Время проведения 21.07-01.08.2019
Участники Андрей <Кэп> Дмитриевич, Татьяна Боцмановна, Пётр <Корабельный лис> Андреевич, Екатерина <Вперёдсмотрящщая> Андреевна
Место проведения Россия: Ульяновская область, Татарстан, Самарская область.
Активность Водная моторная-парусная
Сложность Дистанция: ~408 км.

Трек плавания можно поглядеть здесь

Как водится все фотки здесь, а статья далее…
Ну а небольшой влейлист видео — тут

Жигулёвское море.

День 01. Старт.

Закончив метания по глобусу с решением о том, что лучше синица в руке, чем дятел сами знаете где, мы устремились к старту нашего летнего плавания – в город Ульяновск (бывший Симбирск). Целью маршрута было охватить объединительным маршрутом Волгу ниже слияния с Камой и до Жигулёвской ГЭС.
Пустившись в плавание в расслабленном состоянии Волга нам сразу же показала, что просто не будет! Встречный ветер 5 м/с нагонял хорошую рябь и наш кат подшвыривало на волнах поливая брызгами до макушки. Особенно бодро стало ощущаться данное явление при проходи «узости» в 3 км шириной под городскими мостами. Наглядное историческое пособие: первый мост – «Императорский», построенные при нём самом, второй – «Президентский» — ну тут тоже без вопросов, так? Разница в возрасте – почти 100 лет.
Попрыгивая на волнах мы в итоге уткнулись в песчаные отмели Пальцинского острова. Среди сосен которого мы и шикарно расположились на первую ночёвку.

День 02. Доисторический берег.

Утро встретило нас быстро перебегающими облачками по голубому небосводу от приличного западного ветра. Идти при боковой зыби, неизбежно сопутствующей сему явлению — означало гарантированно сидеть мокрому до трусов (правда только мне и Танюшке, так как дети были подготовлены лучше чем бойцы в костюме РХБЗ). Решение было простым – пройти навстречу ветру 6 км, перетерпев «воду в лицо», и идти дальше под прикрытием высокого берега. Пробовали ставить парус, но ветер на кромке завихрений берега был очень нестабильный, а уходить в волны совсем не хотелось. Одним порывом посильней снесло неважно закрепленную мачту и пришлось причалить для ремонтных работ.
Среди прибрежной «гальки» тут же обнаружились различные окаменелости – свидетели мел-палеогенового вымирания. Из идентифицированных и с азартом собранных детьми – аммониты (даже с фрагментами перламутра) и белемниты (ростры, конечно). Порой находили целые слои торфяно-битумных пород, разламывая которые во множестве вываливались «пули» белемнитов. Были и какие-то конкреции – шары, не выясненного происхождения. Подобный берег длился несколько километров к ряду и мы приставали ещё из любопытства первооткрывателей и для сбора коллекции. Пристали в итоге в тихой закрытой бухточке сплошь заваленной топляком. Над ней на берегу маячил пустой рыбацкий самострой без подъездных путей и признаков жизни. Большой костёр, попытки половить рыбу и ощущение заброшенности и ухода от цивилизации в этот вечер втянули нас в походный режим окончательно.

День 03. Щучьи горы.

Солнышко пригревало изрядно, ветер был умеренный, западного направления, а мы начали огибать огромный разлив Волги вдоль Щучьих гор. Ширина реки здесь достигает 20 км и более и противного берега не видно вовсе. Берег вертикальный, обрывами под 100 м за которыми в зелени леса поднимается до 200 м. Посему ни подъездов, ни строений, да вобщем-то даже рыбаков нам не встречалось. На срезах осыпей играют всевозможными красками складчатые структуры различного характера, порой видны места их сдвижки.
Выйдя по дуге курсом на восток мы оказались на попутном ветре. Впервые удалось поставить грот и стаксель и пойти «бабочкой» как заправская китайская джонка. Скорость была небольшая 5-6 км/ч, но спокойный плеск воды и созерцание причудливых берегов с ценной многомиллионной историей доставляли. Петька крутился при мне, пробовал управлять катом рулём-веслом, но периодические толчки от порывов ветра вырывали ручку из его рук. По пути начали попадаться цветущие водоросли, порой густо окрашивая воду насыщенным зелёным оттенком.
Обогнув мыс пошли уже под мотором на север, встречали корабли перевозившие части какого-то большого завода. У приглянувшейся обширной поляны на низком берегу решили остановиться на ночёвку, времени ещё оставалось предостаточно для плескания в воде до синюшности детей, попыток рыболовства и костра с приготовлением вкусностей.

День 04. Зелёные просторы.

