Время проведения 26.04-16.05.2013
Участники Андрей <Buldozer> Дмитриевич, Татьяна <Soleil> Валерьевна, Павел <Пахан> Рашитов, Дмитрий <Шорт> Парсегов, Ольга <Героин> Парсегова, Алексей Смирнов, Павел <Помидор> Смирнов, Роман Нуров, Дмитрий <Чужой> Чужов, Павел <Космонавт> Кучин, Света Силаева
Место проведения Сербия и Черногория
Активность Вело
Сложность Дистанция: ~1000км (99% асфальт) Набор высот: ~ 13 000м Сложность: 3к/с с элементами 4й

 

Велобаталии окончены, все выжившие вернулись! Потери ранеными минимальны).

Маршрут выполнен на 90%:

Все фото с Сербии здесь, текст далее

Вступление.
Автор: Танюхин.
Билеты были куплены еще в феврале. 11 путешественников собрались по разным причинам: кто в надежде на отдых, кто на скоростные спуски, кто-то в предвкушении новых открытий, а кто-то и в надежде увидеть Адриатическое море. Но осознание того, что это все для познания себя и своих возможностей пришло только в процессе.
25 апреля.  
Автор: Танюхин.
Описание, наверно, стоит начать с той минуты как мы ушли с работы. Последние рабочие письма были написаны,  мысли о работе — упакованы в долгий ящик. На четверг было запланировано наше выступление  о велопоходе по Камчатке 2012 в шале на Нагорной в клубе Маршруты.ру. Собралась большая часть нашей команды. Лилось пиво по усам и в рот даже что-то попадало. Атмосфера была настолько родной и опьяняющей, что время пронеслось молниеносно. Обсуждались последние командные мысли, идеи и вопросы. Андрей эмоционально рассказывал о медведях и людях, о флоре и фауне, о жизни вообще в таком далеком месте как Камчатка.  Но душа уже желала покорять новые вершины и преодолевать новые трудности.
26 апреля. 
Автор: Танюхин.
Нитка маршрута аэропорт Николы Тесла — соседний лесок
 Погода  +28, звёздное небо
 Дистанция, км  около 6
 Набор высот/спуск, м  —

 Утро для кого-то было гораздо тяжелее, чем хотелось бы. Небо заволокло огромными облаками и тучами. Тяжесть их оседала на  наши плечи. Моросящий дождь создавал атмосферу пещеры, из которой хотелось вырваться на свободу. Неприбитая пыль, серое небо, сигналящие железные “коробки”. Это  Москва. Курский вокзал.
      Место встречи для всех был Павелецкий вокзал. Часть коллектива приехала на аэроэкспресс, который отходит  15-00. А часть оттягивала момент соединения команды. Телефон посылал гудки в пугающую неизвестность. Остались считанные мгновения до аэроэкспресса, а где-то там, в лабиринтах города с упорством Сизифа спешил на место встречи последний (не по значимости) член нашего коллектива. Нарастающая нервозность и быстро утекающее пиво подкашивали моральный дух и трезвость рассудка. О чудо! Сквозь радиопомехи, свист ветра и трехэтажный мат протиснулся замученный голос (а это было только начало). Он вещал с отчаянием об очевидном факте, что ехать на велосипеде с рюкзаком — это не то же самое, что ехать вхолостую. Время было потеряно, но, к счастью, мы закладывали значительный коэффициент запаса для учета подобных ситуаций. Вероятно, для кого-то это стало веселым эпизодом, для кого-то — неким опытом. Во всяком случае, пожелав друг другу в тот день, чтобы в суете города и подмене понятий о времени наш разум не одурманивался переоценкой собственных возможностей, мы всё же успели в аэропорт. Кто-то стирал со лба пот, а кто-то “трусы”. И только скромное и тихое: “ Простите…” зависло где-то в облаке сомнений и переживаний.

Сборка завершена!

      Летели мы компанией  Jet airlines. Звонки в головной офис данной компании не прошли даром. По их правилам возможна перевозить только 3х велосипедов на рейсе, но на месте добро дали на 10 и даже бесплатно (забавно, что Павлик, улетев, дневным рейсом раньше нас, заплатил по полной — 50 евриков)! Плюс международного рейса — это возможность посещения  Duty Free. Именно тут, туристы захотели облачиться в образ пирата, со своими законами и правилам и купили ром. Тройка единомышленников не стала долго греть бутылку… и распила её на борту самолета пока тот ещё только набирал высоту.

столичный аэропорт

А в это время Татьяна и  Ольга начали разговор с сербом-черногорцем. Он объяснил, что время в Черногории течет по особенному, и торопиться здесь не надо… и не к чему. Описал, что май — самый лучший сезон для знакомства с Сербией и Черногорией (будто мы этого не знали больше полугода потратив на подготовку).
      Приземлились мы на столичном сербском аэродроме имени Николы Тесла когда солнце уже зашло за небосклон. Выйдя на “свободу”,  теплые потоки воздуха заставили разбудить весну в нашем разуме.  Тёплая балканская ночь и ароматы цветущих садов охватили нас в свои объятья сразу за дверями аэропорта. Сборы велосипедов сопровождались огромным количеством местных наблюдателей. Все смотрели на сие действие с неподкупным интересом. И тут же нас поджидал Павлик, который прилетел ещё днём, успел посетить сербский музей ВВС со сбитым в 1999 году «стелсом» и (умничка моя!)  закупиться на нас продуктами.

