15 августа.
10-й день похода.
Как околеть…и перевыполнить план.
Нитка маршрута   каньон р.Барлык — вверх вдоль р.Арзайты — пер.Арзайты (2246м) — Убсунурской котловиной мимо п. Саглы — р.Харумнуг-Ой
 Погода  +5+10+13+5+10, переменная облачность с прояснениями, ливень со штормовым ветром, ясно
 Дистанция (всего), км   81 (505) (гравийка с тёркой, грунтовые объезды, грязе-камневое дождевое месево) 
 Набор высот/спуск, м   1250/1685
Средняя скорость движения, км\ч   12,2
Время в движении  6 ч. 38 мин.
Высота стоянки, м  1570
Продолжение рассказа далее!

утренний пейзаж

Утром выяснилось, что у меня в очередной раз спустило колесо. Вечером, к счастью, оно держалось до последнего, и не подвело. Похоже, новомодные самоклеющиеся заплатки не выдерживают влагу – немного расклеиваются, и пропускают воздух. Поэтому колесо сдулось за ночь. Может оттого, что брали речку вброд. Хотя бродов за тот день хватило и поутру. Замена камеры задержала нас, и когда мы выбрались на дорогу, уже вовсю пригревало солнышко, а нагрев компенсировал ветерок. Так мы завершили спуск, и сразу же начали новый подъем. Это был сонный подъем, потому что вдоль дороги стояли редкие сонные юрты, возле них паслись сонные коровы и яки (хайнаки, если точнее). Как гром среди ясного неба навстречу нам прополз, грохоча, американский грузовик-дальнобойщик с

заснеженные вчера пики, вид с пер. Арзайты

кучей металлоконструкций в полуприцепе. Ехать быстро по такой узкой извилистой гравийной дороге для него опасно, это могут себе позволить только джипы. Мне вспомнилась история на Камчатке, когда вот на таком грузовике с металлоконструкциями ребята из другой группы поехали, и одной девушке железяка от тряски ударила ногу. Остаток похода она проделала на машинах (уже не грузовых) – тщательно выбирайте попутки в путешествии, без шуток.

Но вот мы снова спустились с гор в долину. Гравийка – отвратительная. То и дело ямы да кочки, да крупные камни. Где было возможно, объезжали по грунтовкам – получалось и быстрее, и комфортнее. Но это было только начало.

Спуская с перевала Арзайты мы попали в Убсунурскую котловину:
Убсунурская котловина (Бассейн Убсу-Нур) — водный бассейн озера Убсу-Нур, самый северный крупный замкнутый водный бассейн в Центральной Азии. Территория бассейна входит в состав Монголии (район озера Убсу-Нур) и России (заповедник «Убсунурская котловина»). Является природоохранной зоной в обеих странах. Общая площадь объектов охраны природы в Убсунурской котловине составляет 1 068 853 га.

Убсунурская котловина представляет собой северную частьКотловины Больших озёр, отделённую от её южной (бо́льшей) части относительно низким хребтом Хан-Хухийн-Нуруу (максимальная высота 2928 м над уровнем моря) и его западным продолжением — хребтом Тогтохын-Шил (максимальная высота 2357 м над уровнем моря).

Протяжённость Убсунурской котловины с севера на юг 160 км, с запада на восток 600 км.

Ранее Убсунурская котловина находилась целиком в составе Монголии, пока в 1932 году не было подписано соглашение междуМонгольской Народной Республикой и Тувинской Народной Республикой, согласно которому северная часть Убсунурской котловины передавалась Туве. В 1944 годуТува вошла в состав СССР в качестве Тувинской автономной области, а 26 марта 1958 года было заключено соглашение о границе между Монголией и СССР, согласно которому при сохранении очертания общей границы, на ряде участков граница была уточнена. Среди наиболее значимых изменений были: в состав Монголии переданы территории северной части долины прежде пограничного участка реки Тэс и её дельты; в результате изменения границы в районе озера Торе-Холь данный водоём (в период установления границ 1932 года он еще отсутствовал на географических картах и проведённая по прямой государственная граница рассекла его произвольным образом) разделён на две части, юго-западная часть побережий и акватории отошла к Монголии. Впоследствии граница обеих стран была окончательно зафиксирована договором о советско-монгольской границе от 19 октября 1976 года.

