Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?…

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю.Лермонтов

Время проведения 15.07-02.08.2016
Участники Андрей <Кэп> Дмитриевич, Татьяна Боцмановна, Пётр <Корабельная крыса> Андреевич, Екатерина <Вперёдсмотрящщая> Андреевна, Алексей <Кормчий> Смирнов, Павел <Кандидат> Ахматович
Место проведения Россия: Ленинградская область, Карелия республика — Ладожское озеро.
Активность Водная моторная-парусная
Сложность Дистанция: ~735 км.

Все ФОТО здесь (начало внизу) или начинать листать отсюда ну а рассказ — далее!

 

День 1.
Старт нашей регате был дан прямо с площади Кирова города Новая Ладога от монумента Ладожской военной флотилии.
Выходя по Волхову Ладога сначала дала знать о своём серьёзном нраве: сильная встречная волна в устье Волхова в купе с противным ветром стали подкидывать нас, поливая свежей водой. Не желая закалять неокрепшие организмы мы решили пойти Новоладожским каналом.
Новоладожский канал (Императора Александра II) — бесшлюзный водный путь вдоль южного берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Нева. Построен за 5 лет, с 1861 по 1866 годы, параллельно обмелевшему и пришедшему в ветхость Староладожскому каналу времён Петра I. До Октябрьской революции назывался именем императора Александра II Освободителя. В длину он 111км.

Правда почти сразу пришлось демонтировать мачту и протискиваться под понтонным мостом. А далее открылся водный автобан — длинные прямые участки канала посреди леса. По берегам встречалось изрядное число отдыхающих, но дело было в вечер воскресенья и народ разъезжался восвояси, а мы присмотрели приличное местечко и расположились среди сосен и комаров.

День 2.
На второй день плавания начали встречаться приличные корабли, стоящие на якоре в канале. Благодаря чему мы сделали открытие — народ паркуется в спокойном и относительно глубоком канале и уходит пешком купаться и загорать на песчаные пляжи озера — так сделали в обеденный перерыв и мы.
А далее огромными камышиными лабиринтами заводей вышли в устье Свири. Но везенье нас всё ещё не догоняло и ветер с волной от озера сразу охладили наш пыл, накопленный за время плавания по тихому каналу под июльским солнышком. Дальше по восточному берегу Ладоги были 26 км Нижне-Свирского заповедника нарушать который с неизвестными последствиями и на ночь глядя не хотелось. Решили искать остров Песчаный в дельте Свири. Волна, ветер, заросшая камышом всюду дельта и водоросли наводили печальку. Плюнув на все условности мы взяли с Лёшкой вёсла и ломонулись прямо через камыши по азимуту острова. Упорство было вознаграждено — у самого берега камыши отступали, а сухого топляка было полно! Шашлык, винцо, закат — началась островная жизнь и настроение налаживалось)
День 3.
Утро оказалось не просто мудренее, а почти штилевое! Мы бодро выгребли из камышей и по прямой обрезали Свирскую губу, удаляясь таким образом от берега до 8км. Посещали Содомские о-ва на которых есть деревья, но нет земли — одни промываемые камни с корнями меж них. Начали ставить парус и стало получаться! На обед в знойный полдень остановились в подкове одного из безлюдных песчаных пляжей. Водичка правда была бодра и даже сводило ноги, что не мешало малышам дрызгаться до синих губ. Затем, помимо созерцания переходящих друг в друга пляжей, посетили укрепления линии Маннергейма с противотанковыми надолбами и мотками колючки. Да когда-то Родина заканчивалась уже здесь…
Ну а закончили мы день в небольшой уютной бухточке в залеске которой был рыбацкий домик и смотрели на заходящее по ещё за берег солнце.

День4.
В этот день заплыли для пополнения припасов и топлива в речку Олонка. Температура воды в ней возросла сразу до купательной и мы решили остановиться в замеченых дюнах. Детвора охотно бегала по раскалённому солнцем песку и купалась в тёплых водах Олонки. Ну а мы готовили шашлычёк и попивали пивко, поглядывая с верхушек дюн на окрестности.

