Сахалин – Кунашир – путешествие из которого непросто вернуться…Часть первая.

Фото первой части здесь

Время проведения 13.09.2010 — 04.10.2010.
Участники Soleil, Buldozer, Пахан, Horvat(Митя), Ришат
Место проведения Сахалинская область, остров Сахалин, остров Кунашир
Активность Пешая 1КС с элементами поболе, но вообще-то матрасничество


Просмотреть Сахалин-Кунашир 2010 на карте большего размера

Конец рабочего дня ознаменовал собой начало отпуска! Попрощавшись с коллегами и взвалив заранее взятый рюкзак, я поехал встречаться с ребятами на Белорусском вокзале. Мы сели на аэроэкспресс до аэропорта Шереметьево. У меня аккурат с краю рюкзака оказалась бутылочка перцовки и дабы она не разбилась – мы её оперативно утилизировали). Настроение было на высоте! Мы оперативно добрались до своего терминала и сдали вещи (регистрацию мы прошли через инет и хорошие места были выбраны ещё утром). Но только мы собрались закинуться пивком, как Митю вызвали по громкой связи (эти редиски отобрали пиропатроны для ракетницы и сухой спирт(!)). Так мы остались без средств психологической обороны от страха встречи с медведями. Ил-96 шустренько разбежался и стал набирать высоту, а в голове пробегали мысли о новом и неизвестным, что предстоит пережить в ближайшие 3 недели. Если вы представляли себе стюардесс длинноногими улыбчивыми блондиночками, которых так и хочется ущипнуть за попку, то вам категорически не рекомендую летать «аэрофлотом»! На стюардессах этих авиалиний природа явно отдыхала – это стандартные советские поварихи в столовых! Они мало того, что уже далее бальзаковского возраста, так ещё и шире, чем продуктовая тележка… Реальный диалог пассажирки (П) и стюардессы (С):

(П): — Что у вас за еда? Мне после неё тут же стало плохо!

(С): — А зачем же вы тогда её ели?

14 сентября

В то время как мы пролетали над Сибирью уже наступил новый день… О месте полёта я периодически извещал товарищей посматривая в навигатор. Когда облака рассеялись мы увидели блестящую гладь воды – Татарский пролив, потом быстро проносились многочисленные холмы (а точнее уже сопки) Сахалина. Самолёт сделал широкий вираж при заходе на посадку и мы увидели множество судов, торчащих маленькими поплавками на водах Анивского залива, болотистую речную долину, уходящую вглубь острова. Самолёт плавно сел на ВПП и мы дружно выбежали дышать свежим, влажным морским воздухом наших Дальневосточных земель – мы вернулись к вам!

Сахалинский аэропорт «Хомутово» совсем небольшой и мы пешком вышли с ВПП прямо на автостоянку. Мы встретились с Игорем (знакомым знакомых), который за «просто спасибо» уже похлопотал и сделал для нас пропуска в погран зону, коей является остров Кунашир (впрочем как и все Курильские острова). Получив заверения, что билеты на пароход нам достанут на 17 число (ближайший рейс), мы поехали в Южно–Сахалинск.

Дорога в Ю-С (так для простоты говорят местные) проходила по главной трассе города. Всюду стройки, новые дома, торговые центры и даже пробки перед светофорами; дымящие трубы, грузовики. Финальным штрихом первого впечатления о Сахалине стал плакат во весь дом с довольными лицами и надписью «Мы остаёмся здесь жить!». Видимо деньги нефте-газовых проектов Сахалина более весомый аргумент для местного населения, нежели голый патриотизм. Надо сказать этот слоган – здесь не показуха. Южно-Сахалинск действительно очень интенсивно развивается и это видно повсюду. Например, по количеству детей и подростков на улице, по уже появившимся «дамам с собачками», по количеству банков в центре и так далее. К слову сказать по 2009 году средняя ЗП по Сахалинской области уступает лишь Москве, Питеру и Ямало-Ненецкому АО (где кроме нефтяников и газовиков почти никто не живёт). Да и по сравнению с Приморьем здесь создаётся несравнимо больше продуктов, хотя большая часть конечно завоз или импорт.