кусок сбитого в 1999г. F-117 (тот самый «невидимка»)

      Придав технике рабочий вид, мы двинулись стройным рядом вперед. Мимо нас проносились сигналящие автомобили, останавливались люди, спрашивали все ли хорошо у нас, нужна ли помощь. Первую часть пути придорожное освещение нам озаряло путь, но далее мы свернули в поля в поисках места ночёвки. И далее пракатически на ощупь передвигались сквозь мрак южной ночи. На полевой дороге были ямы, камни, крупные куски земли.  Но это только подзадоривало нас. Место для ночлежки мы все же нашли там, где и было задумано — среди пахучей травы, которая была нам по пояс.Благодаря Павлу Космонавту мы наелись, напились пива (это уже само по себе) и легли спать.
04.26
27 апреля.
 Автор: Танюхин.
Нитка маршрута соседний лесок — Белград — шоссе №100- г.Гроцко (напротив острова Грочанска-Ада)
 Погода  +28+30, солнечно
 Дистанция, км  45
 Набор высот/спуск, м  560/710
        Некоторые бы хотели, чтоб утренние солнечные зайчики разбудили их, а проснулись от сурового окрика: ПОДЪЁМ!!!  Собравшись, мы двинулись в столицу Сербии.  Экскурсовод звонил нам и просил отложить экскурсию на вечер или хотя бы на 14-00, объясняя тем, что в полдень совсем жарко и тяжко будет передвигаться. Мы были непреклонны. Ведь у нас график).
      Знакомство мы начали с городских окрестностей Белграда, а точнее его района — Земун.
Справка:

Кула на Гардошу (Башня тысячелетия)

Во времена Древнего Рима на месте современного Земуна находилось поселение Таврун, исчезнувшее в эпоху Великого переселения народов. Первые письменные упоминания о Земуне, название которого происходит от славянского слова земля, датируются XII веком. В 1127 году Белград и Браничево были завоёваны венгерским королём Иштваном II, предпринявшим поход на Византию. Во время возвращения он разрушил Белград, камни которого были использованы при возведении стен Земуна.
В Средние века Земун был отдельным городом на южной границе венгерского государства. Однако расположенный на противоположенном берегу Белград всегда превосходил его по значению. Подобное распределение ролей сохранилось и в составе Османской империи с 1541 до 1718 года. В последующей эпохе Земун был пограничным и таможенным городом Австро-Венгрии, находясь на границе с Османской империей, позже с Сербией. После распада Австро-Венгрии Земун непродолжительное время принадлежал к жупании Срем королевстваКоролевства Хорватия и Славония, прежде чем в 1918 вошло в состав Королевства Югославия, называвшегося до 1929 года Королевством сербов, хорватов и словенцев.
С 1934 года Земун стал частью Белграда, однако вновь был отдельным городом с 1941 по 1944 год в составе фашистского Независимого государства Хорватия. После войны Земун вновь стал районом югославской столицы.
 Именно тут возвысился высоко вверх  Кула на Гардошу (Башня тысячелетия) построенная в честь 1000-летия со дня основания венгерского государства на руинах средневековой крепости ЗемунаПостроена она  в 1896 (тогда это были южные рубежи Австро-Венгрии). Архитектура выдержана  в комбинации различных стилей, но превалировали романские элементы. Около здания расположено кладбище и церковь. Множество красивы и старых памятников, смотрящих на тебя, заставляло мурашки бегать по коже от неповторимой красоты и глубины взглядов немых фигур.
        Далее, по брусчатке вниз, проносясь мимо людей, машин, маленьких домиков с красной черепичной крышей мы выехали на набережную Дуная. Я невольно вспомнила Россию. Много мусора плавало в воде и валялось по дороге. Около фонарного столба стояла пустая бутылка алкоголя и  около нее валялось 3 пластиковых  стаканчика… славяне, как славяне). На реке было половодье, воды мутноваты. Не долго задерживаясь — двинулись далее.
     Небольшая ошибка в навигации и мы оказались в цыганском минирайоне. Выбежали маленькие черноволосые дети, утопающие в огромных тапках, взрослые устремили на нас взгляд, валяющиеся картонки, лаяние собак, все это неповторимый образ бедноты. Мы осознали ошибку во взятом направление и уехали поскорее.
       Белград знаменит своими велосипедными дорожками. Самая длинная дорожка находиться именно здесь, в Сербии!!! и проходит она через Белград — это 680 км. Мы проехали около  20 км именно по этому участку. Видели затопленные детские площадки из-за разлива Дуная, много молодых и не очень людей, катающихся на “бициклах” (велосипед по-сербски), бег тоже они не забывают. Белград —  cпортивная столица и это приятно!!! Палящее солнце нагревало металл и наши головы (+30 уже в апреле — здесь это в норме, а ведь день назад по дороге в аэропорт я видел сугробы).
     В Белграде нас встречал Марьян Стойкович. Добродушный парень, который согласился поводить нас по городу и рассказать о его достопримечательностях.

фонтан перед гостиницей «Москва»

Саправка:
Белград (серб. Београд, Beograd) — столица и самый крупный город Сербии с населением 1,2 млн жителей. Был столицей Сербии с 1403 по 1428 год и с 1815 года, с 1918по 2003 год был столицей Югославии, с 2003 по 2006 год — Сербии и Черногории. Крупный экономический, промышленный и культурный центр Сербии. Город располагается в центральной части Сербии, у впадения реки Савы в Дунай.
     Истоки города восходят к эпохе кельтов, которые (племя скордиски) основали на месте слияния рек Сава и Дунай поселение Сингидунум. В бурном прошлом Белград завоёвывало 40 армий, 38 раз он отстраивался заново. Древние стены города повидали кельтов иримлянготов и франковславян и турок.

Под своим сербским названием город впервые упоминается в IX веке. В IXX вв. Белградом владели болгары, в XIXII вв. он находился под властью Византии, а затемболгарвенгровсербов. С 1427 года Белград — венгерская пограничная крепость, у стен которой в 1456 году войска венгерского полководца Яноша Хуньяди разбили армиюосадившего город турецкого султана Мехмеда II. В 1521 году Белград был захвачен турками. Во время австро-турецких войн Белград трижды переходил в руки австрийцев (16881690,1717173917891791). В 1806 году освобождённый от турецкого ига Белград стал столицей сербского княжества (с 1882 года — королевства).

В 18131830 гг. город находился под властью турок, которые до 1867 года удерживали за собой расположенную в центре города крепость. Во время Первой мировой войны Белград был дважды оккупирован австрийскими войсками (18 ноября — 2 декабря 191426 сентября 1915 — 18 октября 1918). 1 декабря 1918 года Белград стал столицейКоролевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославия) и центромБелградской области.

13 апреля 1941 года был захвачен нацистской Германией20 октября 1944 годаосвобождён советскими войсками и Народно-освободительной армией Югославии. В ноябре 1945 года Белград был провозглашён столицей ФНРЮ (с 1963 года —Социалистическая Федеративная Республика Югославия). Город сильно пострадал во время натовских бомбардировок в 1999 году.