День5.
Выйдя из Олонки мы пустились опять на север вдоль песчаных пляжей. Выходили гулять на крутые песчаные дюны с законсервированными иссохшими стволами сосен. Заходили за провиантом в Видлицу. Ставили парус и всю вторую половину дня шли без мотора со скоростью 7-8км/ч, разгоняясь на попутных волнах до 11км/ч! По дороге видели головы ладожских нерп, которые стеснительно заныривали от нас в глубину. В конец дня пристали к каменно-песчаному берегу с изготовлением шашлыка и увеселительной программой)

День6.
День выдался пасмурным и ветренным. Грозные тучи сгущались вокруг нас, посему решили не идти сразу на Валаам, а обходить северными шхерами. Ну а для занимательности заплыли на действующий маяк XIX века куда удалось взобраться и осмотреть прекрасные окрестности, а затем через чащу леса острова Мантсинсаари пробивались к старой финской батареи. По пути обнаружили в лесу штук 5 огромных воронок, сделанных по видимому нашими бомбардировщиками. Сама батарея была замаскирована очень грамотно и вся заросла, но казематы имели прекрасную сохранность.

День 7.
Заглянув в северо-восточный уголок Ладоги — Питкяранту для пополнения припасов мы вышли бороздить северные шхеры озера. Мимо нас потянулись острова… большие и маленькие, лесистые и совсем лысые скалы красноватого цвета и сглаженные волнами, птичьи базары поднимались в воздух и кружили покрикивая на нас. Вокруг и около ходил грозные тучи из которых порой вырывались молнии и физически наблюдался ливнепад. Но температура держалась выше +25, ветер был умеренным и мы продолжали держать курс, рассчитывая выброситься на первый же остров, если нас накроет. Но везение, видимо, нас нагнало и до самого вечера нам удавалось идти сухими в окружение грозовых раскатов. На одну из скал, едва торчащую из воды мы неудержались и высадили несмотря на все опасности подобной затеи. Тёплый прогретый гранит розового цвета приятно ощущался босыми стопами ног, а красота шхер на фоне грозного неба в купе с кружащими над головой чайками завораживала.
На схеме навигатора мы отыскали уникальное место неподалёку — где гранит скал слегка прогнулся под изменчивый мир и рядом с берегом Ладоги образовал изолированное от неё внутреннее озерцо — туда мы и отправились ночевать. Столом для ужина нам служил огромный гранитный валун с плоским верхом, а после трапезы под нагнавшей нас грозой с порывистым хлёстким ветром мы пошли согреваться в тёплых водах того самого внутреннего озерца. Ах ну да, виды со скал на стоянке тоже были ничего)))

День 8.
После ночного ливня тепло никуда не делось и вся влага из скал, мхов и лишайников поднялась в воздух: стояла духота и сплошной туман, который порывами ветра несло по островам и шхерам. Нас это не остановило и мы поплыли к Сортавале. Порой просто шли по курсу навигатора в кромешном молоке. Надо сказать сохранять курс без ориентиров очень непростая задача, так а ещё и доставляло то, что по курсу скалы, а ты ничего не видишь за 500, 200, 50метров и вдруг прям перед тобой сквозь туман вылезает скала высотой до 100 метров! Не хватало только нескольких порхающих птеродактилей вокруг.
Проплывали местные форелевые хозяйства, заглянули за едой и топливом в Сортавалу. На ночёвку встали на небольшом острове прямо на фарватере и под шашлык наблюдали, как Метеоры сновали с пассажирами на Валаам.

День 9.
Ещё пол дня тумана, некоторое блуждание в шхерах с желанием срезать небольшими каналами меж островов. Раз не получилось, зато в другой мы прошли между островов, протока между которыми в середине раздавалась до большого залива, а густой туман был прожжён лучами солнца. Далее шли внешними мысами западных шхер по курсу в тумане. Высаживались на островках с птичьими базарами, где детвора с удовольствием плескалась в теплющих ванночках. В желании максимально приблизиться к Валааму при нараставшем юго-восточном ветре под брызги набегавших волн и ясном солнце мы широкой дугой выплыли к восточным островам Кильпасарет. По пути встретили приличную яхту, бодро чесавшую навстречу нам на одном стакселе. Впарковались в уютный гротик точ-в-точь под наш кат и устроились на ужин на мягком ковре мхов наблюдая заходящее за далёкий берег. А в каких-то 20 метрах от нас на скалы выбрались две тушки ладожских нерп, мы удивлённо и с интересом поглядывали друг на друга и с миром разошлись спать)