На ж\д-, он же и авто-,  вокзале мы вышли. Надо сказать ж\д Сахалина – это отдельная тема. Она была построена ещё японцами, во время их правления на Южном Сахалине (1905-1945 гг.). Имеет ширину колеи 1067мм. Весь подвижной и тяговый состав – это спецпроекты либо ещё японская техника. Перешивку колеи на отечественный стандарт ведут уже давно, но заметных сдвигов мало.

Собственно кусок старой японской ж\д сообщением Ю-С – Холмск мы и выбрали в качестве маршрута. Это горный участок с тоннелями и мостами около 80км, который закрыли в начале 90-х, так как перепробивать тоннели под новые стандарты никто не хотел. Так, что теперь ж\д сообщение между этими пунктами через север стало чуть ли не на порядок длиннее.

Мы залезли в автобус до Холмска и вышли на полпути – в посёлке Чапланово. В местном продмаге под удивлённые взгляды местных закупились едой на несколько дней и направились вдоль реки Лютога. По карте ж\д должна была проходить прямо по посёлку, но оного не наблюдалось. Но на окраине нам действительно попались вросшие в землю рельсы, уходившие в непролазный кустарник. Мы решили идти вдоль реки, ибо ж\д должны была её пересекать мостом. Внезапно нас начал одолевать запах тухляка. Причиной которого была рыба, гниющая повсюду. Это была уже отнерестившаяся горбуша, которая подыхает после этого процесса. А в реке чей-то глаз увидел живую, вполне аппетитную рыбёху, стоявшую у наших ног! Раш пошёл… Все покидали рюкзаки и полезли в воду. Удочек и прочего у нас не было – да и были бы они бесполезны (рыба, идущая на нерест равнодушна к еде). Пару часовое беганье с горящими глазами за рыбой ни к чему не привело. Мы расписались в своей неудачливости и потопали дальше.

Старый ржавый мост надвис над нашими голова. Неожиданно мы поняли, что на по отвесному берегу на него не забраться, а брода рядом нет – надо возвращаться. Но как можно упустить возможность пройтись по мосту?! И мы с Митей решили дать крюк и пройти именно по мосту, пока остальные разувались и топали по реке. Взобраться на мост оказалось весьма непросто, так как от него остался один каркас с заклёпками с краю и так значительно подпиленный. Помогая друг-другу мы влезли на него. Идти оказалось страшновато: под ногами заклёпки о которые того и гляди сподкнёшься, а вниз лететь метров 15-20…

Преодолев препятствие мы все двинулись вперёд. Оказалось, что рельсы с дороги давно уже спилины, а шпалы прогнили настолько, что почти не видны или вообще сняты. Идти приходилось «ниже травы», немного напоминавшей бамбук (у нас тоже такое растёт, но не так густо). Правда после какой-то бетонной постройки появились следы трактора, который по непонятным мотивам катался здесь, расчищая путь. Нам стали попадаться противообвальные галереи, тоннели. Вдоль дороги постоянно текли горные ручьи, которые её подмывали. К одному, особенно красочному, мы даже спустились. На первую свою ночёвку мы встали так же у одного из ручьёв, разведя костёр прямо на дороге. На ужин был сделан праздничный (по случаю прибытия) шашлык, немного водочки и разговоры у костра под звёздным небом Сахалина. Темнота опустилась быстро, стало холодно и выпала роса. И посидев чуть за 10 мы пошли спать. Это был первый день на острове…

