Часть II. Черногория.

Все фото Части II  здесь, а рассказ далее

4 мая. День в который мы узнали, что можем больше, чем думаем.
Автор: Андрей.
Нитка маршрута граница Сербии и Черногории — Плевля — каньон р.Тара — Жабляк
 Погода  +22+25+12, перем. обл.
 Дистанция, км
 Набор высот/спуск, м 1365/1047
Высота стоянки, м 1450

Приграничный бивуак

Утро помимо обыденных уже занятий было ознаменовано попытками Пахана переспицевать колесо (хотя это тоже уже становилось обыденным) с целью понизив возросшие за вчера биения. Но результаты были фиговые — нужен был ремонт и срочно! А учитывая вчерашние «успехи» при подъёме (а сегодня предстояло поднять ещё больше, да и дистанция была длиннее) я предпочёл отказаться от запланированного проезда по грунтовке и выбрал чуть подлиннее, но зато асфальтовый путь через Плевлю с надеждой найти там веломастерскую.

Перед спуском к Плевле

Спасители Пахана: слева — отзывчивый черногорец, по центру — веломастер

Хороший динамичный спуск к Плевле настраивал поутру на оптимизм. Но в голове роились мысли: найдём ли мы в самом отдалённом городке Черногории с населением 19 тыс. человек веломастерскую? Мои мысли были прерваны на первом же светофоре при въезде в городок. Пока я собирал пелотон остановилась машинка из которой на чистом русском мужичёк поинтересовался не нужна ли какая помощь. Удивившись как могут материализовываться мысли, я чуть ли не закричал: «- Да! Веломастерская!». Подумав, мужичёк сказал двигаться за ним. Боясь отстать мы крутили педали изо всех сил гоня за ним по узким извилистым и крутым улочкам городка. Это немного походило на какой-то арабский городок: узкие улочки, лавки, иногда неопрятные домишки, заборы полуразобранные переходщие один в другой, частные домики, картину дополняли периодически видные шпильки миноретов. Всё  это сменяло друг друга довльно шустро, мы проехали большУю часть города и остановились. «-Тут!» — сказал нам

в Плевле

провожатый. Оказалось это что-то вроде клуба по интересом местных велосипедистов. Павлик ушёл на ремонтные работы, а мы болтали с нашими спасителями — семейной парой в годах. Когда я сказал, показывая на Танюху, что это моя жена — Татьяна, то супруга нашего провожатого начала читать стишок: » — наша Таня громко плачет…»)))). Это было так мило и весело! Мы приятно поговорили, рассказав о своих приключениях и планах, поблагодарили их. Затем настало время общения с веломеханником, который по-русски совсем не говорил. За работу взял какие-то копейки. И презентовал кучу карт с велодорожками и маршрутами для езды как по Сербии, Так и Черногории. Сканы выложу в конце статьи. Мастер старался изо всех сил убедить, что дальше ехать нам не стоит по шоссе, а надо по грунтовкам. Я , конечно, его уважительно выслушал, но мнения своего не поменял.

Далее мы уже шустренько поколесили вперёд, ведь особых проблем у нас не было (ну если не считать почти 1,5 км подъёма). За час мы добрались по зелёной малолюдной залитой солнцем долине до первого подъёма. Но видимо опыт пройденных подъёмов и уже принаровившиеся организмы сделали своё дело! мы забежали вполне легко и кажется даже никто не шёл пешком! Ну а дальше — дальше была табличка «Парк Дурмитор», безумная красота каньона реки Тара и стремительный спуск в него!

мост Джурджевича через каньон реки Тара

Справка:
      Национальный парк «Дурмитор», созданный в 1952 году, включает в себя горный массив Дурмитор, каньоны рек Тара, Сушица и Драга, а также верхнюю часть платоКомарница. Общая площадь — 390 км². В 1980 году внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
     Каньон реки Тары — каньон в Черногории, одна издостопримечательностей страныУщелье в вдоль Тары протянулось в длину около 80 км, глубина — около 1300 м. Это самый глубокий каньон в Европе, а в мире уступает лишь Гранд-Каньону в СШАКаньон расположен между горами Синьяевина и Дурмитор с одной стороны, и Любишня и Златни Бор с другой, являясь частью национального парка Дурмитор. В 1937 году через каньон был построен мост Джурджевича, который долгое время был единственной дорогой, связывающей юг и север Черногории.

