Продолжение рассказа о поездке на Кунашир и Сахалин

Фото (ЧАСТЬ 2), а также БОНУС — склеенные ПАНОРАМЫ лучших мест (СМОТРЕТЬ) и фильм т\к «Моя планета»

24 сентября

Утром после вчерашнего перехода народ просыпался медленно и вяло, а мне хотелось поскорее посмотреть озеро Кипящее и забраться на вторичную вулканическую вершину. Немного смутили два товарища (девушка и парень), которых мы видели ещё вчера на берегу. Они пришли к нашей стоянке за водой и забрать свои плавательные принадлежности (как можно было забыть ярко-красный лифчик мне понять было сложно). Расспрашивали боимся ли мы медведей и какое у  нас против них оружие. Выдавать секреты носков Пахана мы не стали и сказали, что никакого нет. Они очень удивились и ушли.

Где-то к полудню мы оставили лагерь и потопали осматривать кальдеру. Прошли по берегу озера Горячего. Погода стояла солнечная, но ветреная. Прошли вдоль серного ручья между озёрами и вышли на берег Кипящего. Забрались на вторичную вершину вулкана с которой вся кальдера как на ладони. С одной стороны – глубокая синева Горячего озера с серными прожилками, с другой – серовато-молочная матовость Кипящего, с берегов которого поднимаются клубы газов. А вокруг стоит частокол холмов кальдеры с запада за которыми открывается вид на вершины Хоккайдо…

Когда спускаешься к побережью Горячего  — даже не знаешь куда смотреть и что думать. Цвета: ярко-рыжие окислы, жёлтые фумаролы, серая вулканическая пена, чёрный песок… булькающие грязи, шипящие фумаролы, кипящая вода…отовсюду пар, насыщенный сероводородом! И не понятно ад это или рай? Вроде странно было бы попасть в ад и восхищаться его красотой, но ощущения что вроде того!

Мы вдоволь побродили по тёплым  берегам диковинного озера, изучая его чудеса, фотографируя всё подряд. Так хотелось унести эти ощущения с собой, что бы потом показать людям, как богата, удивительна и разнообразна наша страна! Но ловишь себя на мысли, что это надо видеть самому!

В планах на день было – поискать дорогу в сторону Охотского побережья на Алёхино. Но оказалось, что она заросла настолько, что стала невидима и непроходима абсолютно! Решили идти по другой  — вдоль ручья, вытекающего из озёр в Охотское море. Дорога оказалась очень запущенной и порой совершенно скрывалась в зарослях бамбучника. Мы с трудом пробивали себе путь, потихоньку теряя надежду найти достойный путь. Свежие следы медведей в лужах не придавали нам уверенности в правильности выбранного пути. Неожиданно мы вышли на полянку у который стоял домик… На табличке было написано, что это кордон (видимо уже бывший) Курильского заповедника. Оказалось домик стал неким приютом для немногочисленных путешественников – в нём лежала книга, в которую они вписывали что-нибудь о себе.

Уже вечерело и мы решили остаться на кордоне, заночевав прямо на опушке (спать в домике как-то было не уютно. Около домика была открытая веранда со столиком, на которой мы приняли пищу и побрели спать опрометчиво оставив посуду на столе…

Ночью меня не раз будил крик Танюхи, издаваемый по случаю звона оставленной посуды или чьих-то блужданий по жутко шуршащему бамбучнику. Надо признаться, что и  я после очередного просыпания уже не мог заснуть от всех этих шумов, а вылезать и гонять зверьё как-то не было желания. Зато бонусом на утро были начисто вылизанные миски))).

25 сентября

Пока Танюха разводила костёр, а Ришат мешал ей, мы с Паханом пошли в разведку. Целью было найти дорогу до Охотского побережья. Тропу мы нашли, но прогулявшись по ней, поняли, что с рюкзаками мы тут не пройдём. И причиной были даже не расцарапанные повсюду медведями стволы деревьев. Просто топа практически терялась, а крутые осыпи обрывов давали понять, что одно неверное движение и усё…

Приняли решение выходить обратно на дорогу и вызывать Ивана. Так и сделали. Правда приехал он слегка навеселе… Довёз нас до посёлка (дачного)Третьяково, что напротив Менделеево на Охотском побережье. Спросили по дороге какую погодку обещают – сказал нормальную, правда тайфун будет..наверно…со скоростью ветра метров 30 в секунду. А потом добавил, что может и мимо пройдёт.

