Время проведения 05-23.08.2015
Участники Андрей <Buldozer> Дмитриевич, Павел <Пахан> Рашитов, Павел <Космонавт> Кучин, Артём Беляков (частично)
Место проведения Республика Алтай, Республика Тува
Активность Вело
Сложность Дистанция: 893 км (из них 350 асфальт и 543 км грунтовые, гравийные, труднопроходимые дороги и бездорожье — горная вечномёрзлая тундра).

Набор высот:  11 286м.

5 к/с

DSC03392.jpg

Фактически пройденный трек по Горному Алтаю

Все фото первой части ЗДЕСЬ, рассказ от Павлика (хвала ему и ждём продолжения!), а также сферы, видео и всё такое далее!

ВАЖНО: фотки листать можно начиная с любой, сферические панорамы, благодаря новой технике стали более детальные (можно приближать!) и тяжёлые (имейте терпение при загрузке).

Фактически пройденный трек  по Туве (с въездом из Алтая)
0-й день.
DSC03179.JPG

огни Москвы

DSC03194.jpg

отчаливаем!

Сбор экспедиции (да, мы ведь ехали познавать уголки нашей Родины 🙂 состоялся на Киевском, перед отправкой на аэроэкспрессе. Состоялся, да не полностью. Кое-кто подтянулся уже в аэропорту. Благополучно сдали в багаж рюкзаки и спортинвентарь. Время есть — почему бы не отметить начало отпуска. Однако сам вылет задержали на два часа. Как же мы ждали наш рейс! И за кофе-чаем сходили, и прогулялись, и подремали в десятке разных поз. И вот, наконец, перед стойкой на борт выстроилась очередь. Известив перевозчика в Горно-Алтайске, вылетели только в 2 пополуночи. До чего же красиво сердце нашей Родины с высоты птичьего полета! Золотые (во всех смыслах) транспортные кольца железобетонными узелками развязок подшиты к проспектам и шоссе, витиеватые набережные — все залито светом! А теперь пора спать.

В 9 утра по местному были в аэропорту Горно-Алтайска. С замиранием сердца набрал номер перевозчика. Не берет. Досадно. Но ничего, мы все равно пока ждем багаж. Вытащили скарб на лужайку перед аэропортом, тут и Иван объявился, наш перевозчик. Благополучно погрузились в микроавтобус — велы в багажник, 3 рюкзака ушли в верхний закрытый багажник, один — назад. Ивана сопровождала забавная собака — Кира. Судя по всему — помесь, короткошерстная, цвет шерсти, как у шарпея, да и морда похожа, разве что складки поменьше. У собаки очень интересная особенность. Пока сидишь в машине — можно гладить, потрепать за складки кожи. Она еще и облизывала нас постоянно. А вот стоит выйти из машины, все — чужой. Лает, в машину не пускает. Такие дела.

Заехали в город закупиться газом и продуктами и направились к Телецкому озеру (160 км). Кстати, немного рекламы. На машине Ивана увидел адрес — altayecotur.ru. Можно отдохнуть в коттедже близ горно-лыжной трассы, а летом вас ждут туристические маршруты. Поскольку Иван оказался человеком надежным и обязательным, не смотря даже на наш форс-мажор с вылетом, считаю уместным оставить его контакты. Приехав в поселок Артыбаш на берегу озера, узнали, что наш катер все еще бороздит где-то. Опять ждать. Ну а тут лавки — рыба горячего копчения, сувениры, музыкальные инструменты … да и озеро манило освежиться. В общем, почти как в аэропорту — перепробовали все средства от скуки, даже учились играть на варгане. Продавцы на местном нано-рынке (четыре лотка) оказались очень дружелюбными, общительными и помогли нам скоротать часть времени ожидания. Но вот наконец и красавец-катер, белоснежный, можно даже сказать, изящный. Уютная кабина на 6-8 сидячх мест, штурвал капитана, в носовой части — большая ниша  с доступом из каюты, где, при желании, можно устроить полноценное место для сна, и не одно:) мы разместили там рюкзаки. Велосипеды пристроили на корме. Два-три человека могли еще разместиться здесь, на открытой части лодки, чтобы всецело ощутить драйв скороходного судна. Ветер так и свистел в ушах! А кругом — горы!