Здание парламента Сербии

      Начало экскурсии было положено  у гостиницы «Москва», что на площади Сремска Terazije, где у фонтана, сооруженнего ещё  в 1860 году, мы приковали своих железных коней. Что самое интересное, в Сербии много фонтанов и именно с питьевой водой. В жаркие дни это просто необходимо!!! Мы отправились на осмотр достопримечательностей города вдоль улицы Kralja Milana (что по-русски король Милан, а не краля)))Университеты, театры, правительственные здания и сады оставляли ощущение компактности и домашнего уюта. Далее мы прошли к церкви Святого Марка. Тут в преддверии Пасхи всю площадь накрыло суетой. Вокруг продавали венки (вроде лавровых) и местные сладости. Дети обучались рисованию или просто бегали. Одна из местных вкусняшек — это яблоко в карамели. Весь этот фрукт на палочке. Задорно так и неповторимо. За церковью Святого Марка расположена церковь Святой Троицы — русская православная церковь, построенная на деньги эмигрантов, после революции. Здесь находится захоронен Пётр Николаевич Врангель. Здесь же до 1944 года хранились трофейные знамёна  Наполеона и османской армии, вывезенные эмигрантами из России.

Разбомбленный телецентр

Рядом стоит немые свидетели варварских методов внедрения демократии — разрушенный НАТОвскими бомбардировками в 1999 году телецентр (при этом погибло 16 человек).

     Далее наш путь лежал в исторический центр через Скадарскую улицу. Скадарская — пешеходная улица в центральной части Белграда длиной около 400 метров; вымощена булыжником и имеет довольно сильный уклон (поэтому напомнила мне Андреевский спуск в Киеве, который правда и длиннее и круче). Тут маленькие девочки раздавали хворост в честь праздника. Первыми обитателями этих мест были цыгане, и до 70-х годов 19 века здесь был цыганский квартал. Затем настала очередь богемы, облюбовавшей в самом начале века 20-го местные гостиницы и рестораны (кафаны). Сегодня Скадарская — не только богемный район, но и туристский аттракцион; здесь работают знаменитые рестораны, некоторым из которых около 100 лет, картинные галереи, антикварные лавки. Летом на улицах, а зимой в ресторанах выступают музыканты. Направились мы далее в исторический центр, именно туда, чем знаменит Белград.

Крепость Белграда, воин-победитель и мы в сопровождение Марьяна

Парк Калемегдан– это самый большой и популярный городской парк, в котором ещё и находся крепость. Это самый древний район Белграда. Первые крепостные стены были возведены здесь кельтами еще в III веке в наиболее стратегически выигрышном месте, на холме у слияния рек Савы и Дунай. И сегодня отсюда открывается лучшая в городе панорама. Сооружение из красного кирпича уже стоит более полутора тысяч лет, и оно несет отголоски прошлого, несмотря на то, что перестраивалось. Сохранен раздвижной мост, ворота. Башни. И к этому всему можно прикоснуться и ощутить мощь старины.  На территории крепости стоит Памятник Победителю – символ победы над Османской империей. Пока отливку памятника делали в Чехии,  началась Первая мировая война. После её окончания Победитель стал победителем дважды. Второй раз  он становится символом победы уже над Австро–Венгерской империей.

     После крепости мы, почти сварившиеся на жаре, направились  к велосипедам, чтоб продолжить свой путь. Нам необходимо было доехать почти до Смередово (около 50км). Мы попрощались с столицей наших южных братьев-славян, с нашим путеводителем по ней — радушным Марьяном и отправились в путь.

Закат на Дунае

    Замечая нашу процессию и российский флаг (который Андрей предусмотрительно прикрепил на велосипеде) многие машины приветственно сигналили нам, а порой люди даже высовывались и кричали нам что-нибудь приветственное по-русски. Солнце уходило за небосклон, а места для ночлега мы так и не видели. Везде были частные дома. Силы иссякали. Но мы не отчаивались. Света поймала глубокую ямку на дороге и немножко пошкряблась об асфальт. Ночная езда становилась травмоопасной, надо было определяться с ночлегом. И  тут мы увидели небольшие домики с пристанью на Дунае. Решили встать около одного из них. Через некоторое время приехал сосед. Он начал отчаянно говорить, что это частная территория и просил покинуть данную территорию. Сил было мало и с твёрдым намерением остаться здесь Андрей двинулся решать вопрос. После нашего первого слова: «-Здравствуйте!», мужичёк расплылся в улыбке и  с рвением воскликнул: «-Русские!??»… В результате диалоги и выявления к какой нации мы относимся, ситуация поменялась в противоположную сторону: “-Пожалуйста, Россия. Всегда рады! Вот тут газон лучше располагайтесь. Будем всегда рады!»
   Так благодаря братским народам мы были устроены в этом местечке. Готовили еду, покупались в Дунае и восхваляли отзывчивость местных жителей))).
Видео этого дня

04.27 (1)
04.27 (2)
28 апреля.
Автор: Андрей.
Нитка маршрута г.Гроцко — Смедерево — шоссе №202 — с.Влашка — гора Космай
 Погода  +28+30, солнечно
 Дистанция, км  65
 Набор высот/спуск, м 1085/838

Замок Смедерево

 

С целью наверстать упущенное (по плану было доехать вчера до Смедерево) мы встали пораньше и покатили пока солнце не стало растапливать асфальт. Движение по дороге было малоинтенсивное, мы катились вдоль полноводного Дуная, то взбираясь ну крутой берег, то спускаясь прямо к реке. Встреченные сотрудники местного ДПС нам улыбались и отдавали честь). Так мы достаточно оперативно докатились до Смедерево, где сразу поехали в крепость.