15 сентября

Поднялись только часам к 10, уже стало жарко. Вышли на маршрут – шли в одних футболках. По дороге, где уже не было и следов железной дороги из травы вынырнул одинокий ржавый светофор. Все по очереди залезали на него и фотографировались. Оказалось мы совсем чуть-чуть не дошли до бывшего разъезда Камышёво-Сахалинское. Зрелище ожидаемо плачевное: одни остовы зданий, кучи шпал, недорезанные вагоны… Затем дорога ныряла в тоннель. Вход в него так зарос, что только подойдя метров на 10 чернота тоннеля становится очевидна. Из бетонных стен перед порталом сочится вода, лопухи навесают со всех сторон. При это тоннель совсем не сырой – видимо до сих пор работает дренажная система в люки которой посередине бывшего полотна можно легко провалиться, если идти без фонаря. В конце тоннеля стал просвечивать чудный пейзаж: сразу из тоннеля дорога выходила на мост – «Ведьмин» мост, перекинутый через ущелье. Глубина – метров 100.

А вот идти по мосту было надо полюбому. Трухлявые шпалы шатались под ногами, а вид пропасти между ними, не прибавлял энтузиазма. Я, правда, пробежал вперёд всех и успел зафоткать очкующую процессию))). Далее дорога оказалась совсем заросшей. Здесь не были срезаны рельсы и было удивительно идти по ж\д прямо в лесу, пусть и молодом. Дорога опять нырнула в тоннель на выходе из которого видимо недавно прошла сель. Пути были завалены грязью, а в одном места через рельсы спокойно тёк ручей через несколько десятков метров переходящий в целый каньон. Такое возвращение природы в исходное состояние радовало и огорчало одновременно. Вот где можно посмотреть, что будет после вымирания человечества – настоящий постапокалиптический пейзаж!

Дорога вынырнула из лапухов, и прочей растительности и пошла опять на мост. Некоторые называеют его «Чёртов». Здесь под мостом оказывается не ручей, а та же самая железка! Она заходит сразу в тоннель и поворачивая на 270 градусов и поднимаясь метров на 100 выходит на этот самый мост. Вот так строили япошки в 20-е года! Мы не стали идти по этому тоннелю, а решили срезать, спустившись тут по лестнице.

Далее дорога уже была явно езженная ,стали попадаться то ли дачи, то ли дома. Мы прошли пару о.п., т.е. сюда уже ездят поезда. Прошли мимо местного водохранилища и вышли в предместье Холмска. Картина была удручающая: мусор, разрезанные остовы автомобилей, облезлые собаки, деревянные бараки порой с плёнкой вместо окон, заборы из рыбацких сетей… Мы вышли на побережье Татарского пролива, где хотели остановиться, но увидели кучи мусора, несколько местных алкашей и красивое, заходящее за материк солнце… Мы присели, чтобы прикинуть куда встать на ночёвку. Мужик пришёл с неводом, закинул, вытащил себе штук 5 рыбёх килограмма на 3 каждая и пошёл домой… Решили пройти в сторону Невельска. Заметили подходящий холм, с которого недавно сошла сель, похоронив несколько домиков, которые и использовали как дрова.


Ветер был прохладный, да и прошли хорошо – по сему выпили чуть больше нормы. Я с Паханом полез на верх холма – смотреть на звёзды и беседовать о том, что человеку нужно для счастья. Выяснили, что сейчас у нас всё есть для счастья. С такими мыслями решили идти купаться… По пути нас окликнула Татьяна, которая также решилась идти с нами. В море было мелко, вода тёплая, я съел пару ёжиков, попавшихся под руку, забрались обратно часа в 2 ночи и довольные легли спать.

16 сентября

Утро для многих было тяжелым. Некоторые вспоминали звонки, некоторые вспоминали ночные походы, а так же ночные купания. НО сегодня нужно добраться до Ю-С и забрать долгожданные билеты на «Фархутдинова».