Высокие, величественные зеленые горы, все в хвойных лесах, с резкими скалистыми обрывами. Заехали на местный самый высокий водопад (название не помню, спросить у Андрея), там — прямо мекка туристическая. Народ снует толпами. Затем заехали а водопад “40 грехов” — по камням с высоты метров 15-20 стекает ручей, традиционно температура водички — 5-6 [во заливает!] градусов. Мы с Темой решились смыть с себя по 40 грехов, Пашка с Андреем остались при своих.

DSC03216 Panorama.jpg

озеро Телецкое, на распутье

Высадка на южном побережье. Весь берег усыпан сушняком, оставшимся после весеннего половодья. Чуть поодаль от кромки воды стоят палатки и машины отдыхающих. Разбили лагерь прямо на пляже. Поднялся довольно сильный ветер с озера в долину. К нам подошел местный мужичок, на вид — коренной алтаец, на чистом русском представился Олегом и стал ждать … когда мы ему нальем, и расспрашивать, кто мы и откуда. Алтаец был невысокого роста, очень смуглый, одно из предплечий было поломано и неудачно срощено — небольшой изгиб кости до сустава бросился в глаза. Узнав, что я из Башкирии, он обрадовался, и сказал, что Алтай и Башкирия, это один хрен (почти дословно). Правда потом он долго спрашивал и пытался понять, где же находится сия братская республика, мол, наверное, очень далеко … молодец, кэп 🙂 про себя сказал, что он пасет стадо, и его тут любой знает, кто он. Неудивительно, если он к каждому костру подходит за рюмкой и представляется.

DSC03253.jpg

Высадка десанта

6 августа.
1-й день похода.
Начало чудес Алтайских.
Нитка маршрута  озеро Телецкое — вдоль р.Чулышман — устье р. Чульча

пешком к Большому Чульчинскому водопаду

 Погода  +19+22, пасмурно с просветами, дождь с грозой
 Дистанция, км   50 (грунтовка, гравийка с большими камнями)

+24 км пешком

 Набор высот/спуск, м   268/240
Средняя скорость движения, км\ч   13,6
Время в движении   3 ч. 40 мин.
Высота стоянки, м  495

Смотреть сферическую панораму с южного берега Телецкого озера

Утром направление ветра сменилось на противоположное, и он усилился. Разводить костер пришлось вдалеке от палаток, дабы не спалить жилище. Кстати, костер несколько раз раздувало в стороны так, что приходилось тушить. Выехали с территории турбазы, на которой мы неожиданно для себя оказались. Со стороны озера это выглядело скорее как просто популярное место отдыха “дикарями”. И тут пошли алтайские дороги … все в крупных камнях, кочках да ямах. Стоило немного разогнаться и привстать, не желая ловить пятой точкой очередной камень, как велосипед с 20 килограммовым рюкзаком подкидывало вверх. А по сторонам — великолепные горы Алтая!

DSC03292 Panorama.jpg

долиной Чулышмана

А мы катим в живописнейшей долине между ними. Ощущения — потрясающие. Во-первых, потрясают горы и долина, а во-вторых — дорога, которая вначале вынуждала очень внимательно за ней следить и объезжать большие камни и кочки. Однако скоро дорога выровнялась до обычной грунтовки, а природа гостеприимно демонстрировала дальше свои красоты. В этот день наш путь лежал вдоль красивейших берегов реки Чулышман. После обеда добрались до кемпинга. Связали велосипеды, договорились о ночевке здесь и заказали ужин.

DSC03312.jpg

Каменные «грибы»

DSC03364.jpg

р.Чульча, дорога к водопаду

А сами тем временем направились рассматривать каменные грибы на горах и далее — к водопаду Учар, находящемуся на реке Чульча, впадающей в Чулышман. Да-да, внимательно следите за названиями географических объектов. Переправа на лодке через довольно быстрый, хотя на вид и неглубокий (чуть глубже, чем по пояс) Чулышман обошлась в пять сотен в оба конца. Далее — замечательная грунтовочка вдоль берега. Сразу в горы нам нельзя — частная территория (почему-то не огороженная), где пасут скот, о чем предупреждают несколько табличек. Одна из них также предлагает приобрести яблоки у местных фермеров. Дом фермы — вполне привычной русской деревенской архитектуры, без тюркских мотивов. Дошли до края долины, нашли палатку, в которой, как нас предупредили, нужно оплачивать

проход к водопаду. Так уж получилось, что с обитателями палатки мы разминулись, несмотря на то, что честно подождали несколько минут. Дальше дорога пошла в горы. Каньон Чульчи остался по правую руку внизу. В нем лежали гигантские валуны. Ближе к концу пути нас ждал интересный сюрприз. Дорога как таковая заканчивалась и нужно было пролезть несколько метров по металлическим скобам, вбитым в скалу, и протертым до скользкого состояния подошвами. Над скобами висела веревка, прикрепленная к распоркам, вбитым в скалу. И вот, наконец, красавец Учар!