Справка:
Смедерево — город в Сербии на стечении Моравы и Дуная, 50 км от Белграда. Населения 77 808 чел. В Средневековье город был столицей и самым крупным городом Сербии, об этом свидетельствует древний центр города, выстроенный между 1427 и 1459 годамии хорошо сохранившийся. В 1458 году город был полностью захвачен Османской империей и в 1459 году преобразован в Санджак СмедеревоСмедеревская крепость, построенная вXV веке, в настоящее время является одной из главных достопримечательностей города. Крепость — монументальный комплекс, напоминающий в плане неправильный треугольник. Крепость окружена 1,5-километровой стеной толщиной более 2 метров и имеет 25 башен (в том числе 19 башен Великого града и 6 башен Малого града) высотой приблизительно 25 метров. В 1459 году была захвачена Османской империей. В 1867 году, во время правления князя Михаила Обреновича, ключи от Смедеревской крепости были возвращены СербииВо время Второй мировой войны немецкие войска использовали крепость для хранения боеприпасов. 5 июня 1941 года боеприпасы взорвались и уничтожили часть крепостных сооружений. При взрыве погибло около 2 500 человек и более 5 000 было ранено. В 1944 году бомбёжка авиациисоюзников вызвала ещё большие повреждения крепости.

 

Вид на Дунай со стен крепости КЛИКАБЕЛЬНО — СФЕРИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА

 

по сербским холмам

     Смедерево довольно компактный уютный городок. Архитектура центра совмещает классический европейский стиль и социалистический прагматизм, а окраины — небольшие домики с красными черепичными крышами. Замок частично обновлён, но при этом сохранены падающие башни. Внутри него — приятный парк,а в детинце организованна сцена и места. Проходят концерты и представления.
     Подкрепившись и подзакупившись двинулись далее по малоезженной дороге №202 на юго-запад в сторону Балканских гор. Предгорья стали чувствоваться почти сразу. Подъёмы становились продолжительными, но не крутыми после чего были спуски. В одной деревеньке после подъёма мы остановились подтянуть хвост и передохнуть. Заслышав нашу речь подошли мужички…:
М: -Русские?
Мы: — Да, здравсвуйте!
М: — Братушки!!! (Хлопает по плечу)
Завязывается разговор. Причём они достаточно плохо изъясняются на русском. Да и мы не сильно сербским, но вообщем находим общий))).
Через какое-то время диалог переходит на понятия всем очевидные:
М: — Россия — водка!
Я: — Сербия — сливовица!
Хохот и хлопаем друг друга…
М: — Жди 5 минут. (Убегает)
Жду. Минуты через 2 прибегает.
М: — На! (Протягивает полторалитровую бутыль самогона)
Я: — Спасибо! (Пытаюсь убрать в рюкзак и попутно думаю что я ему за это должен, но решил не обижать)
М: — Куда? Пробуй!
Я: — Нам ещё ехать…
М: — Неее, пробуй! Вдруг не понравится!
Пробую… Даааа! (Потом выяснили, что крепость сего напитка 52%)
     Доехали до поворота на Влашки после чего пошёл чумовой петляющий в деревне спуск с крутизной до 11%. По неопытности полетели кто как. В результате почти получился завал). Лёха не вписался в поворот (ничего удивительного — даже у меня скорость доходила до 55 км\ч). Но ничего — лишь поцарапался.
Спустились до шоссе №200 и решили ехать напрямик на гору Космай. Солнце пекло весь день и было довольно-таки жарко, крутизна подъёма всё увеличивалась. В какой-то момент я и шорт почувствовали себя хреновато от перегрева, пришлось немного передохнуть. Видимо солнечный удар подбирался к нам и мы вовремя притормозили.

Справка:
Kosmaj — гора к югу от Белграда. Высота 626 метров, это самая высокая точка Белградской области. здесь располагается национальный парк, есть горнолыжные подъёмники и турбазы. На вершине горы есть два памятника: один посвященный павшим воинам Первой мировой войны, другой  югославским партизанам Второй мировой войны.
     Со слегка помутнённым сознанием я пропустил один поворот в результате чего мы плутанули нетуда и существенно отклонились от генерального направления на вершину горы. Получилось, что мы крутились вокруг горы то поднимаясь, то спускаясь, но никак не могли найти подходящий путь наверх. Пришлось ломить чуть ли не на пролом по тяжёлой разухабистой грунтовке. Силы коллектива таяли на глазах, а скорость замедлялась. Пришлось принимать оперативное решение — становиться не достигнув цели. Проблемой была добыча воды — но сформерованный миниотряд быстро решил этот вопрос в соседнем селении.

где на горе Космай

Зато наградой было место ночёвки — это было подзаросшее поле с которого открывался вид на вершину горы, за которую закатывалось солнце. В другой стороне был крутой спуск благодаря которому открывался прекрасный вид на ночные огни городка Младеновац, оставшегося в долине внизу. Небо покрылось мириадами звёзд, а мы, собрав последнии силы, устроились за ночное пиршество подареной самогонки и румяного зажаренного шашлычка!
За этот день трек записан не целиком. Начал писать где-то от пересечения с Е-75.
04.28
29 апреля.
Автор: Андрей.
Нитка маршрута гора Космай — Младеновац — шоссе №23 — Топола — Рудник — недоезд до Горного Милановаца
 Погода  +28+30+19, солнечно
 Дистанция, км  70
 Набор высот/спуск, м 930/820

Всё, я починил! )))

На сей день в планах было уже въезжать в горы через Аранджаловац, ехать с «качелями» 200м — 600м в том числе с
грунтовыми участками. Но учтя реалии прошедших дней, солнечную активность и прочие факторы пришёл к решению скорректировать маршрут в сторону упрощения и заодно поднагнать план. Маршрут был перенесён к востоку в более пологую местность, но чуть более продолжительную по дистанцию. Скажу наперёд расчёт оказался верным, план был выполнен.

   Но прежде того при сборе обнаружили, что у Кучина почти отвалился багажник. Потребовался срочный ремонт из скотча и палок))). Ну ещё подразгрузили его и ничего — поехал!