Татарский пролив уже не был такой спокойный как ночью. От места стоянки до центра Холмска должны были добраться на автобусе. Но из-за отсутствия  транспорта пошли пешком. По пути встретили огромные ручьи стекающие с холмов вниз на дорогу. Лужи перегораживали «сухой» путь. Город радовал нас заборной зарисовкой о правилах дорожного движения. Дошли до вокзала мы быстро и он напоминал стадо автомобилей (японских). Вся площадка была напичкана хаотичными маршрутками, автобусами и бомбилами. Так как на автобус мы опоздали, решили взять машину (оказалось не дорого) до Южно-Сахалинска. Доехав до злополучных  касс  мы пошли забирать обещанные билеты, но не получили. Все наши звонки знакомому пограничнику не получали ответа. Ничего не оставалось, как найти ночлег в Ю-С. На окраине города рядом с водозаборником  и отелем встали мы. Вечер был натянут. Мы все еще звонили, но не было ответа…. Легли спать…..

17 сенября

Утро. Напряженность. Часть коллектива начала думать о походе по Сахалину. Но во мне надежда не угасала. Я очень хотела на Кунашир. С Пашей мы устроили обряд,  в котором призывали духа Огня помочь нам получить билеты. После чего Паша очередной раз позвонил и ему ответили. Душа моя была наполнена радостью. В моей голове пронеслось как мы на корабле пересекаем морские просторы, как ступаем на землю айнов, но нет — было только 3 билета на сегодняшний день. Обидно. Взяли билеты на вторник. Это тоже хорошо, хотя… Некоторые начали говорить, что не нужен Кунашир, что и тут хорошо. Сахалин тоже остров и т. д.

От этих слов мои глаза наполнились соленой жидкостью и были готовы разрыдаться. Но ничего. Должны ехать во вторник. Еще 4 дня до вторника и это время надо было заполнить походом. Возникла идея пройти по другой части заброшенной ж\д Ю-С – Холмск, но в сторону Ю-С. Доехать мы решили на машине до бывшей станции «Перевал». Водитель на свой страх и риск согласился довезти нас туда, «если будут мосты»(что это значило мы поняли позже). Дорога не переставала нас удивлять: она постоянно сужалась, а затем водитель не задумываясь проехал по деревяшкам лежащим через провал (проходимость данного средства передвижения  по ухабам и ямам нас удивляла). Единственное, что остановила машину — это обрыв вместо дороги. Объезжать вдоль ручья (как делали наверно некоторые) водитель отказался. Выйдя из машины мы вздохнули радостно, что остались в живых. Мы пошли вперёд бодро и уверено. Холодные капли и морось покрывали моё разгорячённое тело. Идя вдоль грунтовки, мы понимали, что еще необходимо найти железную дорогу. Мы остановились  на отдых, а пахан и Андрей пошли  на отыскание ж\д. Навигатор показывал, что в 100 метрах  должна быть дорога, но почти отвесные скалы, видимо, скрывали эту красоту. «Сусанины» вернулись и пропели песню Винни-Пуха  «Нас без сомнения ждут приключения…», после чего сказали,  что подняться можно.

Увидев подъем, мы обомлели. Крутой подъем по камням ни мог не одарить нас нервным смехом. Ближе к верху шпалы свисали вниз, камни выскальзывали из-под ног и летели в товарищей. НО мы все-таки забрались. Мы пошли вдоль железной дороги через тоннель. По пути лежали  вагоны разрезанные и разграбленные. Они такие огромные и такие беззащитные перед природой L.