Смотреть сферическую панораму водопада Учар



Строго говоря это каскад, а не водопад, но тем не менее, вид очень величественный! Валуны размером с грузовик, и даже больше формируют это чудо природы, образовавшееся в результате землетрясения. Жара, а от брызг воды, поднимающихся в воздух  — свежесть. Вдоволь насладившись видами и шумом, подкрепились и пошли обратно. На островке остановились и искупались. Водичка горная, естественно, бодрит, градусов 12-15. На обратном пути с водопада нас провожал дождь. Добротный такой, хоть и не ливень. Однако нас радовал вид долины впереди — там, судя по облакам и силуэтам проливающейся с них воды, было куда хуже. Но ближе к концу спуска нас накрыло скоротечной грозой, за которой тутже выскочила двойная радуга!
DSC03373.jpg
Когда спустились к долине у палатки снова никого не было. В сумерках добрались до переправы, установили палатки. И тут нас ждал сюрприз в виде особенностей алтайского гостеприимства. Повара работают практически бессистемно. Учет поступивших и выполненных заказов ведется примерно так, как Дядя Федор писал письмо родителям из деревни, т.е. коллективно и хаотично. Поэтому картошки на нас осталось мало, но это было с лихвой компенсировано пропорционально увеличившейся долей гуляша — замяли ситуацию))) салат тоже был хорош. А где наши манты? Этот вопрос поставил в тупик поваров. Короче, их слили другим туристам, а про то, что они наши как-то позабыли. Пришлось дозаказывать салат … беда))) Печаль-беда компенсировалась существенными возлияниями и раскатами грома по долине под барабанный аккомпанемент ливня!

2015.08.06

7 августа.
2-й день похода.
Кату-Ярык, а вдруг я брык?
Нитка маршрута устье р. Чульча — пер.Кату-Ярык — оз.Уч-Куль
 Погода  +25+23, переменная облачность, солнце
 Дистанция (всего), км   54 (104) (грунтовка, гравийка с большими камнями)
 Набор высот/спуск, м   1474/537
Средняя скорость движения, км\ч   10
Время в движении   5 ч. 16 мин.
Высота стоянки, м  1460
DSC03386.jpg

Чулышман

Утром приготовили завтрак уже сами, пообщались с общественностью. По соседству были ещё ребята на велах, но у них была какая-то смешанная компания. Половина на велах, половина в Шниве. Снова долина Чулышмана, потрясающие виды гор, водопадов и реки. К обеду солнышко так меня нагрело, что начал разбирать озноб и я почувствовал резкий упадок сил. Ещё удивился, неужели я так потерял форму?
DSC03387.jpg

DSC03408.jpg

Кату-Ярык, начало

DSC03412.jpg

Кату-Ярык, в процессе

Единственная мысль, которая вертелась в голове — добраться до тени деревьев, не свалиться на солцепёке, чтобы не “свариться”. Вот он, долгожданный оазис. К этому времени Андрей и Тёма существенно вырвались вперёд. Мне повезло, что позади рядом ехал Паша. Я сказал ему, что не в силах дальше ехать, выдохся. Слез из последних сил с вела и лег на землю под деревом, положив голову на камень. Пашка быстро сообразил про моё состояние и сбегал с бутылкой до реки. Холодная вода немного ободрила, смочил панаму, накрыл голову. Чуть полегче. Тут подъехали ребята, спохватившись, что нас нет. Останавливались машины, предлагали помощь. Но чем тут особо поможешь? Я постепенно приходил в себя. Решили доехать до кемпинга у перевала — аккурат обеденное время — искупаться, пообедать, отдохнуть и решать уже после, что дальше делать с ситуацией. И не зря. Собрав внутренние резервы, доехал до кемпинга с ребятами, прилёг на лавку. На голову дали мокрую холодную майку — жизненные силы стали возвращаться. Купание и плотный обед подстегнули этот процесс. Через пару часов такой “реанимации” я был готов двигаться дальше. А дальше — Кату-Ярык, перевал, который переднеприводные машины берут в связке с трактором из-за его крутизны. Но был и один отчаянный, пытавшийся взобраться задним ходом. Хотя, как я понял, и ему пришлось спуститься обратно — дорожка не из лёгких. И вот мы смело ступили на первое колено перевала — самое крутое по уклону.