на мосту Джурджевича

Во время спуска в каньон с высоты 1250м до 780м физически ощущалась разница температур в горах: если сверху было около +18 и мы ехали в куртках, то внизу температура выросла до +33!
     Прогулка по мосту, любование местностью, перекус в кафешке. Где-то тут я почувствовал, что план можно реализовать и мы позвонили нашим ребятам в Жабляк , сказать, чтоб ждали нас к ночи!

Видео спуска и прогулки по мосту Джурджевича

Но впереди было самое сложное: подъём из каньона на другой его берег ещё более высокий (1340м). Даже учитывая частые остановки, пеший тем хвоста пелетона, заявлявшего пермонентно о намерении сесть на какой-нибудь автобус, и несколько раз начинавшийся дождь, мы выполнили квест меньше чем за 2 часа. При подъёме встретили соотечественников — пару, катающуюся по Черногории, которую обогнали.
      Поднявшись на 1400м мы поняли, что делали это не зря! Перед нами открылась панорама на мрачное нагорье с возвышающимися на нём снежными пиками горного массива Дурмитор. Я просто кричал от восхищения и при то что-то нецензурное. У кого-то появлялись ассоциации с Мордором… Опишу картину подетальнее ибо фоток её нет…: перед нами лежало горное плато всё в тёмно-зелёных цветах елей, местами виднелись невысокие грибы-холмы, тоже покрытые густой растительностью; вдали торчкали острые обелиски резко выделяющихся ввысь гор Дурмитора, их снежные вершины словно пытались пронзить сине-фиолетовое тяжёлое небо; чуть справа от массива пугал своей тяжестью грозовой фронт молнии которого периодически озаряли горы и этот торжественно-мрачный пейзаж…

Нетрезвый ночной водитель в Жабляке

Чувствовалась близость финиша, но до него оставалось ещё с десяток километров, а силы уже покидали… Вдоль дороги лежали не растаявшие с зимы сугробы. Где-то в сумерках мы уже дотянули до Жабляка и наконец-то встретились с Чужим и Лёхой! К сожалению с Кучиным мы разминулись на каких-то пол часа — он уехал в Подгорицу — сутра у него был самолёт домой.

На улице становилось быстро холодно и темно, ребята сразу повели нас в уже примеченный ресторанчик, где мы отрывались по полной (но в меру оставшихся сил)! Наши ребята остановились с палатками в кемпинге и мы в не совсем трезвом состоянии поехали тудаже, однако нашлась и парочка отщипенцев в лице Ромы и Помидора польстившимися благами цивилизации и решившими остаться в отеле и отдохнуть здесь завтра во время намеченной днёвки.
05.04
5 мая. Отдых как отдых.
Автор: Танюхин.

Пешая прогулка по горам

рассвет

Подьем в 5 утра (до рассвета). Женская часть в лице Ольги и Светланы ждала утра так, как Андрей обещал с вечера никого «особенно» не будить и уйти в горы с тем, кто встанет (день-то отдыха!). Невообразимое желание забраться повыше, там где снега и вокруг никого, всё-таки заставило всех преодолеть лень и собраться даже без подъёма. С собой как положено взяли еды воды и как можно больше напялили на себя одежды, вышли с рассветом.
      Рассвет в горах это отдельная история. Вкратце: высота 1500 м, небо чистое, солнце своими первыми лучами красит в розовый просторный снежный подиум гор Дурмитора. Озарившись этим просмотром мы пошли вверх.
Чёрное озеро Дурмитор

Уже через пол часа топанья вверх вся одежда была скинута даже не смотря на то, что топали уже по сплошному снегу!  Ноги издавали хлюпающие звуки. В какой то момент я провалилась одной ногой в снег. Там были ветки кедрового стланника, закрытые снежником. На какой-то момент я запаниковала. При попытки вытащить ногу, обувь слетала. Мне казалось, что если кросовок слетит  с ноги, то он останется там и уже его не вытащить. А идти как то без хлюпающих звуков обидно. Но ничего [супруг дал по щам, прекратив мою истерику, и вытащил «туфлю»]. Далее мы дошли до горного приюта от которого тропа взбиралась по крутому склону снежника. Во мне промелткнула мысль остаться.. видимо не зря… но как обычно окружвющие сказали: «-Танюха ну ты че? давай с нам». А это было зря. Уклон был приличный.  Мы шли по натоптанной дорожки вдоль склона [а натаптывал её Андрей наугад].