Холодный воздух и мелкий дождь заставили нас задуматься о том, чтобы встать на ночевку. Вокруг была буйная растительность и ничего не оставалось, как срубить лопухи. Вскоре дождь полил как из ведра. Мы в быстром темпе начали ставить наши «жилища». Андрей и Митя пошли в гору за дровами и хорошо промокли. Благодаря сухому спирту огонь занялся сразу и не тух под проливным дождём. За водой пришлось спускаться в глубокий каньон. Ришат и Паша из подручных средств  создали навес, в которым мы ели и прятались от дождя. Вот так провели мы вечер:  сидели под навесом, ели чеснок с рисом и тушенкой, запивая перцовкой и говорили о жизни. И были так довольны, что подобные трудности нас не остановили…

18 сентября

Утро. Оставшиеся угольки догорали, солнышко светило и не напоминало о вчерашнем дождливом вечере. Мы доедали завтрак, как вдруг из тоннеля появился человек с факелом. Мы удивлённо посмотрели друг на друга какое время, а потом он  спросил: «- А далеко до вулкана?». Мы его не обнадёжили, и он вернулся во свояси.

Собрав все свои мокрые и подсушенные до дыр вещи, мы тронулись в путь=))

Впереди нас ждала дорога на грязевой вулкан.

Для этого пришлось пройтись прилично по ж\д, а потом свернуть с неё на грунтовку, разкисшую от вчерашнего дождя. Дорога явно была не из простых для автомобилей.  Подходя  к вулкан, мы встретили детей, которые бегали по лесу со своим «вожаком». Они показали куда идти дальше. Перед нами открылся огромная площадка с большим количеством мини-вулканчиков.


Древние повадки разбушевались боевой раскрас вулканической грязи стал украшать наши лица. Перед нами представала картина бурления грязи. Не долго думая, мы пошли на обмер грязевых вулканов…

Глубина была больше 2 метров и палка могла уйти дальше если была большей длины.


Обратно мы уже решили пойти не по дороге,  а по лесу. Тропу мы нашли быстро и добрались до любимой железной дороги. Там зоркий глаз ОzADа усмотрел две рельсины которые были из разных эпох(1887 и 1938 годов). И они были сварены вместе. Неизгладимое впечатление ведь тут две эпохи соединяются вместе и готовы нам рассказать о тех политических и экономических играх прошлого. Шли мы до станции Новодеревенской в надежде увидеть магазин, но, увы, кроме навеса, который представляете собой остановочный пункт, больше ничего не было. Надо было вернутся немого назад к ручью и найти место ночевки. Вечер нас как всегда сопровождал горячим ужином.

19 сентября

Ранний подъем. Собрали вещи и вот мы уже готовы идти на поезд, который здесь ходит лишь 2 раза в сутки. На остановочном пункте мы сели на поезд ещё японской постройки.  Блестящая дизеличка с узкими вагонами и лавками на 2 человека (на таких сутра в Москву не поездишь – не наш формат)). Когда зашли внутрь мы полностью ощутили японскую атмосферу, а проводницы(!) – ощутили запах копчёных туристов. Ехали около часа. Мимо нас пролетали пейзажи Сахалина. Прибыли на железнодорожный вокзал в 10 часов. По плану часть людей пошла закупаться едой, а часть решила отправить письма домой.  Местом стоянки мы выбрали уже знакомое нам ранее. Там устроились мы на целый день. Все это время проводили в релаксе. Все устроились  около ручья и наслаждались прекрасной жизнью с пивком и рыбкой. Вечером приготовили шашлык и, наевшись, легли спать….

20 сентября

Утром проснулись, собрались и пошли за билетами на пароход. Придя в кассу, обнаружили длинную очередь, а билетов даже на следующую пятницу уже не было. Но на сей раз нас не подвели и к 12 часам билеты у нас были на руках. Мы радостные пошли на автовокзал. Там сели на автобус до Корсаково,  а Митя остался на Сахалинев ожидании своей дальневосточной любви))).  Приехав на место, мы решили прогуляться до порта и узнать точно о времени и порядке отплытия. Прошли весь центр. Корсаков — маленький городок, который так противоречив: там встречались то заброшенные домики , то аккуратные новенькие. Порт выглядел не лучшим образом. Вход в него не выделялся ни то, что огромной вывеской, а вообще был в здании кафе. Но мы все-таки нашли его.