Как нам потом рассказали местные, дорогу через перевал сделали три тракториста буквально на общественных началах в 1987-1989 гг. И тот участок, который на нашем пути был первым, должен был состоять из двух колен — чтобы не было так круто. Однако был нюанс. До этого вся дорога была проложена исключительно механизаторами, повезло, а на этом участке нужны были уже подрывные работы, требующие длительной подготовки. А на носу — очередной съезд партии. Нужен красивый доклад. И пришло распоряжение — закончить работы к съезду. Стало не до взрывов. Сделали, как сделали. С учётом того, что раньше в долину Чулышмана через горы можно было пробраться только пешком и на лошади — грех жаловаться 😉 Шли пешком в основном, проезжали только очень короткие участки. Отдыхали то через одно, то после каждого колена подъёма. Мимо нас проехало в обе стороны пара десятков автомобилей. Запомнился огромный американский пикап красного цвета, с новосибирскими номерами, на кузов которого была сделана надстройка дома на колёсах. Потом мы встречали эту семью ещё пару раз и уже приветствовали друг друга на дороге как старые приятели. Наградой за крутой подъём нам послужил впечатляющий вид на долину Чулышмана с высоты птичьего полёта! Это действительно достойно восхищения! Сказочная зелёная долина, окаймлённая с двух сторон хребтами, голубая река внизу, а напротив наблюдателя — неприступные скалы с водопадами, за которыми скрыты зелёные луга, основные пастбища для местного поголовья скота. Красотища!

Смотреть сферическую панораму перевала Кату-Ярык

DSC03436.jpg

Кату-Ярык сверху

DSC03440.jpg

начало Улаганского нагорья

А нас уже приветствует горный ветерок, предвещающий смену погодных условий, хотя на хребте было всё ещё жарко. Тут же у смотровой площадки организовали небольшое кафе-юрту. Там мы подкрепились свежими и горячими чебуреками и пирожками, наслаждаясь своей маленькой победой над алтайским рельефом и, конечно же, видом с вершины. Хорошего понемногу — это не про нас. Хорошего — много! Ещё много километров впереди. Снова в дорогу! Дорога шла лесом — это было по-своему приятно нам, равнинным жителям, не привыкшим к степям. После нескольких относительно небольших подъёмов и спусков мы подобрались к сегодняшнему месту стоянки.

DSC03444.jpg

место ночлега на высоте под 1,5км

Вода — ресурс ограниченный. Поэтому даже в таких необъятных пампасах, как Алтай, мы с удивлением обнаружили, что ночевать будем с соседями. На озере, где мы планировали встать стоял белый «Лендровер», как следует упакованный под туристические поездки. На крыше была разбита большая палатка, которая, очевидно, в сложенном виде оставалась там же на время поездки. Половина палатки выступала за крышу и удерживалась двумя опорами. Под палаткой была устроена походная кухня. Перед машиной в складных креслах сидела парочка и любовалась костром. На вид им было немного за тридцать. Между креслами стоял складной же столик. Было видно, что ребята удивлены не меньше нашего. Поприветствовали друг друга. Мы сказали, что намерены составить им соседство на озере. Девушка стала вопросительно смотреть на парня. Я тоже стал смотреть на него и прочитал на его лице недоумение. “Я плохо говорить по-русски”, — только и смог сказать он. “We would like to be your neighbours”, — сказали мы. “Oh, go for it!”. Так мы и присоседились. Парочка с машиной встали на широком перешейке между двумя озёрами. Мы забрались несколько глубже от дороги на дальнее озеро, которое было чище, и оказались также близко к лесу, гостеприимно раскидавшему тут и там сушняк. После ужина Андрюха долго восхищался алтайским небом, а мы поползли по палаткам.