на крутом склоне

Смотреть сферическую панораму с высоты 2000 метров

Далее Автор: Андрей.

на релаксе)

В какой-то момент посреди снежной тропы, где слева оставалась пропась у ТАтьяны сдали нервы и она просто села в снег. Дотащили её как-то до ближайшего скального выступа, но дальше она идти на отрез отказалась. Оставивь её подумать над своим поведением мы за пару часиков метнулись до высоты 2к, где выпили по пивку, раскурили сигарку и поняли, что дальше на Боботов Кук нам не долезть —  сплошные снежники (мы это поняли, конечно до того как открыли пивко)).
     Не считая Танюхиных истерик, спуск был классным: несколько раз здорово прокатились на попах по снежникам. Встретили несколько групп, которые шли нам на встречу (все были русские или украинцы!).
     Вернувшись к лагерю мы обнаружили, что время у нас до ужина ещё полно! Тогда мы пошли по тропе вокруг Чёрного озера. Оказалось, что эта зада не совсем тривиальна: во многих местах тропа превращалась в реку, а в нескольких местах на неё падали водопады! Решив рискнуть, плюнуть на все возможны последствия купания в ледяной воде — мы смело топали вперёд. Так под ледяными водопадами мы прошли несколько км и безумно довольные прибежали (ну уже зуб на зуб не попадал) к лагерю. Коронной фразой захода стало словечка «ХЕЕЕЕР — НЯЯЯЯ», которое я каждый раз произносил опускаясь в ледяную воду…)))

наша дорожка вокруг озера

Далее сфера водопадов на Чёрном озере

Cherno Jezero in Montenegro

Переодевшись в сухое мы направились на вечерний ужин в ресторан, где прилично наклюкались, а кто-то за это время успел отогреться в горячей ванне ребят наших гостинишных тунеядцев.
5 мая. Отдых как не отдых.
Автор: Роман.

Я Вам пишу…
      Тань, честно, хз что писать. День отдыха и валяния дурака.
Проснулись в половине одиннадцатого, умылись, спустились позавтракать на первый этаж.
Омлет, сосиски, кофе, чай. Сожрали все булки с вареньем и маслом, чтобы не пропало. 🙂
Вернулись в номер, расстелили тент на карнизе, чтобы высыхал, взяли документы и пошли гулять по городу. На календаре воскресенье — почти всё закрыто. Побродили по немногочисленным улочкам, старый ржавый мотоцикл(военный, наверное), компьютерный клуб с ЭЛТ-мониторами и как-то городок кончился. нашли магазин со вкусной выпечкой, где и перекусили. Позагорали на лавочке в на центральный площади, позалипали на русских велосипедистов и собрались обратно.
По пути в супермаркете набрали шоколадок и купили порошок. Вернувшись в номер простирнули все скопившиеся вещи, развесили их на веревках прямо в комнате между двумя окнами и воткнулись в телевизор на СПОРТИВНЫЙ КАНАЛ. На улице дождь, в номере свежо, кровати мягкие, душ, телевизор — красота. =) Ближе к вечеру на ужин подтянулась вся команда, глаза по 5 рублей, в воздухе напряжение, рассказали, что вдоль обрыва гуляли. Заядлые альпинисты, что сказать.
Начали обсуждать, комильфо ли в походе кипятить воду в электрическом чайнике, пить кофе из керамической чашки или спать на мягкой кровати, но правильного ответа о рамках «походности» я не услышал, т.к. мне позвонили, и я отошел из-за стола. Вернулся, минут через 20, все как раз начали расходиться. Мы с Памидоркой пришли в номер, и оказалось, что у нас кто-то принял
душ и свистнул полотенце отельное полотенце. Русская народная традиция.
Вечерние помывочные процедуры, завели будильники, упаковали рюкзаки и легли спать.
6 мая. Самый красивый и самый тяжёдый день, в который не обошлось без потерь.
Автор: Танюхин, Ольга. (Под редакцией Андрея)
Нитка маршрута Жабляк — перевал 1950м — каньон р.Сушица — каньон р.Пива — Плужине
 Погода  +15+22+25+18, перем. обл., дождь, солнце
 Дистанция, км  75
 Набор высот/спуск, м 1350/2014
Высота стоянки, м  720