На побережье ветер уже крепчал. Дул пронизывающе, но температура была не прохладной – градусов 13-15. В ручье бегала рыба. Мы потопали вдоль берега. На склонах холмов росли деревья с причудливо вывернутыми в одну сторону (от моря) ветвями – следствие частых штормов. Побережье поросло кустами шиповника, на которых во множестве  краснели огромные плоды. Надо отдать должное – подобного размера наверно нельзя встретить нигде! Мы решили немного собрать на чай. Тем временем я пошёл исследовать остатки брошенного вездехода, которых на этом берегу мы насчитали под десяток.  Вокруг росла мята, которой мы тоже прихватили на чай.

Минули рыбацкие сараи и прочие хозпостройки. Мы дошли до мыса, огибать который можно было только по пояс в воде. Уже вечерело, да и желания такого на сегодня не было. А так как перед мысом была падь с ручьём, то и встать решили здесь у берега. Но в глубь побережья уходила тропа. Прогулялись по ней. Разбитые сараи и брошенные участки, небольшая роща, а в глубине её…белеет дом. Подошли ближе – дом вроде не разбитый, окна на месте. Вроде всё заросло, нет следов пребывания, внутри пусто, но на столе – ваза с живыми ярко-красными гладиолусами. Стало как-то не по себе и мы решили уйти. Пока с Танюшкой ставили лагерь, собирали дрова, Пахан и Ришат принесли пару здоровых рыбин, вытащенных из ручья собственноручно. Рыбку запекли в лопухах (фольга закончилась, а дельный совет местного пришёлся какраз!). Наваристый чай с шиповником и мятой был даже лучше всякого горячительного! И мы приятно провели вечер не смотря на  усиливающийся ветер, наблюдая за тем, как Япония плавно растворялась в свинцовых тучах.

Ночь 26 сентября

Проснулся я от звука хлопающей палатки и мелькающего света. Ветер значительно усилился и видимо перешёл в крепкий шторм. Я решил вылезти из палатки, но как токо сделал шаг – сразу упал, снесённый порывом. Из палатки ветер не казался столь свирепым. Но наша палатка держалась бодречком. Я поставил парочку доп колышек и прижал камнями юбку. У товарищей же дела обстояли значительно хуже. Пахан по всему периметру закрепил растяжки за толстенные брёвна, но это не помогало! Наветренная сторона просто прогибалась внутрь и дождь обильно поливал её. Дуги начинали потрескивать… Я приютил рюкзаки и скарб товарищей у себя, а они среди ночи пошли переставлять палатку в более тихое место. Но найти подобное у них получилось не сразу. Вернулись за вещами они уже засветло…

26 сентября

После «бурной» ночи мы проснулись часов в 9. Ветер всё ещё бушевал. Собрались прямо в палатке, потом выбрались и сложили её, пошли искать ребят. Они дрыхли.

Дождь почти закончился. Мы с Танюшкой развели костёр и предложили товарищам завтрак в постель))). Пока коллеги приходили в себя и сушились я решил слазать через гребень (метров 80 но по кунаширскому лесу), чтобы проверить путь «посуху» за мыс. Лазал я порядка 2х часов, выискивая путь поудобнее, замучался прилично. Нашёл даже сохранившийся столбик с японскими иероглифами.