Подплывая ближе у устью Камы мы стали чаще попадать в полосы скопления синезелёных водорослей. Порой гуща данных организмов напоминала молочную пенку, только зелёного цвета. Исследовали остров посреди реки с укромной внутренней бухточкой, в которой застали несколько яхт.
Решили причалить к крутому берегу у городка Тетюши. Подъём наверх по 1001 ступеньке на 150 метров Петька осилил играючи. Сие место, именуемое Вшивая горка примечательно как форпост засечной черты времён покорения Казанского ханства. Вид оттуда на Волжские просторы просто прекрасен.
Далее мы обплыли остров Шапка поднимающийся от воды обрывистыми песчаными берегами. Это была самая северная точка нашего маршрута. Далее мы поворачивали обратно на юг дабы пройти уже восточным берегом. На низменной косе остановились, распугав чаек, что бы поглядеть вблизи сгустки водорослей. Тут же подставили парус попутному ветру. Процесс выглядел забавно: пока я возился устанавливая паруса Танюшка изо всех сил упираясь в песок пыталась удерживать кат на месте. После чего быстро запрыгнули и с места стремительно пошли вперёд, благо ветер задувал хорошо. Плыть приходилось по мелководью, порой скользя по «островкам» водорослей и выискивать ветер между островами настоящими. На ночёвку встали в мелководной бухточке с шикарной луговиной (этот берег уже отличался куда большим количеством хороших низменных площадок).

День 05. Волжские заливы.

Сутра обнаружили, что наш открытый заливчик является огромной отмелью глубиной по колено. Посему пошли с детьми купаться «на другой берег», но метров через 100 устали и сели искупаться.
По дороге заплыли в большой залив — устье рек Утка и Ясачка. Долго плыли в нём, любуясь холмистыми берегами и укутанными ивами островами. Целью было булгарское городище, но путь к нему преградили камышовые заросли. Блуждали в них изрядно, распутывая камыши с винта и просто продираясь с вёслами, но всё тщетно — ближе 100 метров пробраться не удалось. Зато отыскали шикарное место с упавшей сосной, где пообедали, покупались и прибрали чью-то брошенную наживку для рыбы.
Повернув обратно из залива поймали сильный порывистый ветер, под которым полным ходом красиво выходили на парусах. На сей раз за руль села Танюшка и, надо сказать, повелевание ветром и волной ей понравилось!
Ближе к вечеру ветер сменился, пошли под мотором распугивая тучи чаек. Заходя в Старомайнский залив и выбравшись из под защиты крутого берега получили ветер в лицо. Решили терпеть и идти в ещё более мелкий «подзаливчик». По пути решил «ненарочно» искупаться — вылавливая улетевшую кепку сына выпал с ката на всём ходу. Удержался последним рывком руки за трос мачты)
Бухта оправдала все надежды — сосны, песок и штиль. Купанья, рыбалка, еда.
Заглавное фото по хронологии последнее. Если приглядеться — можно увидеть обезьянку.

День 06. Первая волна.

Первая половина дня ушла на пополнение топливом для чего пришлось пересечь Старомайнский залив и забуриться в камышовый залив с плещущимися коровами. Ветер поднялся до 6м/с и волна нарастала. Брызги срывались с гребней и прилетали в физиономию, но было тепло и весело. По пути к Ульяновску шли прикрываясь берегом с сосновым лесом и чайками. К вечеру решили зарулить на уже знакомый нам остров. Но отойдя от берега почувствовалась нарастающая волна. Пошёл шикарный сёрфинг. Кат, дававший до 10.5км/ч максимум, вдоль волны разгоняло до 15!
В какой-то момент стало понятно, что менять курс можно максимум градусов на 20 от направления волны. Появилась опасность получить желанный остров на траверзе, а не по курсу. Разминувшись с наветренным мысом острова в какой-то сотне метров, мы зашли в подветренную бухту и выбросились на мелководье.
Вечер посветили купаниям и созерцанию природы: с одной стороны острова солнце, приятные волны и купания, а с другой крепкий пронизывающий ветер.

День 07. На юг мимо Ульяновска.

