмочиться до половины колеса. В ночи мы перетаскиваем велосипеды выше. Немного обдумываем, стоит ли переставлять палатки подальше. Однако, во-первых, судя по отсутствию активности на поверхности воды, сброс с плотины закончился, а во-вторых, банальная лень как всегда победила разум, и мы отправились спать дальше.
3 мая.
День в который мы сделали, то что было надо.
Автор: от лица Дмитрий (с редакцией Андрея).
Нитка маршрута |
Кокин Брод – Нова Варош – Приеполье – граница Сербии и Черногории |
Погода |
+22+25+18, перем. обл. |
Дистанция, км |
60
|
Набор высот/спуск, м |
1183/714 |
Высота стоянки, м |
1280 |
В этот день нам предстояло наконец пересечь границу Сербии и оказаться в Черногории. Но это было в идеальных планах, а на самом деле мы имели невысокую мораль, невыспавшийся поредевший коллектив, мучимую аллергией Олю, меня не отпускала простуда, а впереди 61 км и больше километра подъёма. В добавок обнаружили, что у Пахана лопнула спица и утро было ознаменовано попытками снизить биения в колесе до приемлемого методом переспицевания.
Небольшой подъём от старта до городка Нова Варош (200м) показал, что в темпе лидера (мучаемого простудой) двигаются только девчёнки, а прочие подотстают. Но далее был расслабляющий затяжной 15 км спуск. Пол часа только летишь вниз, поджимая тормоза, уух! Мимо пролетали посёлки, отдельные домики, горы и скалы. Попалось несколько тоннелей, справа бежал горный ручей. Андрей притормаживал пару раз, что бы пелотон мог перевести дух, размять застывшие на тормозных ручках руки. В одну из остановок выяснилось, что у Светки, ехавшей в купальнике, развязался лифчик и она, не замечая этого ехала “светясь” на радость встречным автомобилистам (нам гудели в приветствии постоянно, так что мы уже относились к этому спокойно).
Река Лим
Вывернули в ущелье реки Лим, вдоль которого ехали в сторону Приеполье. Запомнилось, что в реке плавало много мусора, а позже мы увидели и причину – огромную свалку на берегу этой красивой реки. Разгребая её, бульдозер скидывал кучи мусора прямо в реку – просто ужас. Вообще. надо сказать, братья сербы в отношении к мусору не очень щепетильны: и если леса и поля боле менее чисты, то все мелкие речки – это жуткие помойные ямы.
В итоге мы бодро добрались до Приеполья, где отобедали.
После этого нас ждало 6-ти и 7-ми процентное счастье. Это был первый затяжной подъем (на 750м сразу за 12км). Спустя какое-то время я откровенно «сдох», мышцы отказались педалировать, и я принял решение идти пешком. Благо, что кроме меня оказалось еще несколько таких же, и мы вместе начали топать. Вряд ли получится передать словами этот длиннющий и нуднющий подъем пешком с велосипедом в обнимку. Радовало лишь отсутствие людей, красивый фон в виде удаляющейся вниз земли и теплящаяся надежда успеть засветло к границе. И снова часы подъема…(их ушло целых 3). В тот день похерфэйс стал моим флагом, иначе вариант был тупо упасть.
На подъёме
Надежда сбылась, впереди зардел долгожданный шлагбаум. Андрей собрал наши загранники (и Лёхин тоже)), и мы организованной группой подъехали к КПП. Серб взял паспорта и начал озвучивать имена. «Смирнов!» прозвучало в ушах гулким эхом сигнала тревоги, однако я не среагировал, дабы не спалить свою суетливость, тем более, что у нас был еще один Смирнов – Павел. После уточнения я поднял руку, чтобы обозначить своё присутствие. «Мусульманин чтоль?» – заявил пограничник… Я так и не понял, откуда такие ассоциации, тем более весь мой мозг был сосредоточен на надувании щек и актерском мастерстве, чтобы максимально соответствовать фотографии Лехи. Нас пропустили. Не успел я выдохнуть, как нас встретил второй кордон. Теперь нас встречали черногорцы! Ну, уже с самой границы было понятно, что ребята эти редкостные пофигисты. Проверив пару паспортов, они отправили нас с миром).
Прощаясь с Сербией
Ввиду того, что солнце стремительно уходило на закат, мы решили не рассусоливать и, преодолев колючую проволоку, заночевали прямо в погранзоне. Стараясь не создавать лишних признаков присутствия, коллектив отужинал и погрузился в мирный сон уже на черногорской земле.