День 10.
Утром разбудил всех пораньше — погода была штилевая и солнечная! Лучшей диспозиции для самого долгого и пугающего перехода придумать было сложно. Решено — идём 23км на Валаам!
Сначала взяли курс из расчёта пройти в видимости цепи островов Ялачнсаари — Мюкериккю, но после получаса движения при полнейшем штиле взяли курс прямо на Валаам, видно который в силу расстояния не было совершенно. Порулив из позы лёжа 3 часа мы уже заходили в бухту к монастырю, проплывая скиты. После посещения обители, в коей ничего примечательного, кроме астрономических цен для богомольцев на всё, не было обнаружено, мы пошли к о.Килесари. Крутясь по лабиринту островов любовались вулканическими скалами и не совсем не заметили как корму нам срезал «Метеор», промчавшись в считаных метрах от нас. Добравшись до острова осмотрели сохранившиеся подземелья финской батареи и их же вышку наведения. При этом остров активно застраивается и церковниками и ночевать там не было возможности. Для последнего забрались в дивную бухту Дивную!

День 11.
После лёгкого плавания к Валааму в обратный путь мы вышли несколько расслабленными. Самое большое озеро Европы решило, видимо, что мы немного зарвались и подняло 1.5метровую волну при свежем юго-восточном ветре. Некоторые члены команды выражали сомнения в сухости своих штанов после подобного перехода (от разных причин), но мы с Петькой были непреклонны и курс был взят на запад. Решили идти островами, разрыв между которыми не превышал 10км. Первым был лысый остров с маяком — Ханхипаси — о граниты которого вдребезги разбивались набегавшие волны, распугивая множество чаек и крачек висевших над ним. На северной оконечности Ялаянсари мы сделали привал на обед. Тут на низменном каменистом берегу шла война мух и пауков, среди туч мошек и паутинных завес обнаружили авиационную мину…
Дальше мы взяли курс на о-ва Хейнясенма, где раннее базировался филиал Курчатовского института и проводились эксперименты по облучению радиоактивными веществами. Северные острова до сих пор огорожены знаками «Радиация», а вот на южном мы остановились и пошли трескать вкусную и большую землянику))) Посетили финские батареи и остатки советской ВЧ. А к вечеру к нам добрался приятный человек на яхточке, который ночевал невдалеке от нас ещё на Валааме. Вечер проводили любуясь закатным солнцем, уходящим под воду.

День12.
С радиоактивных островов под лёгкую попутную волну мы быстро вернулись в западноладожские шхеры. Светило приятное солнышко, а по берегам шхер всюду стояли водоплавающие туристы, которым, видимо, сюда уже удобно и просто добираться. Наблюдая за людьми, скалами и песчаными пляжами мы плыли к югу. По дороге заплыли в красивейшую затоку длинной несколько километров и отвесными скалами до 50-70метров ввысь, где и перекусили. После полудня причалили на о.Бурнев, где когда-то была воинская часть, останки которой мы и побрели осматривать. Здесь проводили подводные взрывы для изучения возникновения различных последствий с целью прогнозирования результатов ядерных подводных взрывов. На острове остались пункты наблюдений, гидрологические сооружения, насосные станции и прочее.

День13.
Приозерск — о.Коневец.
Сутреца доплыли до Приозерска, где помимо обычных потребностей получили и моральное удовольствие от общения с парой уже немолодых плавателей на катамаране. После чего в приподнятом настроение доплыли до восточного берега большого острова Коневец, где заплыли в бухту затопленных кораблей и проплыли прямо между их остовами. А причалили в шикарнейшей бухте-подкове с песчаным пляжем метров в 20 глубиной и с километр вдоль. Прекрасный вечер, закат, шашлык, сосны и купания…кто бы знал чем этот рай обернётся для нас сутра!