В 2003 году принято решение о внесении бассейна Убсу-Нур в каталог Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объект Всемирного наследия включает 12 участков — семь кластерных участков государственного заповедника «Убсунурская котловина» (Россия), четыре участка природного заповедника «Убсу-Нур» и заказник «Тэс-Хем» (Монголия). Внесение его в Список основано на критериях II и IV (международное научное значение и сохранение высокого биологического и ландшафтного разнообразия).

село Саглы в котловине

Дорога возле села Саглы – вот где пришлось пожалеть об отсутствии ковра-самолета! Это была реальная жесть. К тому же постоянно дул сильный встречный ветер. Казалось, хуже некуда. Но это только казалось. Ведь после обеда пошел снова ледяной дождь! Температура – градусов 6 тепла. Ветер еще усилился, и через некоторое время от него, и жижи под колесами ехать стало положительно невозможно (отрицательно — тоже).

Всадники

Мы шли, пригнувшись под ветром, наклонив немного велы на себя, иначе было не сдвинуться. Ноги мокрые насквозь, все остальное – тоже, только не от жижи под ногами, а от «эффекта бани» под дождевиком. Холод постепенно одолевал … Мимо проезжали легковушки, с вытянутыми лицами водителей, от картины того, как мы преодолеваем стихию. Полицейский на УАЗе даже предложил нас подвезти, но мы вновь честно отказались. Иначе какие ж мы герои дорог и бездорожья?! Косой дождь заливал с левого плеча, и потом оказалось, что я его переохладил … Зато когда идешь пешком, не чувствуются пятой точкой все неровности дороги. Кисти рук тоже задубели, пальцы немеют … когда же этот кошмар кончится? Укрытия нигде нет – гравийная дорога да степь. Редкие деревья – на далеких склонах. Пробираться к ним по мокрой мягкой земле – труба. Вот, наконец, наш перевал (Сап). От него дорога спускается лесом, меняя покрытие с гравийного на грунтовое.

что-то зацепило кнопку спуска фотоаппарата

Обильно политый дождем грунтовый спуск не обещал быть простым и быстрым. Теплее не становилось, пальцы переставали слушаться. В итоге тормоза жать еще сил хватало, а вот включать повышенную передачу большие пальцы отказывались. Приходилось делать это всей кистью. Опять «облысел» склон, и нам некуда стало тулить свои замерзшие организмы, а уже очень хотелось. Наконец невдалеке появился лесок, и наши ожидания наконец-то оправдались – он рос вдоль реки. Забравшись подальше от дороги, развели поскорее костер, надели, что было из разряда «сухое». Наконец-то приятное тепло от костра стало чувствоваться – кисти отходят от состояния «задубения». Костер развели в небольшом овражке, размытым речкой, в низине в форме двух ступенек, поэтому ветра не чувствовалось почти и к нам пришло умиротворение – от тепла, от горячей еды, от того, что сидели, почти как на стульях, оттого, что мы вот-вот погрузимся в наши уютные спальники …
Сколь ужасна сегодня была дорога, столь же прекрасна была величественная природа степи и гор. Даже склонившись под проливным ледяным дождем и боковым ветром, глядя по сторонам я не мог не восхищаться красотой здешних мест!

Нежнейший закат

2015.08.15
16 августа.
11-й день похода.
Слава — асфальту, героям — слава!
Нитка маршрута    р.Харумнуг-Ой — пер.Сап-Даваа (1815м) — пер.Хандергей (1933м) — п.Чадан (на р.Чадан)
 Погода  +15+17,  ясно
 Дистанция (всего), км   117 (622) (34км гравийка с тёркой, грунтовые объезды, далее асфальт) 
 Набор высот/спуск, м   1072/1825
Средняя скорость движения, км\ч   14,7
Время в движении  7 ч. 56 мин.
Высота стоянки, м  781

Доброе утро!