DSC03451.jpg

млечный путь над Алтаем

Проснулся я от того, что он меня звал. Выяснилось, что чебуреки не пошли впрок, и нужно теперь подкинуть в топку угля, желательно — активированного, дабы уладить внутренние противоречия, мучающие вождя нашего маленького племени. Я указал ему путь к заветной цели у себя в рюкзаке и решил было снова погрузиться в сладкий сон уставшего путника, но через некоторое время почувствовал тягу к природе и вылез из палатки. Пока я любовался ночным небом, с другой стороны озера послышался странный звук, похожий на стук копыт, затем какое-то хрюканье. Неужели кабан?! Как-то не хотелось встречаться с этим, безусловно милым и добродушным, зверем, когда он вышел в ночную смену. Быстро налюбовавшись звёздами я поспешил обратно к палатке, рассчитывая, что амбре наших кроссовок заставит местного жителя держаться в стороне от палатки. Не смотря на беспокойство по поводу ситуации я очень быстро снова оказался в гостях у Морфея.

2015.08.07

8 августа.
3-й день похода.
Улаганское нагорье.
Нитка маршрута оз.Уч-Куль — п.Улаган — Улаганский пер.(2080м)
 Погода  +15+10, переменная облачность, дождь
 Дистанция (всего), км   62 (166) (грунтовка, гравийка с большими камнями, фрагменты асфальта)
 Набор высот/спуск, м   1356/741
Средняя скорость движения, км\ч   10,5
Время в движении   5 ч. 56 мин.
Высота стоянки, м   2060
DSC03456.jpg

в улаганском поту

Утром Паша стал допытываться, что мы слышали и, внимание, видели ночью. Я пересказал свою романтическую историю прошлой ночи. “А коней вы видели?” — спросил наш старейшина. “Нет”, — ответил я. Андрей сказал, что после нашего диалога его ночное бдение не прекратилось и до самого утра сон был крайне плох. Он слышал и фырканье лошадей и звук копыт. Паша на рассвете через палатку и верхний тент (!) видел лошадиные фигуры и даже чувствовал, как лошадь била хвостом о палатку. Хорошо, не копытом. После завтрака попрощались с соседями и, обменявшись контактами, отправились вниз с хребта.

DSC03462.jpg

бездорожье — это, брат, не штука, а вот как дорогу одолет?

Сегодня нашей заветной целью был посёлок Улаган, где планировалось пополнить запасы провизии и даже похарчеваться, а главное, собственно сам перевал Улаган. Дорога — разбитая гравийка, с плавным тягучим подъёмом. Дорога давалась тяжело, уж больно забористое покрытие. Доехали до курганов — просто куча камней, сложенных в груды. “Всё уже украдено до нас” — вместо курганов воронки. Решили попробовать срезать по мягкой грунтовке вдоль основной дороги. Просто шикарно! Позвоночник испытал блаженство, нижние полушария мозга тоже. Проехали хуторок с парой построек. Местные смотрели на нас как на инопланетян. Снова вернулись на гравийку и по ней уже ехали до Улагана. Посёлок встретил нас гостеприимным асфальтовым покрытием, обилием магазинчиков и наличием мобильной связи, что было важно для некоторых участников наших “социалистических соревнований”. Грустным моментом было то, что, внимание(!), в субботу местные кафе не работают! Но и это нас не сильно расстроило.

Пополнили стратегический запас пальчиковых батареек для навигатора, купили продуктов в самом большом магазине. Спросили про свежее мясо — не оказалось. Примостились у магазина перекусить и отдохнуть. Минут через пятнадцать прибегает мужик, смотрит на нас, и спрашивает: “А что, туристы уже уехали, которые мясо спрашивали?”. Все были слишком заняты обедом, чтобы пускаться в объяснения насчёт туристов и мяса, и просто кивнули головой. А потом, когда мужик исчез, а мы прожевали, до нас дошло, что это, очевидно, продавщица из магазина сказала ему про нас, что мы искали мяса. Но мужик в нас туристов не признал. Поржали.
DSC03465.jpg
Снова отправились в путь. Впереди — перевал. Дорога к нему была затяжным подъёмом по разбитой каменистой дороге, на которой тут и там лежали бережно уложенные кучи гравия для разравнивания дороги, которые иногда затрудняли разъезд с встречным транспортом. К вечеру дорога взяла круто в гору, покрытие сохраняло верность алтайским традициям и по-хозяйски потряхивало нас в сёдлах. Температура понизилась, нас накрыл дождь. Взяли перевал — снова ритуальные ленточки, небольшая хибара. Через дорогу от неё — идолы в изгороди, которых охраняла собака, тут же облаявшая нас. Возле идолов — крытая беседка.