Сутра светило яркое солнце, но северо-восточный ветер так и не улёгся за ночь и предвещал приключения сразу же по отходу от острова.
При периодически захлёстывающих волнах, выдерживая курс и лавируя между волн, мне стоило определённых трудов растолкать Танюшу, что бы она взяла в руки фотик и запечатлела-таки проплываемые ульяновские мосты. Нюанс заключался в том, что одной рукой она вцеплялась в кат дабы не улететь за борт от качки, а другой страховала детей. В наше переругивание влез Петька с пищанием «маааам, ну сфоткай мосты, а тоя сам». И вот результат))).
Пробравшись под мостами, и уходя на юг, мы стали прикрываться высоченным западным берегом. Решено было причалить на широком песчаном берегу под каким-то СНТ. С Петькой мы полезли в кручу за едой, а девочек оставили нежиться на солнышке и песочке.
В садах деревья были густо обвешаны спелой вишней и абрикосами. А вид с обрыва берега позволял ощутить широту просторов и красоту природы.
За перекусом мы осмелели так, что поставили парус и под бодрым ветром понеслись вперёд! Скорость была приличной, а порывы ветра заставляли на пределе работать двумя руками с рулём дабы удерживать курс. По пути навстречу прошмыгнула приличная яхта, с которой мы принимали ответные одобрительные взмахи рук. Берег не переставал радовать видами своих обрывистых песчаных берегов с сосновыми лесами сверху.
Ветер пригнал нас в широкий разлив Волги по которому мы напрямик выбросились на Банные острова. Это целый песчано-сосновый архипелаг, частично сезонно обитаемый с местами под стоянки. Дети с удовольствием ковырялись в песке, трескали шашлык и наблюдали водные просторы под нарастающий ветер и заходящие тучи.

День 08. Когда плывёшь быстрее чем хочется….

Ночью пролил дождь, а ветер гнал прижимную волну к нашему берегу. Утро не предвещало хорошей погоды и шансов к выходу. Обождав какое-то время и побегав по острову решили попробовать вырваться и хотя бы перечалиться к подветренному берегу.
Против волны довольно умело вывели плавсредство (хотя мелководье и встречная волна были категорически против). Развернувшись по ветру пошли вдоль архипелага вполне сносно. А дальше встала дилемма: соваться в узость напротив Сингелея или ждать погоды. Ну угадайте с 3х раз какой был ответ? В общем – вперёд!
Узость, чтоб понимать, — это когда 150-метровые берега Волги с 15 км между собой сходятся до 4 км. Эффект при попутном ветре – как в аэродинамической трубе! В итоге мы получили более чем метровые волны разгоняющие нас до 17,5 км/ч при том, что обычно под мотором более 10км/ч кат не идёт! При этом корма катамарана поднималась на метр и я зрительно ощущал, что лечу на Танюху, которая сидит с детьми на носу. Когда гребень волны подхватывал кат приходилось снижать скорость, дабы не обогнать волну и не получить весь гребень себе на корму! Далее кат направлялся вдоль волны как заправский сёрфингист и тут скорость достигала своего пика и держалась какое-то время, после чего цикл повторялся со следующей волной. В какой-то момент я, видимо, не рассчитал все нюансы техники управления и очередным гребнем получил приличный удар от которого мотор завизжал как резаный, а кат тут же поставило бортом к набегающей волне. Первая паническая мысль о попадание на камень и поломке винта была подавлена, мотор бодрым движением снят с упоров на которые был подкинут волной и возвращён в воду (пару секунд неуверенности – не более). На выходе мы причалили перевести дух и определиться с дальнейшими планами. Если двигаться дальше прямо, то необходимо было бы пересекать большой залив, уходящий к Димитровграду – 12 км! Ну нафиг при такой погоде дружно решили мы и поплыли на северо-восток вдоль берега залива. По дороге повытаскивали несколько заброшенных сетей, но кроме раздувшегося дохляка ничего в них не нашли. Время подбиралось к вечеру а подходящих мест категорически не наблюдалось. Скрепя зубами решились проплыть пол залива до островка Борок, а на следующий день перебраться дальше. Усиление ветра не заставило себя долго ждать как только мы отошли от обрывистого высокого берега. Крепко сжимая свои нервы мы таки добрались до желанной земли! На подветренной стороне острова обнаружилось дюже приятное место для стоянки с песчаным пляжем. Умудрились искупаться и полицезреть шикарный закат сквозь тучи. Вокруг острова на закате вели огромные хоровод цапли и вороны. Правда прогноз на утро говорил о продолжении ухудшения погоды…