Погода была хороша с утра. Ни дождя, ни облаков, ни других подвохов. По нашим меркам все равно немного необычно: лето, ярко светит солнце, однако не жарко – ветер «снимает» все тепло. Для средней полосы такая погода характерна в начале октября или апреля.Через час-полтора показалось подобие поселение. Были строения … нечто похожее на сарай, ЛЭП, гравийка, на которой наблюдалось изрядное движение, по сравнению со вчерашней дорогой. По этой гравийке мы забрались на небольшой хребет, дорога была с двух сторон огорожена горой, и петляла к низу. Добрались до спуска – вновь степь кругом. И вот перед нами мираж – асфальт в трех-пяти км … мы, наверное, просто очень сильно хотели ровное покрытие под колесами. Однако через полчаса мы убедились в реальности асфальтовой дороги! Какова же была наша радость! Мы даже посидели немного у дороги на железобетонных блока и просто полюбовались – на асфальт, ждущий впереди перевал, на дорогу, ведущую в Монголию, на заброшенный павильон ДПС, опоры ЛЭП, солнышко. Хорошо было там отдыхать эти пять или десять минут)

Пахан был против)

Нужно устраивать такой отдых и в обычной жизни – просто оглядеться на свою жизнь и окружающие обстоятельства, отвлечься от дела, которое сейчас делаешь. В походе такой отдых – возможность расслабиться мышцам, пятая точка тоже отдыхает от седла, не говоря уже о питье, перекусе и санитарных обстоятельствах 😉
Не смотря на то, что покрытие улучшилось в десять тысяч раз, по сравнению с тем, что было день назад, подъем не давался. На 1-1 я ехал медленнее, чем Паша шел пешком рядом с велом. Поэтому я стал менять два этих способа подъема. Не прошло и трех часов, с начала асфальта ;), как мы взяли перевал. Казалось бы – спуск! Езжай себе на всех парусах и расслабься! Но нет. Встречный ветер был настолько силён, что часто приходилось ехать лишь на 3-5, при этом с большим усилием крутить педали 🙂 неожиданно сложный спуск.

Спуск длинной в 50 км

Министр обороны РФ!

В стороне от дороги паслось много табунов лошадей. Пункт назначения сегодня – Чадан – село, где родился Сергей Кужугетович Шойгу. Ближе к селу асфальт стал все лучше и лучше, но (!) при въезде в само село он был, как после бомбежки. Состояние покрытия было сопоставимо с тем, что мы видели, проезжая Саглы.
В первом магазине при въезде мяса не оказалось. Спросили, где раздобыть – сказали, в центре. Центр – площадь, где находится почта, два-три магазина, столовка. Короче, мяса в тот день мы так и не нашли. Зато увидели дом, где родился нынешний министр обороны. Это одноэтажный деревянный многоквартирный дом, в восемь окон на фасаде. Магазины здесь не продают пиво. Точнее продают, но не все. А те, что продают, делают это с 10 до 19 часов по будням, в выходные и праздники – баста. Воскресенье, поэтому пиво можно раздобыть только в «баре». Доезжаем до «кафе-бара». Внутри – никого, кроме одинокой продавщицы. Ни намека на посетителей. Спросил поесть (все такие есть слово «кафе» в названии) – ага, щас … Пришлось купить пива (раза в два дороже, чем обычно – бар все-таки) и искать укромное местечко, где можно его уговорить под ужин. Зато нам пару раз предлагали покурить что-то, и это явно был не табак … Отъехали от города к речке, и походили кустами да пляжами, чтобы найти неприметное место. Через минут пятнадцать-двадцать, и еще через три брода мы таковое нашли. Кайф! Весеннее русло реки — довольно широкое углубление в береге — начиналось за кустами, шло низиной по соседству с основным руслом. Мне даже поначалу показалось, что это старая заброшенная дорога. Вечер мы провели у костра, наслаждаясь игрой бликов пламени, жаренными на костре сосисками с салатом и пенным напитком)