Дорогами южной Сербии

     Сперва мы добрались от своей ночёвки к хорошему асфальтову спуску (до которого мы не добрались вчера каких-то пару километров). Посмотрели на памятник партизанам на вершине Космай издали по понеслись вниз. Утро дарило нам

Сиеста

свежесть, ветер, который бил в лицо и спуск в течении 11км на 200 метров. После вчерашних мытарств по холмам это казалось раем! Дальше дорога лежала по плодородно долине среди небольших городков и сёл южной Сербии. По сторонам мелькали красные черепичные крыши, виноградники, цветы и пашни. Так в режиме комфорта мы за пару часов махнули около 30км. Но солнышко опять начинало припекать усерднее, тени исчезали. На подъездах к городу Топола решили устроить сиесту: остановились на обед в кафе на озере. Шикарный (и что немаловажно — дешёвый) обед, купание, пивко… у некоторых даже начали закрадываться мысли не остаться ли тут… Но не тут-то было! часа в 4 коллектив был поднят в пелотон и отправлен на юх))).

Подъём на Рудник

 

 

После отдыха мы легко рванули в первый подъём на гору Прокоп на высоту 400м (выше чем были утром!). Но далее, как не печально опять был спуск к долине реки Ясеница. И тут пошёл красивый извилистый и первый более-менее серьёзный подъём к посёлку Рудник на высоту 640м. Потихонку поднимаясь мы виляли параллельно руслу реки. Дорога стала узкой, холмы переходили в гористость, а река затиралась в подобие каньончика. В какой-то момент солнце совсем скрылось и мы передвигались в тени леса и скалистых выступов. Машин было немного и они обычно аккуратно нас объезжали. Забавно и чуть страшно было наблюдать как навстречу очень аккуратно крадётся на первой скорости гружёный грузовик; видимо если пользоваться только тормозами на таком спуске, то можно улететь далеко…

     Добравшись до вершины перевала мы поджидали хвост… минут 20. Красиво притопал Роман, бросил вел на бок, разбив солнечную батарею, сел, заявив: «-Ну и хрен с ней!». Ну что ж пошли первые испытания))).
Солнышко убегало как-то совсем и надо было поторапливаться с ночёвкой, а путь ещё не был завершён.
     Перескочив перевал мы вылетели на трассу Е-763. Эффект оказался неожиданным: температура сразу упала с +30 до +19 (неуспевший испариться пот чуть ли не замораживал на ветру), навстречу летели стаи каких-то мошек, залеплявшие лицо. При всём этом мы летели вниз уже в сумерках со скоростью до 40 км\ч мимо проносящихся фур. В моей голове зудила уже только одна мысль: «-Пора это заканчивать!». Как назло
с одной стороны дороги тёк грязноватый ручей с мусором и стояли редкие домики, а с другой была обрывистая кручь. Вдруг из скалы прямо на дорогу вытекал родник (здесь у каждого родника стоит табличка в память бойцам партизанам, погибшим или воевавшим неподалёку, и этот источник не был исключением). Остановив пелотон, я обнаружил и заросшую дорожку наверх. В итоге мы развернули лагерь на шикарном поле среди стогов сена, с которого открывался прекрасный вид на лощину.
     К сожалению прохладный спуск дал о себе знать и ещё несколько дней я ехал в полупростуженном состоянии.

Видео наверху у Рудника и спуска вниз

04.29
30 апреля.
День в который мы проехали больше, чем ожидали.
Автор: Андрей.
Нитка маршрута недоезд до Горного Милановаца — Чачак — р. Западная Морава — Ужице
 Погода  +28+30, солнечно
 Дистанция, км 97
 Набор высот/спуск, м 484/466

Доброе утро или ПОДЪЁМ!!

     Я встал пораньше чтобы встретить восход солнца. Зелёный луг был обильно покрыт росой. Палатки стояли ещё в тени, а приподнятый край луга, уходившего в холмы, уже касались первые лучики солнца. Я пробежался с фотоаппаратом туда, не пожалев о сразу же намокшей обуви. Первый щебет птиц, пробуженных солнцем пришлось на каком-то этапе прервать командой: ПОДЪЁМ! — для всех тех, кто не шибко стремился увидать первые лучи солнца.
Цыганский рынок

Цыганский рынок

     Завтрак, небольшие ремонтные работы, уточнение планов на день и вперёд! Нам предстоял плавный спуск к городу Чачак, расположенному в долине реки Западная Морава (с 400 до 250 метров за 25км). Весь спуск занял всего 2 часа учитывая, что больше часа мы оставили в одном «магазинчике». Это было очень похоже на типовой американский рынок подержанных авто, как это обычно показывают в фильмах. Пыльные  ржавые авто с коряво написанными ценниками за лобовухой, прицепы — домики на колёсах, велосипеды не первой свежести (да и наверное не второй) и прочая ерунда. При этом цены указывались очень даже не шуточные. Наша цель была — снабдить Павлика новым (ну хотя бы целым)  багажником). Сей инвентарь мы и приметили на продававшихся великах. Долгие поиски хоть кого-то, объяснения что нам нужен только багажник, а не велосипед, уговоры продать его хотя бы за 40 евро, а не за 50…. вообщем осталось впечатление, что мы попали на цыганский рынок из фильма «Карты, деньги, два ствола». Так что то, что мы оттуда удрали целые и с багажником за 40 евро рассматривалось как победа!
     У Ольги от всевозможного цветения и ароматов весны разыгралась аллергия, сопровождавшаяся соплями, опухающими глазами потерей концентрации. На одном из поворотов она умудрилась потерять каску, по которой тут же проехался следующий, оставив отличный след колеса и вмятины. Теперь Ольга могла смело на все претензии отвечать: «-Я упала с самосвала, тормозила головой». На самом деле ситуация была достаточно фиговая ибо ехать с забитым носом, почти закрывшимися глазами, гудящей головой под жарой в +30 было не просто впринципе, не то что на уровне со всеми. Посему пришлось ставить её за собой и ровнять темп по её возможностям. Но хочу сказать, что тут она себя проявила настоящим мужиком стараясь двигаться на грани возможного, а может и даже за гранью…
Западная Морава
     Тем временем мы двигались вдоль русла Западной Моравы по ущелью. Здесь находится Троицкий монастырский комплекс, который также называют «сербским Афоном». На склоне горы Овчар компактно расположены 5 монастырей: Введенский, Вознесенский, Свято-Троицкий, Преображенский и Сретенский монастыри. На другом берегу реки под горой Каблар расположены ещё 3 монастыря: Благовещенский, Иоанно-Предтеченский (Йованя) и Никольский (Николье) и 3 церкви — Ильинская, Саввинская и Успенская. Все монастыри и церкви были построены в XIVXVI веках. Надо сказать, что поначалу было желание заехать посмотреть хоть один, но поглядев, что все сеи монументальные сооружения представляют из себя «сарай» 6 на 8 метра и выглядят абсолютно идентично к какому бы веку не относились, желание пропало.