День 09. В бурю лишь крепче руки…

Прогноз нарастания ветра и надвигающейся грозы не давал мне покоя. В итоге с рассветом я поднял всех. После ускоренных сборов мы отплыли без завтрака, рассчитывая на него на том берегу. Умываться, к слову, не было необходимости — ветер с брызгами волн это взяли на себя!
Ближний берег стоящий от нас в каких-то 3-4км представлял из себя цепь длинных островов, за которыми была «большая земля». В корму надувало крутые гребни, поднявшись на которых катамаран каждый раз устремлялся в пучину поднимая носом кучу брызг. Повернуть бортом к волне и идти вдоль наветренной стороны островов было чистым безумием, но за ними были камышовые заросли и непонятные перспективы.
Навстречу попался незадачливый рыбак: его лодка несмотря на куда более мощный мотор едва двигалась против ветра, мы в недоумении оглянули друг друга и разошлись издали.
Решение входить в первую же протоку было безальтернативным.
А вот реализация: накат волны при подходе к узости в пару десятков метров был таким, что двигаться прямо означало получить пол ката под водой с первого же буруна с кормы. Близость берега, уже нешуточный риск придали твёрдость руке, которая побелела от плотно сомкнувшись на румпеле. Катамаран филигранно скользил вдоль волны. Оставалось «всего лишь» каким-то никогда не проводимым мною расчётом попасть на конкретной волне в протоку… Ну поскольку пишу это, то вы догадались — попали)
За протокой раскинулась тишайшая заводь, окруженная камышами и только ветер над головами давал понять где мы были только что.
Выходить обратно не было никакого желания, дети продолжали мирно спать. В камышах едва удалось нащупать протоку шириной точно с катамаран, винт сразу набрал водорослей, а мы с каким-то неистовым энтузиазмом стали упираться вёслами в камыши продвигаясь сквозь них.
Вставать на завтрак не хотелось, да и было негде. Впереди ещё было плавание до Хрящёвки. По пути защита из островов отходила от нас и ветер вновь начинал обрушиваться волной. Задубев, причалили, уже не разбираясь, между коряг топляка на какой-то островок, отогрелись.
Доплыв до каких-то причалов у селения обнаружили шикарные пляжи у укромный уголок для палатки. На часах было около 10.
Пока Танюшка с Катюшкой отогревалась на солнышке наблюдая за незадачливым виндсёрфером, который вылез на волны и никак не мог вернуться. А мы с Петькой пошли наблюдать шедевр современности — замок Гарибальди — современное чудо, что тут ещё сказать!
День продолжался у большого костра с шашлыком, прогулками по песчаным отмелям до стоянки сёрферов и тому подобным.

День 10. И вновь продолжается бой.

После прекрасно проведённой полуднёвки как-то отпустило и решили плыть дальше. Правда сразу «за поворотом» начало опять-таки «побрызгивать». Через пару часов плавания даже хотели слинять в очередном населённом пункте, но логистика не сложилась, жена высохла и окрепла и поплыли дальше. Встали пораньше под песчаным берегом селения Ягодное, быстрый добег за вкусняшками в магаз, закатное солнышка, а над нами полетел кто-то… Оказалось что прямо сверху на берегу точка старта парапланеристов, к которым мы не преминули заглянуть!

День 11. Пора бы нам пора.

На сей день температура всё же пошла к +10, начинался дождик. А мы поплыли пересекать Волгу к Самарской Луке. Успели! Противный берег оказался сложен серо-белыми известняками. По прогнозу нас должен был догнать ливень, а ветер ускориться до 9 м/с, на завтра до 12м/с с продолжением данного безобразия и далее! Сие действо не заставило долго себя ждать. В итоге мы успели укрыться в укромном заливчике между Волжским Утёсом и Усольем.
Дети и женщины были оставлены с горелкой в палатке, а мне довелось успеть до ночи смотаться на такси до Ульяновска и забрать машину. Дождь продолжался всю ночь, а сосны шумели своей тревожной песней.

День 12. Сухопутные крысы.

Утренняя сборка ката и укладка вещей в машину проходила под шквальным ветром и проливным дождём. И это в потаённой бухточке.
Что творится в открытом море мы увидели поехав смотреть Самарскую луку: грозные низкие тучи, пригибающаяся трава и ветер, сносящий с ног; на берегу — просто шторм, размывающий берег.
Остановились поглядеть на Жигулёвскую ГЭС, под защитой которой мы обнаружили штиль и пробивающееся солнце. А на ночь остановились в городе знатного итальянского коммуниста Тольятти.

День 13. Тольятти.

Попали в Тольятти в музей техники. Это супер — всем рекомендую. Музей создан и пополняется на деньги Автоваза.
Здесь пушки и танки, самолёты и вертолёты, самая большая в мире дизельная подводная лодка, автобусы и тягачи, спецтехника инженерных войск, паровозы, ракеты и даже секретные космические аппараты! Всего не перечислить …
По дороге до Ульяновска понаблюдали за добычей тяжёлой волжской нефти — качалки среди подсолнечных полей!
А приютились на верху высокого берега напротив Ульяновска ( завершили круг).

День 14. Ульяновск.

В Ульяновске забрались лишь в одно место, зато какое! Музей гражданской авиации!
От самых первых наших самолётов с эксклюзивом, вытаскивавшим челюскинцев до забытых пределов сверхзвука — Ту-144.
И при этом можно покрутить штурвал нашего первого реактивного Ту-104, провернуть винт Ту-114 (когда пассажиров возит бомбовоз)) и даже залезть в сопло двигателя самолёта некогда уносящего в столицу Союза казахского чабана со скоростью больше 2М!