2015.08.16
17 августа.
12-й день похода. Днёвка
Нитка маршрута    п.Чадан (на р.Чадан) — храм Устуу-Хурээ — п.Чадан (на р.Чадан)
 Погода  +18+22,  ясно
 Дистанция (всего), км  23 (645) (асфальт) 
 Набор высот/спуск, м  —
Средняя скорость движения, км\ч   —
Время в движении  —
Высота стоянки, м  781

И так не только в Чадане

Не смотря на дневку, подъем был ранний, т.к. нам предстояло интересное мероприятие — посещение буддистского храма, старейшего в России, хотя ему немногим более 100 лет.
Храм построили в 1913 г. недалеко от Чадана в п. Артаадыт. Однако уже в 1935-м на фоне политического курса на коммунизм и присоединение к СССР тывинцы этот храм взорвали. От него остались стены, толстые, почти как в крепости. Соседи Тывы — Монголия и Китай, были значительно сильнее, и было понятно, что переход под чей-либо протекторат — вопрос времени. Ну а наши чекисты — самые лучшие чекисты в мире, видимо, отчасти поэтому Тыва хотела присоединиться к СССР. Вряд ли другие государства могли предоставить Тыве столько возможностей для самоопределения. Но об этом чуть позже. В 1994-м на фоне самоопределения республик и возрождения национальных традиций, возвращения религий в быт людей, было решено вновь возвести храм, но не на том же месте, а рядом. Таким образом удалось сохранить стены старого храма в том виде, как они остались после взрыва.

Храм воссозданный

И руины прежнего

Итак, после завтрака мы отправились в путь налегке, оставив лагерь без присмотра наудачу, и отвязав рюкзаки. До чего же легко едется, доложу я вам, друзья! Аки крылья за спиной выросли! Хоть и по жаре, а ехали с удовольствием! Вновь степь тывинская бескрайняя, по обеим сторонам хорошей асфальтовой дороги слышен тихий странный треск. Неужто такие худые изоляторы на местной ЛЭП, что постоянно идет пробой и утечка тока? Но ведь линия только слева от дороги. Не-е-ет. Присмотрелся — это старые знакомые с Мангун-Тайги — кузнецы местные летучие. Они прыгают, затем планируют вниз, раскрывая крылья. И вот эти-то крылышки издают такой треск, иногда переходящий в навязчивый.
Свернули на проселок, впереди гостеприимно завиднелся лесок. За лесом открылся поселок храма. Сам храм — белый, очень красивый, будто сказочный. Венчает его зеленая пагода. Напротив, через дорогу — стены старого храма, за которыми стоят хозяйственные постройки. Это приемные — отдельные домики, где ламы выслушивают прихожан, помогают решать их жизненные ситуации, а также жилые домики и сарайчики. Все очень аккуратно, чистенько.
На коньке пагоды примостился орел, видимо, решил отдохнуть немного. Перед храмом – большой плакат, с легковушку размером, с изображением министра обороны на параде. Вход – невысокое крыльцо с деревянным навесом, украшенным материей с орнаментом и фигурами «золотых антилоп», глядящих снизу верх на солнце. Фигуры выполнены из дерева и окрашены желто-золотой краской. Навес опирается на красные колонны. Надо сказать, отделка и оформление крыльца выполнены в очень удачной и нарядной цветовой гамме, и очень выгодно смотрятся, особенно на белом фоне самого здания. При входе – обувь прихожан, мы тоже разулись. Внутри шла служба.