DSC03471.jpg

Тёма на Улаганском перевале

DSC03476.jpg

норм едем! ( в национальном костюме)

Наскоро сфоткали эти достопримечательности и скорее дальше — холодно и неуютно на перевале. Ветерок так и норовит сдуть. Немного отъехав от перевала увидели по левую руку юрту, уютно дымившую трубой. Возле неё — маленький дизелёк — автономное электроснабжение глубинки рулит. Внутри — как в сказке. Тепло, уютно, свет тусклый, но его достаточно, чтобы было комфортно. Слева от входа — импровизированный прилавок — на стене развешаны различные вещи на продажу от теплых кофт (явно фабричных), до шерстяных носков и изделий из кожи ручной работы (кошельки, сумочки, украшения на шею и т.д.). Старушка приветливо рассказывает, что у неё есть из готовых блюд. Все заказали по порции мантов и салата — соскучились по витаминам. Особо голодные залили это изобилие еще и шурпой. А попить заказали местный травяной чай, в основе которого — чай курильский, еще был чабрец, кажется. Старушка также даёт каждому желающему сфотографироваться в национальном костюме, а поскольку у неё здесь мелкое предпринимательство, то и становиться тоже нужно за плату. Но это должно было компенсироваться тем, что стоянка предполагается в охотничьих домиках, которые стоят немного выше к перевалу, нужно только отойти с дороги подальше.
Пошли туда. Сказать, что мы были удивлены тому, где нам предлагали переночевать — не сказать ничего. Две землянки, без крыши. Мы даже не стали походить и проверять, на месте ли обещанные нары внутри. Правда на маленькой опушке меж деревьев стоял столик и скамейки, врытые в землю. На этой площадке решили и ставить лагерь. А невдалеке находилось чудо деревянного зодчества аж с двумя раздельными кабинками — удобства, какие-никакие. Закат был хорош, а у нас наконец-то было время им насладиться — костер разводить и готовить не нужно, осталось только поставить на ровное место нашу “недвижимость”. Это оказалось не так-то просто на таком небольшом пятачке, чтобы не скатываться ночью друг на друга. А ночью нас троих накрыла аклиматизация (Андрей уже свою стадию прошёл). Все вкусные блюда, что мы съели за ужином настойчиво просились наружу. Мне повезло больше всех. Помучившись около часа, и выполнив все требования организма, я крепко уснул. Другие еще и поспали плохо.

DSC03488.jpg

Закат на стоянке — перевал Улаганский, за 2км высоты

2015.08.08

9 августа.
4-й день похода.
Последствия Улаганского нагорья.
Нитка маршрута   Улаганский пер.(2080м) — п.Акташ

далее на машине до п. Кош-Агач 110км

 Погода  +15+13, переменный дождь, просветы
 Дистанция (всего), км   28 (195) ( гравийка, фрагменты асфальта)
 Набор высот/спуск, м   152/851
Средняя скорость движения, км\ч   18
Время в движении   1 ч. 34 мин.
Высота стоянки, м   1720

Я пассажир, мне дорога дорога (с).