Выдвигаемся из Жаблика в 8 утра! Забираем отдохнувших и отспавшихся Помидора и Барабана возле одного единственного супермаркета в этом городе. Нас ждет подъем. Цель наша Плужине. Никто и не думал, что предстоит в скором будущем.  Начался дождь, и наконец-то все надели ветровлагозащитные костюмы. Такие одинаковые и смешные.

леса Дурмитора, высота 1500м

Облачившись в экипировку а-ля «нам не страшен дождь» мы двигались все выше и выше. Для нас не было в диковину снежные сугробы, мы их видали и в Жабляке. Но теперь мы проезжали огромные валуны снега. Они как огромные великаны стояли на страже, чтобы никто не выпал с дороги. В лесу стояла влага, повсюду текла вода. До тех пор пока мы забирались на нашу абсолютную высоту — 1950м успели несколько раз переодеться, так как погодабыла ну совсем непостоянной. Шикарный вид был когда мы уже почти поднялись!

снега

С двух сторон снежные стены, а посередине как будто вырезанная дорога. Снег переливался и блестел на солнце. А на перевале спал и ветер,  мы не смогли уже совладать с собой: началось активное фотографирование простор Черногории. С одной стороны открывался потрясающий вид на каньон Тары, с другой снега Дурмитора.

с высоты 1950м

Смотреть сферическую панораму с высоты перевала 1950 метров
     «Три богатырихи» были не в ладу с головой. И низменные желания заставили сорвать с себя одежду и охладить свой пыл. Солнце, конечно, не может быстро растопить такое количества снега. Но наши тела… прям ощущалось, как при контакте со снегом, тепло ему отдавалось, точнее тепло просто высасывалось из нас. В какой-то момент члена нашего команды тоже охватило еще более низменное желание. Одежда слетала на лету, энергия бударажила окружающих. Малость успокоившись, мы поехали вниз.
      Встретили группу велосипедистов поляков. Те сказали, что дальше много стоунов. Но ничего. Это для нас не преграда, а только испытание. Но зря мы так думали… Серпантин был наполнен огромным количеством  препятствий, открытий и падений. Кто только не падал здесь, кто только не вылетал на обочину.
      И вот он….  обогнав нас, Рома понесся вперед. Колеса на камнях чуть подпрыгивали. Между  собой мы пожелали удачи ему. Что было дальше опишем позже… а пока о дороге. Извивалась она, как змея. Любой поворот и она могла укусить. Затяжной спуск  отбирал у нас внимание и координацию в пространстве. Окружающая природа менялась как на перемотке. В начале были леса со снегом, а ниже уже поля с одинокими деревьями. Шорт услышал чей-то крик и сам чуть не упал (наверно это был возглас ангела-хранителя Ромы: «Подожди меня!»).  Богатырихам не хватало сил держать тормоза. А для кого-то этот спуск на велосипеде был последний. (Ангел хранитель не подоспел). Оказывается Барабан решил затормозить в воздухе! Странно, что не удалось))