Монахи сидели за столом и что-то напевали-начитывали. На стене за ними – полки с бесчисленными фигурками будды из бронзы, а может быть и из золота. На столах у стены – ритуальные предметы и, по-видимому, подношения. Внутренние колонны и потолок – нарядно-красные, с орнаментом в виде цветов. Многие предметы выполнены из пестрых лоскутов материи – совсем как ленточки на перевалах. Послушав какое-то время службу, мы направились на изучение окрестности. Внутри стен старого храма – большой портрет Далай-ламы под навесом, вокруг повязаны ленты в каком-то невероятном количестве.

Также установлена «клетка» со стеклами, внутри которой устанавливаются свечи/лампады. По-видимому это сделано, чтобы их не задувало ветром. Перед развалинами старого храма – небольшой помост, возможно, для каких-то массовых мероприятий. Перед помостом – стойка с барабанами под навесом. Очевидно, кочевники оберегают свои святыни от капризов природы. На отдалении – хозяйственные постройки и домики, где живут монахи. Находившись вдоволь, мы стали собираться обратно. Вновь въехали в приятный тенистый лесок – форпост свежести в жаркой степи. Но наша радость не могла продолжаться долго – лес небольшой.
По возвращении в поселок решили купить мяса и приготовить шашлык. К нашему удивлению, нашли даже свинину на рынке. А вот чтобы найти сам рынок, пришлось изрядно постараться. У одного из магазинов видели объявление о концерте местных звезд – DS и Ishkin oglu. Судя по имиджу на плакате, они читают тывинский рэп. Отправили открытки родным и близким на почте. И вновь встретились с прежним знакомым. На этот раз майор щеголял в летней одежде. Поделились с ним впечатлениями от перевалов и Чадана. Закупились продуктами и отправились в свою берлогу-укрытие вдали от любопытных глаз. Вторая половина дня прошла на расслабоне. Готовили в свое удовольствие, отдыхали в тени и, пользуясь наличием мобильного интернета, изучали историю поселка и биографию министра обороны.

18 августа.
13-й день похода.
Тувинской долиной ехать хорошо!
Нитка маршрута   п.Чадан (на р.Чадан) — п.Шагонар — р.Аргыг-Узю
 Погода  +20+22,  ясно
 Дистанция (всего), км  106 (752) (асфальт) 
 Набор высот/спуск, м  1003/1155
Средняя скорость движения, км\ч   17
Время в движении  6 ч. 09 мин.
Высота стоянки, м  560

Пора прощаться с гостеприимным Чаданом. Нас вновь ждет романтика дороги и бескрайние степи Тывы. Целый день мы наматывали по асфальту километры на свои покрышки. Это было начало награды за преодоленные трудности. Пейзажи, скорость, орлы над нами – очень вдохновляюще! К вечеру встали подальше от трассы. Река была рядом, мы ее хорошо слышали, но за деревьями не видели, а густой кустарник преграждал путь. Подальше от нашей укромной стоянки мы таки нашли спуск к воде и сразу освежились, набрали воды для ужина. Я набрал облепихи для чая. Это оказалось не таким простым делом – кусты сухие и колючие.

Андрей решил ночевать без палатки в чистом поле, чтобы снять звезды. И, как видно по его фотографиям, не зря. А мы с Пашей расположились в палатке, почти как две морские звезды …

2015.08.18

19 августа.
14-й день похода.
Тувинской долиной ехать хорошо-2!
Нитка маршрута  р.Аргыг-Узю — Алдын-Булак, берег р. Верхний Енисей
 Погода  +20+25,  ясно
 Дистанция (всего), км  92 (844) (асфальт) 
 Набор высот/спуск, м  655/607
Средняя скорость движения, км\ч   16,5
Время в движении  5 ч. 33 мин.
Высота стоянки, м  585

священная гора

… а утром мимо нас проехала кавалькада из грузовых машин. Одна была «вахтовка», другая – бортовой грузовик. Похоже было на геологическую экспедицию. Неудивительно, ведь Тыва весьма богата минералами! Позавтракав, мы вновь устремились к нашей заветно цели – красному городу. В обед спустились к Енисею. Даже в верховьях эта величественная река имеет весьма крутой нрав. Течение сносит, если входишь в воду выше колена. Освежились горной водицей – она была совсем не по-летнему прохладной. Рядом с нами был разбит небольшой лагерь. Оттуда подтянулись ребята и стали с любопытством оглядывать нас, высоких «европейцев», и наши транспортные средства. Опять же из чувства гостеприимства нам было предложено покурить нечто. Вежливо отказались. Отправились дальше.