DSC03492.jpg

Начало спуска к Акаташу

Утро выдалось вполне благополучным (если не считать осадка от прошлой ночи). Прохладно, ясно. Предстоит спуск (наконец-то!) по вполне приличной дороге. Не тут-то было. Задний обод и ободные тормоза моего белого красавца заиграли каким-то похоронным оркестром, страшно дребезжа на всю окрестность. Пытался тормозить и ехать медленнее. Не помогло — звук шел из-за биения обода — там “играла” жуткая восьмерка. Диагноз — дальше ехать опасно. Встали на обочине, где было побольше места у придорожной харчевни, на ремонт. Две спицы сломались. Достали запасные. А чтобы заменить, нужно снять кассету с заднего колеса. Инструмент имелся. Но вот нюанс — цепного-то ключа и не оказалось. Взяли запасную цепь, чтобы ей захватить кассету и открутить. Кассета благополучно прокручивается. Догадались использовать блок. Тут же валялась старая батарея. Об неё цепь и обмотали, чтобы не прокручивала. Дело пошло. Но вот незадача — на втором креплении спицы у обода частично сорвало резьбу. И как мы ни пытались дотянуть и вкрутить спицу в резьбу — ничего не получилось … Решено — я со своим Боливаром остаюсь ловить попутку, ребята едут дальше, встречаемся в поселке Акташ. Мне повезло. Останавливалась каждая вторая машина — в Сибири у людей особенно развита взаимовыручка — однако не все могли принять на борт такой груз. И вот, спустя каких-нибудь 15-20 минут возле меня останавливается старенький кроссовер. В нем — пара средних лет, муж и жена. Узнав в чем дело они не раздумывая согласились подвезти меня. По дороге распрашвали, естественно, кто мы, и как здесь оказались. А я в свою очередь интересовался местной жизнью, и вполне успешно. Оказалось, что они едут со сватовства, которое как раз проходило в одном из сел Улаганского района, из которого мы и держали путь в Кош-Агач. Улаганский район республики наиболее придерживающийся алтайских традиций. Сватовство происходит в доме невесты. Приезжают сватья и целый день происходят различные обряды, а ближе к вечеру уже начинается большое застолье, естественно, со всеми вытекающими горячительными. А потом такого же масштаба гулянье уже непосредственно на свадьбе. Вот ведь крепкие здоровьем люди в Сибири! Так с расспросами и рассказами мы доехали до поселка Ак-Таш (по-алтайски — Белый камень).

DSC03500.jpg

цепь озёр на спуске

В Ак-Таше выяснилось, что слово “веломастерская” здесь означает “недоразумение”. Никто даже не слышал о том, чтобы подобное заведение находилось на этой земле. Написал ребятам о ситуации. Решили, я дождусь их здесь, и вместе будем разбираться. Выяснилось, что Тема ехать дальше сам не может — у него заболело колено здоровой, казалось бы, ноги (проблемная нога была загодя снабжена эластичным бандажом). Я дальше ехать не могу из-за колеса.

DSC03506.jpg

разрывая пролом «Красные ворота»

А Паша и Андрей все равно не смогут проехать необходимые по плану 95 км до Кош-Агача — уже во всю шла вторая половина дня. Решили — утро вечера мудренее. Доберемся до Кош-Агача, и на месте уже решим, что можно сделать. Стали искать подходящий транспорт. Местные либо предлагали крутой ценник (5К), либо просто отказывались — воскресенье, шашлыки, пиво. Но в итоге именно местные помогли нам найти человека с машиной, хотя и уговаривали, как могли, остаться и посидеть с ними, попить пивка. Более того, они предрекали, что и в Кош-Агаче не слышали про велоремонт и веломастерские. Но вот спустя час на площадь, где находились памятник советским воинам-освободителям, рынок, и множество магазинов разного пошиба подъехал новенький Патриот, с заранее известным нам номером. Два велосипеда оказались на багажнике на крыше, два — внутри, сзади, вместе со всем нашим скарбом. Степь … величественная, окруженная длинными рядами гор, чаша Курайской степи наглядно показывает смену флоры, и становится понятно, почему конечный пункт сегодняшней поездки в переводе с алтайского означает “прощай дерево”. Обидно было, что именно сейчас мы вынуждены ехать на машине, потому что дорога была асфальтовая, виды — замечательные, и поездка по этому участку была бы определенно приятной.

DSC03518.jpg

Южной-Чуйский хребет с Чуйского тракта

Благодаря поддержке Центра (спасибо Soleil) сразу выгрузились у местного мотеля. Вечером нас ждала заказанная баня, а пока мы искали возможность починить заднее колесо моего вела. В этом же мотеле на наше счастье оказалась еще одна группа велосипедистов. Они направлялись в Монголию. У них оказалось 2 спицы, длиньше, чем запасли мы. Этого хватило, чтобы дотянуть их до резьбы и закрутить. Однако, до прямого состояния (в профиль) колесу было далеко … Пока суть да дело познакомились с двумя ребятами на кухне мотеля. Они — командировочные из Барнаула. Приехали устанавливать оборудование для Интернета, а еще подрядились монтировать систему камер, следящих за скоростным режимом на дорогах (и это в поселке с населением около 9 000 человек!). Обменялись мнениями о местечке, природе и людях, которые здесь бывают. Позже вечером в мотель заехали двое байкеров на чоперах с московскими номерами (мужчина и женщина), и московский же Ленд-Ровер …