Необходимо было определиться с ночлегом. Перед этим мы закупились рыбкой и пошли искать стоянку. Вернулись обратно к автостанции и пошли в сторону ручьев и лесов. Но оказалось, что  леса заставлены гаражами; ручьи закиданы машинами и мусором. Пришлось остановиться  на склоне между гаражами и ручьем. На ужин запекли горбушу в фольге с картофелем. Еда удалась на славу =)). Всю ночь поливал ливень, закончившийся только к утру. Но наша палатка, как всегда, согревала нас и держала в уюте.

21 сентября

Мы собрались и поехали в порт. Погрузка состоялась не в обещанные 9, а только в 10-30. По порту 100м нас вёз списанный автобус с разбитыми окнами — просто трэш. Зато нам на четверых выдали одну каюту. А рядом с туалетом даже был душ!.  Мы стали разбирать вещи, откручивать крышки от бутылок с пивом и вылизали на палубу наслаждаться проплывающим мимо Сахалином. Отчалили, стало покачивать. Проплыли мимо нового завода СПГ (сжижения природного газа), который недавно открывал президент. Видели на рейде танкеры- газовозы. А дальше пошли горы п-ва Анива, заканчивающегося живописнейшим маяком на одноимённом мысе! Солнце в океане утонуло быстро, растворив остатки своих лучей по небу. Звёздное небо стало очаровательным дополнением к качке, волнам и нам на корабле, идущем на край русской земли!

22 сентября

Пароход должен был ранним утром проходить мимо вулкана Тятя, который мы хотели поглядеть. Я встал рано, вышел на продуваемую ветром палубу и в темноте ничего не увидел. Пришлось идти спать. Часов в 8 утра пароход встал на рейде Южно-Курильска. Погода была пасмурная, ветреная и настроение потихоньку ухудшалось. Причал в Ю-К ещё не достроен, посему надо было ждать подхода плашкоута, который должен уже доставить до берега. Разгрузка грузов началась только к 10, а про людей вспомнили ещё часа через 1,5 (это стандартно). На маленьком судёнышке подвезли новых пассажиров, которые, пробиваясь через толпу, готовящуюся к выходу создавали жуткую сутолку! Организация надо сказать отдыхает. При спуске на плашкоут погранцы проверили паспорта и пропуска. Кораблик подбрасывало и наваливало волнами на борт парохода. Мы наконец-то отчалили и поплыли к берегу. На фарватере слева и справа из воды торчали мачты утонувших судов (вынимать их видимо никто и не пытался).

В портовом управление мы сразу попытались записаться на обратный рейс. Нас встретила добродушная женщина-диспетчер (олицетворение поговорки «хорошего человека должно быть много)). Примерный диалог:

Мы: — Нам бы записаться на такой-то рейс…

Диспетчер: — Фамилии…(пишет)…а вы кто?

Мы: — А в каком смысле?

Д: — Ну вот если вы бы были туристы из Питера, то у вас бы приоритет был!

Мы: — Ну так мы все с Москвы!

Д: — Ясно…(пишет). Ну записали я вас. Только за день до отплытия – позвоните. А то сейчас солнце, а через пару часов может шифер полететь! Добро пожаловать! ( И мило улыбнулась).