Кликабельно СФЕРИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА ущелья

      Тем временем солнце поднималось в зенит и было принято соломново решение повторить опыт дня минувшего и зарулить на сиесту в какое-нибудь заведение, благо водоём был всегда в пределах видимости. Это мы и сделали недалеко от местечка Овчар Боньа. Шикарный обед с прохладным пивом (ага -это при больном-то горле), вид на ущелье, подвесной мост, купание в холодных водах горной реки — всё это повысило морально-волевой настрой команды.
     На улучшившемся настрое мы пролетели ещё около 40 км за 3 часа по петляющей среди ущелья дороге. Была удивительно приятная встреча у городка Пожега, где нас просто окружила местная молодежная футбольная команда ребятишек лет 10-12. Они в нас тут же признали братьев и пошли знакомства, рукопожатия, расспросы на каком-то едином славянском языке, воспоминания о матчах московского «Спартака» и белградских «Партизана» и «Црвены Звезды». А за нами всеми наблюдали сидевшие на лавочке деды, которые явно тоже были бы не против с нами поообщаться, но уступали своё место молодёжи. Мы, наверное, проторчали в этих беседах за пол часа, а вопросы и ответы не заканчивались, диалог шёл будто мы и желанные давно не видившиеся давно родственники у которых столько всего произошло и надо быстро быстро успеть всё расспросить и узнать. Мы расстались, оставив свои координаты с приглашением писать и заходить на сайт. Наш пелетон покатил дальше навстречу ветру, а я всё пытался понять откуда же берётся такая искренняя любовь между нашими народами, проявляющаяся на каждом шагу от юного мальчишки до  обелённого седеной старика? То ли сказываются корни, то ли то, что наши русские предки столько пролили крови для освобождения сербов от османов…. От умиления всему этому духу действительно братских отношений у меня наворачивались слёзы — чертовски приятно осознавать, что тебя и твой народ так любят (а вот поди американцов-то где и любят, то только за деньги)!
     Так незаметно мы подобрались у городу Ужице, затёртому среди крутых холмов. Немного поплутав по его крутым улицам мы выбрались в городской парк, расположенный по обеим берегам реки Джетиня. Было предположение, что в конце парка можно будет разбить лагерь в леске. Но оказалось, что дальше идут обрывистые скалы к которым вплотную подходят ледяные воды горной реки. Нашёлся (это уже входило в привычку) сносно говорящий по-русски серб, советовавший проехать ещё километров 5 до прекрасного места для кемпинга. Мы поглядели на велокомпьютер — на нём значился уже какой-то запредельный дневной километраж в районе 100км, темнело, хотелось есть… Заявив брату, что мы встанем прямо здесь, решили идти есть в ресторан! Он сказал, что вообщем-то это не проблема и что-то про полицию. Склонившись к мысли, что в силу нашей национальности она нас будет скорее охранять, чем выгонять, мы привязали «коней» и потопали в ресторан. Меню было на сербском, а промахнуться в ужин не хотелось. Тут же добродушный официант расплывшись в ухмылке на чистейшем русском продекламировал: «- Я вам всё сейчас расскажу». Мы совершенно расслабились, обложили весь стол доставленными яствами и винами. Со веранды второго этажа ресторана нам открывался аппетитный вид на реку. Стали загораться желтые огни на набережной, включилась подсветка старого недействующего (но сохранённого) ж\д моста, горная прохлада спускалась к нам, а запотевшие бокалы с местным вином торжественно и весело звенели под хоровое исполнение под гитару «…нам любые дороги дороги!» и «Фантом»а. Последнюю, мне показалось,  даже подпевали наши соседи).

Ужице

Справка:
 Ужице — город на западе Сербии. Численность населения составляет 102,4тыс. человек. Первые обитатели этого района Сербии были иллирийцы. Захоронения встречаются в регионе повсеместно. Позже регион вошел в Римскую империю, став частью провинции ДалмацияСредние века ознаменовались пришествием славянских племен, а позже и сербов из Белой Сербии. Около 1180 года, Великий Жупан Стефан Неманья присоединил Ужицу к средневековому государству Рашка. Ужице пала под натиском Османской империи в 1463 году и стала частью Белградского Пашалука до 1807 года, пока ее не освободилила сербская армия в ходе Первого Сербского Восстания. Ужице стала центром региона со множеством купцов и ремесленников. Только с конца XIX века город начал развиваться в индустриальном плане. Первые маленькие фабрики, выпускающие шерстяные одеяла и сделанные из войлока вещи стали открываться в Ужице в 1868 году, а в 1880 открылась фабрика по изготовлению кожаных изделий. Ужице стала первым городом в Сербии, где построили гидроэлектростанцию (рядом с которрой мы и ночевали), основанную на законах Николы Теслы. Она была построена в 1900 году на реке ДжетиняВ 1941 году Ужице была захвачена коммунистическими партизанами, которые выбрали ее столицей «Ужицкой республики». В социалистической Югославии Ужице была переименована в Титово-Ужице. Это один из 8 городов, переименованных в города Тито. В 1992 году возвращено старое название.В 1990-е годы экономика Ужице была в упадке из-за политической нестабильности и войны. В 1999 году город был несколько раз обстрелян авиацией НАТО. Наибольшие разрушения были нанесены 6 мая 1999 года, когда было разбомблено большое количество дорог и магистралей, аэропорт, гражданские объекты и правительственные здания.

После ресторана

     Прилично наклюкавшиеся мы вернулись к велам, оперативно растянули палатки на гальке у реки и под шум бегущей воды задрыхли без задних ног.
04.30
1 мая.
День, который вместо праздника мог стать трагедией.
Автор: Андрей.
Нитка маршрута Ужице — Злати Бор
 Погода  +28+30, солнечно
 Дистанция, км  24
 Набор высот/спуск, м 863/205
Высота стоянки, м 1020
      Утром провели ранний подъём, сбор без завтрака и передислокация к ближайшему кафе (которое было ещё закрыто). Оставив коней мы потопали на осмотр ужицкого замка.