Енисей Верхний

Вечер порадовал достижением предместий Кызыла – местечка Алдын-Булак. Это этно-культурный центр, где можно пожить в больших юртах, правда, со всеми современными удобствами. Такой здесь оригинальный отель. Переводится название как «золотой ручей». По преданию на этом месте был разбит лагерь великого хана. Ковер в его юрте был настолько большим, что свешивался с берега над рекой. От юрт вглубь ведет вымощенная камнем дорожка, поднимаясь к крутому берегу реки, и заканчиваясь воротами воинов. На это место разрешено подниматься только мужчинам. За воротами – деревянный помост с перилами, под которым обрыв уходит к Енисею. Проникнувшись колоритом места мы отправились в ресторан. Он расположен в самой большой юрте. Интерьер очень хороший – такого и ждешь от Тывы. А вот обслуживание еще имеет большой потенциал для улучшения. Наш заказ был записан неточно и я остался без национального супа с барашком. Зато мы поели мясного ассорти, хорошо отдохнули на низком диванчике и сделали несколько фотографий в национальном костюме.

Алтын-Булак

На ночевку встали метрах в двухстах от центра. Стоянка была хорошая – с видом на Енисей. Хоть берег был и крут, спуститься к воде чтобы набрать воды и помыть посуду все же было возможно.

2015.08.19

20 августа.
15-й день похода.
День последний
Нитка маршрута   Алдын-Булак, берег р. Верхний Енисей — г.Кызыл
 Погода  +20+25,  ясно
 Дистанция (всего), км  49 (893) (асфальт) 
 Набор высот/спуск, м  287/242
Средняя скорость движения, км\ч   16,5
Время в движении  2 ч. 58 мин.
Высота стоянки, м  625

Дорога на Кызыл

Студенты-археологи

Солнце приветливо приглашало покинуть тесные чертоги палатки и отправиться дальше, познавать столицу Республики Тыва! По дороге нам встретилось множество тентов для археологических работ. Работы ведутся под эгидой местной промышленно-энергетической компании. А через некоторое время мы увидели большую группу археологов прямо возле дороги! Конечно же в основном это были молодые ребята с исторических и археологических факультетов на практике. Мы были в диковинку для них, они – для нас. Остановились, поговорили немного. Ребята приехали со всех концов бывшего СССР – Питер, Беларусь, Казахстан, центральная Россия. В очередной раз попытались устроить личную жизнь нашему аксакалу. Но он – ни в какую.
И вот мы подъезжаем к Кызылу. Но оказалось, это все пригороды – они тянутся на добрый десяток километров от города. Въехали наконец в сам Кызыл,

Приехали!