День14.Выживание.
Проснувшись поутру моему взору открылась следующая картина: ясное солнце, янтарные сосны, красивая волна с пеной разбивающаяся о песок…постойте, а где мляха муха катамаран?!
Всю полосу пляжа куда мы его вытащили разбило штормом за несколько предрассветных часов и кат стащило в озеро. Благо наветренная сторона и бухта-подкова не дали ему возможности уплыть окончательно — его било о песок в самом конце бухты. В потери ушёл ящик с детскими продуктами и горелка — ну всё же не совсем тоже, что и остаться на необитаемом острове.
Пока я сидел обдумывая произошедшее и саму возможность выплывать по такой волне все остальные члены экипажа были направлены в комариные места осматривать часовню на камне Конь.
В итоге решили дёрнуть навстречу волнам и перебираться на материк.
Выход из бухты против волны и ветра был очень непрост, но выполнен быстро и слажено. Качание на волнах и путь к большому берегу был волнителен. Перекусив в одной бухте выдвинулись в сторону Ржевского полигона, ветер то ли опять начал крепчать, то ли разгуливался в заливе. Пройдя мелкие о-ва Близнецы мы осознали, что уже принимаем на корму приличную волну, в которой сидим с Лёхой по пояс и удерживать курс даже с боковым ветром становится крайне стрёмно и просто опасно.
Курс был взят на ближайший пляж, где было много отдыхающих, куда мы и впилились на полном ходу не вынимая мотора, иначе могло перевернуть. Самое интересное, что это место оказалось единственным, не окатываемым волнами — везде вокруг люди просто стояли и купались, вешая одежду на ветви кустов за которыми было болото. При такой волне и речи быть не могло о перемещении даже просто вдоль берега. Волевым решение поставились и предприняли меры фортификационного характера на случай ухудшения ситуации — противоволновой бруствер и ров.

День15-17.
После бурных приключений выделили день отдыха. Погодка поштармливала, противоволновый брод держал оборону, а благодаря мужскому маршброску до населёнки шашлыки и пиво подавалось в изобилии. На другой день к нам приехал дядя Паша, которого сразу усадили на нос корабля и не отходя от кассы под дружный хохот и фразы «да это вообще фигня!» окатили ладожской волной. Встречная волна препятствовала нашему продвижению вдоль границ Ржевского полигона и не давала разгорячиться.
На 17 день плавания мы достигли известной населёнки -посёлка Ладожское Озеро и мыс Осиновец — это было место куда сводились нити Дороги Жизни. Жаль в прекрасный новый музей мы не попали… Дальнейшее движение решили вести в направление Кобоны через Зеленецкие острова, на которых и заночевали.

День18.
Зеленецкие о-ва низменные, поросшие камышом и необитаемые, и именно через них проходил кратчайший путь Дороги Жизни. Сутра после ночёвки мы заплыли на остров с мемориальный доской, где нас тут же обступили с расспросами питерские парни, приплывшие накануне на моторке. После кратких расспросов и возгласов восхищения в наш адрес нас непременно уговорили принять хозяйские 100грамм несмотря на 9 утра. На что только не пойдёшь при виде радушных людей!)
Под полный штиль по глади Ладоги мы прошли оставшиеся 10км до Кобоны и поплыли знакомым нам Новоладожским каналом. В д. Чёрное мы упёрлись в землечерпалку, благодаря чему вышли опять в Ладогу и встали на красивейшем песчаном берегу за мысом Песоцкий Нос.

День19 и 20.
С песчаных берегов Ладоги мы поплыли камышовыми зарослями северного выступа. Карта мало давала толку и разросшиеся на километры камышатника приходилось пристально рассматривать, проходя протоками между ними. Немного шли со стакселем, стараясь экономить плескавшийся уже на дне канистры бензин, но ветер к полудню спал и решили искать протоку в канал. Немножко поплутав в камышах вышли на протоку в которой даже двум лодкам разминуться не просто. Последние километры маршрута до Новой Ладоги были наполнены тревогой «придётся ли брать вёсла в руки?». Не доходя пол км до городка встали на луговом берегу канала, из перевёрнутой канистры выплиснулись какие-то брызги). Так подошло к концу наше ВокругЛадожское приключение, спустя 19 дней мы вернулись к месту старта пройдя 735км под мотором и парусом.
Сбегали за машиной, привезли праздничный ужин и остались купаться и загорать ещё на денёк который вышел резервным). До новых встреч, Большая Вода!