Мы потопали по посёлку, чтобы найти еду и машину. Посёлок состоит из 1-2хэтажных домиков. Часто убогих, но порой и новеньких. Дороги – пыльные грунтовке на щебне, так что после каждой машины глотаешь пыль. Первое впечатление от посёлка – селение золотоискателей ХIХ века на Аляске…Магазинчиков с едой – полно. К нам сам подошёл мужичёк (далее Иван Кунаширский)), предложил услуги по доставке нас в микроавтобусе. По пыльной дороге мы шустро помчались в сторону вулкана Менделеева, где планировали остановиться. Договорившись о дальнейших развозах мы расплатились и потопали пешком в поисках тропы на вулкан. Заход на неё не совсем очевиден и прячется в бамбучнике, но мы не промахнулись. Рядышком оказался ручей и место хорошее место стоянки. До заката оставалось часов 5, мы сбросили рюкзаки и налегке побежали на вулкан. Путь был интересным, но непростым. Пробиваться приходилось через густой бамбучник, превышавший порой наш рост, в котором вместо тропинки был когда-то ручей и корни деревьев. Мы выбрались к небольшому ручью с жёлтым мягким дном, повеяло сероводородом. Горячая серная вода струилась по склонам вулкана. Далее находилось огромное фумарольное поле – место выхода вулканических газов. По периметру выходов росли кристаллы серы. Вверху была вершина, а позади открывался вид на Кунаширский пролив и берег Японии. Вспомнив, что это ещё не финиш, а закат скоро – мы вылезли из невиданных фумарол и покарабкались дальше. Уклон становился всё круче и достигал уже градусов 60-70, почва была мокрой, всюду корни растений. Но вот всё отчистилось и мы оказались на вершине – 878м над уровнем…ОКЕАНА))), который было видно всюду! На севере был виден вулкан Тятя (северная оконечность острова), под нами справа была столица острова, а на юге – залив Измены (южная оконечность). Прямо же на востоке находились уже японские территории – остров Хоккайдо.

Здесь эта страна виделась совсем в другом свете – свете заходящего за неё солнца, а не наоборот. Так, что не верьте, когда услышите, что Япония – страна восходящего солнца, ведь это будет про нашу страну – Россию! А за Японией солнце уже заходило, нам надо было бежать вниз. Мы токо-токо успели вернуться, как солнце скрылось… Лагерь ставился в полутьме, заприездный шашлык готовился уже в «попе негра». Но мы были очень довольны собой, островом и жизнью!

23 сенября

Утром мы выбрались на дорогу, но телефон не ловил. Пришлось высылать гонца на попутке, за Иваном. Мы поехали дальше на юг острова к водопаду, высота которого на топокарте 80-х годов стояла не много не мало – 60 метров, а падать он должен был прямо в океан. В ручье по пути состоялась первая рыбалка. Голым крючком и леской выдернули одну из множество горбушей, стоявших под мостом.

Доехали до места Х. Судя по навигатору идти до берега было каких-то 500м. Мы просили рюкзаки и потопали. Оказалось  — не казалось. Лес Кунашира – это настоящие джунгли: густой бамбучник, поваленные деревья, лианы, цепляющиеся за ноги и опутывающие деревья, мох ,свисающий прямо с веток… Того и глядишь напоришься на какого-нить эльфа…или (что более реально) медведя))). Вообщем мы шли час эти 500метров. Берег представлял собой резкий обрыв с высоты в 100метров. Причём из-за бамбучника подойти к краю – было невозможно. Оказалось, что за 30 лет водопад промыл мягкую породу и превратился в ступенчатый каньон.

Путь наш лежал по дороге к кальдере вулкана Головнина.

Мы проявили твёрдость и успели-таки дойди до намеченной целее к закату. Неимоверно чарующие виды открывались на остров с края кальдеры! Было видно и юг острова и середину и сами вулканические озёра – горячее и Кипящее.


Но, к сожалению, долго любоваться этими красотами мы не могли- надо было бежать в перегонки с закатом. Встать на берегу Горячего оказалось непросто: все видимые ручьи- серные, у одного уже кто-то стоял. Побегали и выяснили, что в дальней заросшей части и идёт пресный, да и там сделаны даже столик и скамьи. Так что мы встали с комфортом)). Ночью готовили на углях рыбу, пойманную днём, лопали красную икру, а я даже купался ночью в вулканическом озере голышом (надо где-то галочку поставить, но таких списков не видел))).

ПРОДОЛЖЕНИЕ…

Долее — бонус: фильм телеканала Моя планета «Восточная Россия»: Сахалин и Курилы. Жизнь на островах