Видео спуска с 1950 метров

Я приехала. Все сидели на камнях. Легкий холодок грусти пронесся мимо меня. Ноги и руки были поцарапаны у Ромы. Обработав все подручными средствами (бинтами перекисью и йодом) и отпоив последнили лимоном и сахаром, попытались двинуться дальше. Но увы. В руках Ромы не было сил. Держать руль он не мог. На счастье нам попалась машина. Водитель сказал, что в первом доме за холмом будет врач. Туда мы и  двинулись. Оставив всех, мы с Ромой пошли в дом эскулапа.
      Вот тут мы и увидели настоящее убранство обычного деревенского врача. Кухня средних размеров, небольшой стол покрытый затертой скатертью, деревянные полы. Мы не знали язык, но желание помочь нам, стирало все грани недопонимания. Рука была перебентована крепко.  Врач достал ножнтцы. Они были ржавые и тупые. В этот момент я испугалась. Попытки всё это разрезать закончились наверно минут через 10. Он судорожно дергал ножницами. Иногда покрикивая на свою жену, видимо обвиняя ее в тупости ножниц или еще чего. Посмотрев на его руки он покачал головой. По его словам нужно было срочно еать в Жабляк на рентген. Руки Ромы были холодные. Такое ощущение, что кровь не подходила. Решили отправить пострадавшего под присмотром Помидора в больничку. Вызвали такси.

лучший участок спуска к Сушице

Ну а нам надо было ехать даьше. Очередное смятение охватило меня. Очередной раз количество людей уменьшилось! Нас уже 8! Но дальнейшая дорога была  еще более интеоесней, чем до этого.

Сушица. Именно так называется каньон и озеро, которое бывает только пару месяцев в году (во время весеннего таяния снегов). Но дорога к нему была настоящим каменным заповедником. И это то, о чем мне страшно вспоминать…Тут начались э лот оф стоунс на самом деле. А точнее не стоунс, а булыжникс).  В тряске и с затекшими запястьями от тормозов. Спуск к озеру был «всего»  400м, но зато с самой медленной скоростью. Камни будто кидались под колеса в желании повалить нас. Кто-то падал, а кто-то смиренно шел. Сверху озеро было нереально изумрудное!  Оно завораживало и тянуло к себе. Спустившись, мы мимолетно сделали фотографии. Зелёный каньон, на дне которого у берега озера мы, а в дымке облаков острые заснеженные вершины! Чёрт возьми, а ведь пару часов назад мы были среди них!

на дне каньона

Было желание остаться здесь на всю жизнь или хотя бы на ночь, но банально даже не брали еды на этот переезд. Нужно было еще 400 метров карабкаться на другой склон каньона по такой же дороге. Хочу выделить человека, который несмотря на больной зад и раненную ногу ехал и шел несмотря на всю тяжесть дороги — Димка! Мы с Олей, как настоящие русские бабы, тащили вверх своих верных и строптивых коней. Видно было, что у Светы закончились все дыхания, которые обычно открываются в тяжелые моменты. Велик падал, она падала. Ей помогали. Она порой сопротивлялись, а порой была готова убежать…
     Не знаю каким образом. Но наверху ВСЕ были уже через 1:15. На что мы только не способны! И вот мы над каньоном. Смотрим туда… вниз… незыблемый каньон опасности и притягательной недоступности. У кого-то скупая слеза лишь может  проскользить по щеке. И на подступе к губам, лизнув слезу, понимаешь, что для того что бы добраться сюда нужно было сделать очень многое.
каньон Сушицы

Мы, как вы поняли опять забрались на 1500 метров. Но впереди еще спуска до Пива. Да да. Это название многих подбадривало. Но никто не ожидал, насколько красивая будет это дорога. Она заставляла даже людей повернуть вспять, чтобы запечатлеть не только в своей памяти эти тоннели но и на GoPro. Скажу вам честно. Это нереально передать. Тоннели были просто выбиты в скале. Никакой обработки, никакой защиты, никакого освещения. Современные технологии, инновации — это не здесь. Предсталяете резкий поворот,  и ты заезжаешь на скорости 40км\ч в абсолютно тёмную пещеру! Она извивается. Ты едешь на ощупь (скорее на слух). Летишь на свой страх и риск.

мышы перед сыром

Не забуду Танюху с лицом белого цвета и фиолетовыми губами, орущую про отказавшие тормоза. В итоге, затемно мы добрались до места. Голодные и сдохшие. В прекрасном ресторане Сочица нас не только накормили и напоили, но еще предоставили место под кемпинг. В этот вечер многие сходились на мысли пустить на шашлык Андрея. А этот гад смеялся…наслаждался.