и сразу направились в гостиницу – решили не испытывать судьбу на предмет сохранности техники и вещей, а заодно помыться в душе. Разместив коней и себя, пошли в музей. Перед музеем большой памятник Буяну-Бадыргы – основоположнику тывинской государственности в начале XX. Национальный Тывинский музей – собрание крайне любопытное! Жемчужиной его коллекции является, конечно же, скифское золото! Только диву даешься, как 2700 лет назад мастера могли все это изготовить. Звериное искусство – золотые фигурки животных – во всей красе представлены в специальном хранилище за толстой дверью-сейфом, куда можно попасть, только сдав фото-технику. Также здесь представлен небольшой кусочек (примерно 10х10 см) материи, изготовленной из золотого (!) бисера. Это результат трехмесячного кропотливого труда ученого-археолога и реставратора из Эрмитажа. А между тем в такой, или подобной технике, были полностью сотканы штаны(!) скифского царя, найденного в кургане Аржаан-2. В зверином стиле выполнено множество украшений и предметов быта знатных кочевников доисторической эпохи.
Вернувшись из этой «машины времени» к остальной экспозиции музея мы нимало не расстроились, поскольку у нас сменился гид, и сменщик оказался более уверенным и интересным рассказчиком. Мы обошли музей за интересной беседой, подолгу задерживаясь в начале экскурсии у различных экспонатов, расспрашивая нашего провожатого о жизни Тывы изнутри. Вот вам парочка интересных фактов. Сам наш гид являлся седьмым ребенком в семье. Ему на вид было лет 40-45, и у него год назад родился шестой (!) ребенок. На вопрос, как же можно прокормить шестерых детей и жену на оклад музейного работника, он дал очень простой ответ. Дело в том, что в музее он работает вахтовым методом, по две-три недели. А в остальное время он работает на своем пастбище, и у его семьи около 300 голов крупного рогатого скота и лошадей. В Тыве это считается выше порога бедности, почти средний класс. Самый богатый тывинец, по его словам, владеет 5000 голов.
Вот еще вам интересного. Во время Великой Отечественной Войны Тыва была суверенным государством, и объявила войну гитлеровской Германии. Неплохо для страны с населением 100 тыс. человек. В качестве помощи Советскому Союзу республика передала 700 тыс, голов скота, из имеющихся тогда 2 млн. голов (приблизительные оценки историков), т.е. треть! Кроме того было отправлено несколько десятков тонн консервированного мяса, ягод, целебных трав, меда. Также Тыва помогала поставками тулупов, валенок, рукавиц. А еще из Тывы отправились на войну добровольцы. Тывинцы участвовали во многих операциях советских войск начиная с 1943 г. 206 тывинцев сформировали кавалерийские роты, входящие в 8-ю кавалерийскую дивизию. Эти всадники освобождали украинский город Ровно. С тех пор Кызыл и Ровно – города-побратимы. Фашисты тывинскую кавалерию называли «черная смерть». В Кызыле есть Ровненская улица. Первый тывинец-Герой Советского Союза – танкист — был удостоен награды за то, что после того, как танк потерял способность участвовать в бою, вылез из него и стал убивать немецких пехотинцев в рукопашном бою. По данным нашего гида он уничтожил в тот день в схватках до 120 фашистов!

В национальном мезее Тувы с хорошим человеком и настоящим патриотом России и своей малой Родины!

Центр Азии

В одном из залов установлен небольшой постамент с тывинскими алфавитами. Их было аж четыре за историю Урянхайского края! Под стеклом лежат редчайшие марки, которые были выпущены небольшим тиражом, и в мире осталось таких всего несколько штук. А мы все беседуем с нашим гостеприимным «хозяином» на тему политических событий в Тыве и смены государств-покровителей. Отдельный зал отведен министру чрезвычайных ситуаций и, ныне, обороны, а также этим уважаемым учреждениям, на которых держится наша, во многом экстремальная, страна.
Мы поблагодарили нашего гида за интересные страницы истории республики и отправились к следующей точке в городе. Это – обелиск «Центр Азии». Известно, что о звании географического центра Азии спорят несколько населенных пунктов, но мы не беремся судить, а лишь наслаждаемся предложенным вариантом, и это – Кызыл. На берегу Енисея разбит большой красивый парк. И хотя пока рядом ведется стройка, народу в парке много. В центре парка – скульптурная композиция – фонтан «Центр Азии».