Место ночёвки в парке
Кликабельно СФЕРИЧЕСКАЯ панорама Ужицкой крепости

Справка:
 Ужицкий замок —  средневековая крепость в Сербии, в городеУжице. Вероятнее всего, крепость была возвдигнута во второй половине XIV века для защиты города и торгового пути из Моравской долины в Боснию и Герцеговину и города на побережье Адриатики. Крепость расположена на высоком горном отроге, забраться на который можно только с одной стороны. В середине XV векаСербия оказалась частью Османской империи и в крепости с 1463 года расположился турецкий гарнизон.В конце 1862 года крепость, как и еще шесть укреплений, была оставлена турецким войском в соответствии с договором с князем Михаилом Обреновичем. В начале 1863 года крепость была взорвана, чтобы предотвратить ее использование в военных целях. В итоге от крепости остались только стены, башня и небольшое здание внутри.

Всё выше и выше

     Наш путь лежал всё выше и выше. Нам предстояло покорить тысячеметровую отметку.
Но для Лёши уже первый же подъём от Ужице стал на сегодня последним. Наверное нет никакой связи между тем, что ему стало совсем не по себе и тем что он усиленно мешал за завтраком кофе с энергетиками. Но факт оставался фактом, а делать что-то надо было. Вообщем-то дорога была в этих местах одна и по ней ходили автобусы. Лёха был комисован, снабжён картой и инструкцией куда мы должны к вечеру доехать.
     И только мы решили один вопрос, как появился другой — у Кучина стали происходит проколы один за другим… В итоге извлекли маленький едва заметный гвоздик  из покрышки.
     Так мы уже потеряли кучу времени и выдвинулись дальше практически в самое пекло. А нам предстоял изматывающий подъём… Дорога была широкая и тени не предусматривала, да и солнце торчало в самом зените. Асфальт уже через десяток метров впереди плыл в муаре, воды почти не оставалось…  А населённых пунктов как назло не было! Потом кому-то не понравилось передохнУть на автозаправке (там видите ли могло пахнуть бензином).
     В итоге головная часть пелотона оторвалась вперёд на разведку «обеденного» места. Мы свернули в Злати Бор, оставив на повороте Пахана собирать подотставших. Мы уже нашли забегаловку, заказали обед. Тут пришёл Кучин и сказал, что на повороте машина сбила Димку Чужого… Правда вскоре выяснилось, что Чужой жив, у него на месте руки, ноги и все прочие части тела, да и отделался он порезом ноги.

Счастливчик!

      Неопытный сербский водитель не справился с управлением и не вписался в поворот, на котором даже не на обочине, а на газоне стоял Димка. Въехав ему в зад велосипеда, он посадил Димку на капот. От удара велик приказал долго жить (лопнул багажник, оба обода, седушка), а Диман, наверное, стал только сильнее (по известной народной мудрости). Для разбирательства приехала милиция, А пострадавшего отправили в сопровождении Пахана на скорой в больницу (для обследования и перевязки).
Ситуация оказалось лучше того что бы могло быть, но спутывала планы и привносила приличную долю неопределённости. К нам подъехали друзья виновников аварии, которые жили сами в Злати Боре и предложили дожидаться товарищей у них в доме. К концу дня мы имели на руках:  Чужого с перемотанной ногой, весело рассказывающего за стопкой хозяйской сливовицы о том как катался на капоте; его раздолбанный велик; вернутого из Кокин Брода Алексея; незапланированную ночёвку у прекрасных людей на их ровном зелёном газоне… и день отставания от графика.

Всей гурьбой

05.01
2 мая.
День в который наш коллектив уменьшился на четверть и надо было ехать дальше.
Автор: Дмитрий.
Нитка маршрута Злати Бор — Кокин Брод
 Погода  +18+22, перем. обл.
 Дистанция, км  29
 Набор высот/спуск, м 372/591
Высота стоянки, м 820

На высоте за километр

Я проснулся на редкость выспавшимся, несмотря на жару и беспокойный предыдущий день. Весь секрет в отсутствии команды «подъем»! Долго филонили, утрясая последние нюансы вчерашнего ДТП, разбирая искалеченного железного коня, фотографируясь с хозяевами нашего вынужденного пристанища и их роднёй.
     Было решено отправить на машине на 3 дня «вперёд»  пострадавшего (что б он попробовал отойти и набраться сил), Кучина (так как он уже не успевал бы с нами вернуться домой, ему надо было раньше), Лёлика (для поддержки первых двух и восстановления сил).
      Итак, приехало такси, куда были погружены 3 велосипеда и 3 человека: Кучин, Чужов и Лёлик. Мы помахали им вслед, глядя как трое счастливчиков едут в Жабляк, где мы должны быть только спустя 3-4 дня. Оседлав своих верных коней, мы тронулись. Нас ждала очень интересная дорога с большим количеством виражей и захватывающих видов. Порой мы замечали, что нарушаем ограничения скорости… Погода в этот день нас несказанно радовала: +20+22, облачно — супер!

Вместе с Драгона в Кокином Броде

      На каком-то участке нас догнал велосипедист в шортах моей мечты: этаких ярких спортивных «облегашках», сквозь которые гордо выпирал гульфик и почти не оставлял простора для воображения. Это был местный житель – Драган Маринкович. Он довольно сносно владел великим и  могучим, в результате чего мы плодотворно пообщались. Выяснилось, что он также встречался с той самой группой из Ижевска, видеоролик которых перед поездкой я нарыл в Youtube.
      Драган проводил нас до Кокина Брода. Сие место представляло собой симпатичный арочный мост через реку.
      Отобедав в местном трактире, где официантка гордо нам заявила, цитирую: «Я – меню!», а наряд её пробудил во мне ассоциации с немецким кинематографом, мы отправились к мосту, чтобы на берегу реки найти себе пристанище для ночевки. В итоге среди местных помоек мы отыскали сносное место, где немедленно и расположились. Выше по течению реки мы обнаружили плотину. Это чудо инженерно-архитектурной мысли и устроило нам вечерний досуг!
      Но перед тем, как нашему водному досугу предстояло начаться, я обнаружил в своем мобильном телефоне занятную СМС от Кучина: «Проверь свой загранпаспорт». Я почуял неладное и с готовностью открыл загранник… Лёлика. Того самого Лёлика, который вчера пересёк границе… по МОЕМУ заграннику. В первый момент даже немного поволновался… Конечно, завтра пересекать границу, а чтобы стать похожим на Лёху, мне нужно как минимум набрать 15 кг массы! Но, как обычно, в голове включился режим «как всегда – без вариантов, прорвёмся!». В общем, решил отложить данную проблему на потом.
Вода не дошла считанные сантиметры!