DSC03531.jpg

Кош-Агач

В бане невозможно было зайти даже в предбанник, так добротно она была натоплена. Открыли дверь, окно, чтобы можно было хотя бы раздеться там. В моечное отделение проходили гуськом, на карачках, ибо в “верхних слоях” находиться было совершенно невозможно. Так, постепенно, привыкли. Тема первым отважно шагнул в парную. Я это сделал спустя лишь полчаса после входа в баню. Насыщенный день, распаренное состояние после бани и ужин сделали свое дело — мы отрубились практически сразу после бани. После спальников скромные кровати мотеля казались устланными перинами и коврами, так мягко на них было.

2015.08.09

10 августа.
5-й день похода.
Когда отстал наш Арамис — нос не повис!
Нитка маршрута   п. Кош-Агач — п. Кокоря — брод р.Бугузун — под пер.Бугузун
 Погода  +8+15+20, переменная облачность с прояснениями
 Дистанция (всего), км   73 (268) (28км по асфальту, далее грунтовка)
 Набор высот/спуск, м   794/235
Средняя скорость движения, км\ч   14,3
Время в движении   5 ч. 06 мин.
Высота стоянки, м  2279
DSC03539.jpg

дорога на Монголию

DSC03551.jpg

обычный вид в Кокоре

Утро принесло вот какие новости. Тема однозначно принял решение возвращаться в цивилизацию, ибо дальше нам предстояли места совсем негусто населенные, и эвакуировать его оттуда будет проблемой для всего коллектива. Решение правильное, но кошки на душе скребли у всех, хоть виду и не подали. Раз такое дело, что у нас один сломанный вел, и один выбывающий наездник, решили, что резонно будет обменяться велосипедами для более надежного продолжения поездки. Тема узнал, что можно вернуться в Горно-Алтайск на маршрутке, Таня Soleil помогла ему с обратным билетом, хотя это и ударило по его бюджету. А нас ждет продолжение маршрута — хорошая дорога, опаленные щедрым сибирским солнцем горы, окаймляющие степь, и мы вновь крутим педали, хоть уже и втроем.

По бокам от дороги — поля. Люди заготавливают сено для скота. Едешь по дороге, крутишь педали, и слышишь с поля “Здорово, братуха, бля!”, и понимаешь — ты на Родине! И, конечно же, приветствуешь тружеников алтайских нив в ответ.

Последний населенный пункт в Алтае на нашем маршруте — Кокоря — известен своим музеем Теленгитов, но работает он дня три на неделе, и мы в него не попали. Дальше асфальт заканчивается и начинается степное шоссе — множество колей, идущих параллельно до поры, до времени. И мы “серфили” по ним, выбирая, где нашим пятым точкам ехать спокойнее и ровнее. Очень редко вдалеке виднелось какое-нибудь стадо и одинокий чабан на лошади.

DSC03563.jpg

нам любые дороги дороги!

Смотреть сферическую панораму Чуйской степи вдоль реки Бугузун

DSC03585.jpg

як

DSC03603.jpg

верховья Бугузуна

В этот же день нам впервые встретился местный чудо-зверь — як. Они здесь пасутся в стадах вместе с коровами. И над всем этим простором кружат орлы! К вечеру дорога стала забирать вверх. Встали в верховья реки Бугузун, в чистом поле. Мимо катил джип с московскими геологами. Они остановились, поприветствовали нас, мы — их, обменялись парой фраз. Кроме существенной потери в личном составе этот день отличился еще двумя заметными фактами. Во-первых, это был первый день, когда дров уже не было, и в ход пошел газ, закупленный в Горно-Алтайске, во-вторых, готовили кашу с сушеным мясом, которое заготовил к поездке Андрей. Мясо жевалось тяжело, зато оно легко застревало в зубах ))) Часть мяса начала портиться от конденсата и покрылось мохровой плесенью. Чутка подчистили и решили — хрен с ней с плесенью! На следующий день сушить по дороге, завернув в скатерть, на которой устраивали походный “стол”.
Ну а комментировать те красоты, что мы проезжали весь день, поднимаясь всё выше нет никаких слов- просто смотрите!

DSC03606.jpg

в поисках дороги…

DSC03613.jpg

Золота Алтая

2015.08.10

О приключения в Тыве — читайте ДАЛЕЕ!