Смотреть сферическую панораму Центра Азии

По сторонам бассейна фонтана расположились животные, чьими именами называются годы в восточном календаре. В центре фонтана – обелиск. Три дракона (или что там задумал скульптор?) держат своими головами земной шар, из которого возвышается стела. В стороне от обелиска другая скульптурная композиция – «Царская охота». Последняя изображает скифских царя и царицу во время охоты. Они скачут на лошадях, перед ними – охотничьи кошки (почему?). Царь запечатлен выстрелившим из лука, на руке царицы – сокол. Композиция, на мой взгляд, выполнена как некая реставрация останков, найденных в кургане Аржаан-2.
После, насытившись пищей духовной, мы наконец-то добрались до обычной. Нам порекомендовали заведение в городе – «Юрта». Здание выполнено, вы «не поверите», в форме юрты. Только там был юбилей … Но гостеприимная хозяйка расположила нас в другом уютном помещении ресторана, и мы с большим удовольствием насладились национальными мясными блюдами, лепешками, чачей, и другими напитками. Выкатившись из ресторана, мы отправились на поиск извозчика на завтра для нас и наших верных коней. Возле автовокзала кучкуются мужики на микроавтобусах. С одним из них мы и договорились, сказав, что при нас будут рюкзаки и велосипеды. Причем сначала уговор был типа 600 рублей с человека + 100 за багаж.

2015.08.20

21.08.15
Утром за нами заехал микроавтобус, мы отправились с багажом на точку сбора. Хозяин машины скептически посмотрел на наш багаж и начал отказываться везти, т.к. для багажа место только на крыше, а наш багаж, якобы, очень тяжелый. В итоге ценник вырос до около 1100 с человека с багажом, причем он вырос дважды за полчаса. Но все равно в целом стоимость вышла меньшей, чем, если бы мы заказывали транспорт только для нас троих …
Как только мы перемахнули Саяны и стали спускаться в Красноярский край, на нас тут же нахлынула волна влаги – мы вспотели в автобусе больше, чем когда крутили педали. Пейзажи стали зелеными, а не желто-коричнево-красными. Вокруг – поля, будто и не выезжали из средней полосы матушки-России. Обедали в придорожном кафе, тут же ведется торговля полезными травами и сувенирами. Естественно, не обошли вниманием и эти лавки 🙂
К вечеру мы были в Абакане. Город весьма развитый, по нашим ощущениям, и оживленный (не Москва, конечно, но он тоже не спит))). Благополучно расположились в лесу, на берегу реки с неожиданным названием «Абакан». Было тихо, вокруг – никого. Только река мелкая. Ну ничего – легли и освежились.

22.08.15
Первым делом, выехав с места стоянки, отправились в краеведческий музей, конечно же. Здесь и представители фауны, и находки с мест стоянок древних людей, и фрагменты истории становления самого музея. Нам провели экскурсию, показав наиболее интересные из экспонатов. Затем мы немножко опустошили сувенирную лавку при музее. А между тем, мы попали в Абакане на день города. Везде в центре висели флаги России, все было особенно нарядно. Вообще, Абакан оставил очень приятное впечатление у всех нас. Жаль, что у нас было мало времени, чтобы увидеть все его достопримечательности. После обеда отправились на место стоянки, недалеко от аэропорта, так как вылет утром. Встали недалеко от реки. Вот только незадача – через этот участок гонят коров вечером ))) но ничего – все осталось цело, гоняли их от палатки и велов. Тем временем пошел дождь и мы забрались внутрь, а чтобы мы не грустили от дождя и расставания с красивым городом Абакан, с нами и коньяк залез 😉

23.08.15
Рано утром свернули лагерь и направились к аэропорту. Привычно собрали велосипеды в чехлы перед входом. Сдав багаж, побродили по маленькому терминалу (а зачем здесь большой? – не нужен), присмотрели еще немного сувениров. И вот он – наш самолет. Москва, мы уже летим к тебе! Да! Это было замечательное приключение! А хорошо, как известно, все, что хорошо кончается. Так и наше путешествие – спокойно закончилось приездом домой. Спасибо вам, ребята! Особенная благодарность, конечно, нашему усатому вождю за подготовку маршрута и организацию. Но каждый из нас дополнил это приключение важным – своим энтузиазмом (пусть и угасавшим на время), своим опытом и помощью друзьям. Было круто! Сибирь теперь – курорт России!

Летим домой!