Вода не дошла считанные сантиметры!

Уже в сумерках мы обратили внимание на изменение уровня воды в реке. Вода бурлила и оооочень медленно прибывала. Настолько медленно, что мы не стали особо заморачиваться. Спустя некоторое время к нам подошел местный житель гоповатого вида. Встав недалеко от нас, он закурил. Попытки установить контакт не увенчались успехом. Мы сидели и смотрели на бурлящую воду, а он всё курил и с хитрецой поглядывал на нас. А потом он ушёл. Остались только мы, мост и вода. Часть народа ушла спать. Шнур периодически использовал палку в целях замера уровня воды. Он всё увеличивался, но до «дэдлайна» был еще приличный запас. Сделав последний замер, оставшиеся тоже ушли спать. Спустя примерно час, наш неугомонный Рашитик вышел полюбоваться на Луну и опорожнить баки. И тут прозвучал подъем)) Мы стали свидетелями минипотопа, в коем наши велосипеды успели обмочиться до половины колеса. В ночи мы перетаскиваем велосипеды выше. Немного обдумываем, стоит ли переставлять палатки подальше. Однако, во-первых, судя по отсутствию активности на поверхности воды, сброс с плотины закончился, а во-вторых, банальная лень как всегда победила разум, и мы отправились спать дальше.

05.02
3 мая.
День в который мы сделали, то что было надо.
Автор: от лица Дмитрий (с редакцией Андрея).
Нитка маршрута Кокин Брод — Нова Варош — Приеполье — граница Сербии и Черногории
 Погода  +22+25+18, перем. обл.
 Дистанция, км  60
 Набор высот/спуск, м 1183/714
Высота стоянки, м 1280
      В этот день нам предстояло наконец пересечь границу Сербии и оказаться в Черногории. Но это было в идеальных планах, а на самом деле мы имели невысокую мораль, невыспавшийся поредевший коллектив, мучимую аллергией Олю, меня не отпускала простуда, а впереди 61 км и больше километра подъёма. В добавок обнаружили, что у Пахана лопнула спица и утро было ознаменовано попытками снизить биения в колесе до приемлемого методом переспицевания.
      Небольшой подъём от старта до городка Нова Варош (200м) показал, что в темпе лидера (мучаемого простудой) двигаются только девчёнки, а прочие подотстают. Но далее был расслабляющий затяжной  15 км спуск. Пол часа только летишь вниз, поджимая тормоза, уух! Мимо пролетали посёлки, отдельные домики, горы и скалы. Попалось несколько тоннелей, справа бежал горный ручей. Андрей притормаживал пару раз, что бы пелотон мог перевести дух, размять застывшие на тормозных ручках руки. В одну из остановок выяснилось, что у Светки, ехавшей в купальнике, развязался лифчик и она, не замечая этого ехала «светясь» на радость встречным автомобилистам (нам гудели в приветствии постоянно, так что мы уже относились к этому спокойно).

Река Лим

     Вывернули в ущелье реки Лим, вдоль которого ехали в сторону Приеполье. Запомнилось, что в реке плавало много мусора, а позже мы увидели и причину — огромную свалку на берегу этой красивой реки. Разгребая  её, бульдозер скидывал кучи мусора прямо в реку — просто ужас. Вообще. надо сказать, братья сербы в отношении к мусору не очень щепетильны: и если леса и поля боле менее чисты, то все мелкие речки — это жуткие помойные ямы.
      В итоге мы бодро добрались до Приеполья, где отобедали.
      После этого нас ждало 6-ти и 7-ми процентное счастье. Это был первый затяжной подъем (на 750м сразу за 12км). Спустя какое-то время я откровенно «сдох», мышцы отказались педалировать, и я принял решение идти пешком. Благо, что кроме меня оказалось еще несколько таких же, и мы вместе начали топать. Вряд ли получится передать словами этот длиннющий и нуднющий подъем пешком с велосипедом в обнимку. Радовало лишь отсутствие людей, красивый фон в виде удаляющейся вниз земли и теплящаяся надежда успеть засветло к границе. И снова часы подъема…(их ушло целых 3). В тот день похерфэйс стал моим флагом, иначе вариант был тупо упасть.

На подъёме

      Надежда сбылась, впереди зардел долгожданный шлагбаум.  Андрей собрал наши загранники (и Лёхин тоже)), и мы организованной группой подъехали к КПП. Серб взял паспорта и начал озвучивать имена. «Смирнов!» прозвучало в ушах гулким эхом сигнала тревоги, однако я не среагировал, дабы не спалить свою суетливость, тем более, что у нас был еще один Смирнов – Павел. После уточнения я поднял руку, чтобы обозначить своё присутствие. «Мусульманин чтоль?» — заявил пограничник… Я так и не понял, откуда такие ассоциации, тем более весь мой мозг был сосредоточен на надувании щек и актерском мастерстве, чтобы максимально соответствовать фотографии Лехи. Нас пропустили. Не успел я выдохнуть, как нас встретил второй кордон. Теперь нас встречали черногорцы! Ну, уже с самой границы было понятно, что ребята эти редкостные пофигисты. Проверив пару паспортов, они отправили нас с миром).
Прощаясь с Сербией

Прощаясь с Сербией

      Ввиду того, что солнце стремительно уходило на закат, мы решили не рассусоливать и, преодолев колючую проволоку, заночевали прямо в погранзоне. Стараясь не создавать лишних признаков присутствия, коллектив отужинал и погрузился в мирный сон уже на черногорской земле.
05.03