Видео спуска в каньон Пива

05.06

7 мая. День, в который Ольга спросила: «- А разве сегодня не должен быть отдых?»
Автор: Оля

Нитка маршрута  Плужине — Никшич — оз.Сланско
 Погода  +22+25,  солнце
 Дистанция, км 65
 Набор высот/спуск, м 550/900
Высота стоянки, м  620

утро на реке Пива

Рулим из Плужине ! Сначала небольшой подъем. Все резко стали дружно ехать, не отставать… Видимо наши ноги приспособились. Пели в дороге песни. Задыхались, но пели. В основном ехали по всхолмлённой местности по высотам 900 — 1200м. Постоянные качели, но которые не попадали в наш такт. К городу Никшич длинный красивый спуск. Город виден в долине издалека и когда спускаешься он вырисовывается из сизой дымки жаркого дня.

в дороге

в дымке внизу Никшич

Город  Никшич мне понравился больше всех остальных городов, потому что он пологий. Весь! И тут производится Никшичко пиво). Осматривали крепость и опять же кушали в ресторане, который еле-еле нашли. Там в основном везде наливают)). Вечером поехали на озеро Сланско. 8 километров навстречу закату. Очень красиво солнце было между облаками и мостом! И мы едем на эту красоту.
Стоянку устроили прямо на берегу озера Сланско у заброшенного дома. Играли на гитаре и пели. Вечерком в 20м от нас встала ещё одна группа отечественных велопутешественников.
В целом мы не сильно напрягались и день выдался релаксным.

в турецкой крепости в Никшиче

05.07 частично
Тоже 7 мая. Автор: Роман.

Люди, не ломайте руки! Это писец как неудобно. На завтрак еле открыл сникерсы.
Пошли гулять по городу. Симпатично, но скучно. Всё зелёное, цыгане сидят, водичка, на носах пришвартованных яхт с отечественным триколором раскинули свои необъятные тела бабы неопределённого возраста, музыки на улицах нет, движухи нет, BOOOORING.
Добрались до крепости, походили по узким улочкам, ну так себе. Общее впечатление скорее приятное, но глазу зацепиться не за что.
Нашли ТЦ Магнолия. Покатались на эсклаторе, посмотрели на китайские ЭИРМАКСЫ и рэйбены по 50 евро, набрали всякой снеди в продуктовом отделе и к обеду уже были в съемном жилье. Смотрели по телевизору пул, варили сосиски, я параллельно пытался созваниваться со страховой и авиакомпанией, чтобы обменять билет.
Вечером опять зарядил ливень, Диман прислал смску, что вы, вроде бы в Никшиче, а нам НОРМ ;D
8 мая. День, в который мы достигли моря, но были не сильно этому рады)
Автор: Андрей

Нитка маршрута  оз.Сланско — Грахово — Рисан — Morinj
 Погода  +22+25,  солнце
 Дистанция, км ~70
 Набор высот/спуск, м  730/1325
Высота стоянки, м  0

озеро Сланско

На сегодня я всем сулил море, если будут хорошо крутить педали и посему пелетон катил вполне бодро.Дорога лежала в небольших качельках на высотах 600 — 1000 — 500м с преобладанием спусков над подъёмами. Посмотрев глухие и малые деревеньки Черногории мы выехали на международную трассу, идущую из Боснии и Герцеговины. Шустро докрутили до спуска морю. Перед нами предстал во всей своей красе Которский залив! Почему-то никто не закричал ни матом, ни ура. На лицах товарищей даже тех, кто особо мечтал о море, было уныние. На мой вопрос в чём же дело кто-то тихо ответил: «-А разве мы больше не поедем в горки?…»

МОРЕ!!!

Три богатырихи

Ну в горки-то мы ещё поедем, но сейчас перед нами был шикарный серпантин прямо к морю. Не долго думая мы бросились покорять его крутизну!

Внизу у моря мы приткнулись на каком-то общественном пляже (он ещё был закрыт), купались и радовались. А к вечеру попивали пивко под проливным дождём, глядя на молнии.