Дождь то и дело грозил начаться вновь и надо было спешить. Мы с грехом пополам прорвались через этот дремучий, но безумно красивый лес, и вышли на побережье с другой стороны мыса. Берег был песчаный и рыхлый, идти было не просто. Ветер то разгонял все тучи и слепило солнце, то нагонял тучку и выжимал её дождём на нас. Красивая природная открывалась нам: ветер срывал верхушки волн и нёс эти брызги на берег, орошая ими даже верхушки прибрежных холмов. Нам уже стал виден мыс Столбчатый, но внезапно возникла проблема – перед нами был приличный ручей. Самое мелкое (по колено) место перехода было вдоль берега, но его то и дело накрывало волнами. В дождевиках, с рюкзаками на спинах, ботинками в руках мы по очереди высчитывали интервалы волн и пробегали ручей. Но не всем эта процедура удалась…

Мы добрались до «экологической тропы» на мыс. Надо сказать тропа представляла с километр ходьбы по заболоченной грязи среди бамбучника. Таким образом продрогшие и уставшие (а некоторые ещё и не спавшие) мы стали искать ночлег. Карта подсказала, что где-то недалеко должны быть серные источники. Надежды было мало, но вдруг мы выбрели на так называемые ванночки. В них даже плескались люди! Они пришли просто в шортах!

Мы бастренько разложили лагерь чуть выше по течению ручья, поужинали и уже в темноте пошли закисать в ванночках абсолютно одни. Они представляют из себя неглубокие резервуары, стенки которых выложены обычными камушками. С одной стороны в них затекают горячие (80 градусов) источники, а с другой холодный горный ручей. Перемещением камней на входе можно создать себе любую температуру на выходе!

27 сентября

Сутра пришла замечательная идея: сделать здесь днёвку! Лагерь оставили, а сами пошли прогуляться до мыса Столбчатого. Шторм прошёл как и не бывало – погода стояла солнечная, ветра почти не было. В ручье увидели несколько отдыхающих рыбин. Одежда была скинута в мгновение ока и будучи в одних труселях мы с Паханом полезли ловить рыбу. Гонялись за ней прилично! Рыба скользкая и шустрая, но движимая инстинктом всё равно норовит лезть против течения. Наконец я резким движением схватил пробегавшую под ногам здоровенную горбушу под жабры правой рукой, а левой ухватил за хвост. С дикой радостью вытащил её из воды на сушу))). Когда вас будут звать на рыбалку и говорить, что для этого надо удочку, крючки и леску – не верьте! Настоящая ловля рыбы – это руками!

Ну и Пашка не остался без трофея, вытащив приличную кету. Ловить дальше не хотели, так как надо было ещё идти вперёд. По берегу стояли останцы выветривания – «стражи». Идти приходилось по «батонам» — большим овальным камням. Стало совсем жарко и мы поснимали даже футболки, а о вчерашних свитерах и дождевиках и не вспоминали. Добрались до мыса. Называется он столбчатым не с проста. Здесь наблюдаются выходы базальта. Для базальтовых потоков характерна столбчатая отдельность. Она возникает вследствие неравномерного остывания породы. Вероятно, в процессе остывания в жидкой породе образуются ячейки Бенара, которые при остывании и последующем химическом выветривании базальта превращаются в отдельные (чаще всего 5-гранные или 6-гранные) столбы. Вообще говоря, количество граней столбов отдельности колеблется от 3 до 7. Надо ли говорить, созерцание подобных столбов не оставляет равнодушным.

На обратном пути мы остановились ещё у одного рыбоносного ручья. Заметили одну рыбёху, другую, пяток, десяток….

(местные говорили потом:

-рыбы в этом году нет…

— как же нет? Мы сами вылавливали!

— это всё – нет. Когда есть она в 3 ряда идёт во всю ширину ручья

… у нас пошёл раж. Тут уже все полезли в ручей и стали таскать одну за одной. Танюха отличилась больше всех вытащив самую большую рыбу! Вынув десяток из воды мы остановились и задумались, а как мы их вообще понесём и что с ними делать??? Вот оно явное отличие природы от человека – у ней нет жадности!!! На берегу нашли порванную снасть, а предусмотрительный я брал целый килограмм соли…

На обратном пути мы с Ришатом тащили снасть с рыбой – килограмм 15! Пахана отправили срочно за пивом в райцентр на попутке, а сами подотстали и покупались в океане.

Пока гонец бегал за пывом, а Татьяна и Ришат мешали костру гореть я прнялся за разделку добычи. Только 2 рыбёхи оказались без икры из остальных же была извлечена самая свежая красная икра под которую даже не хватила котелка! Рыба была разделана и засолена, запечена на ужин, пивко подошло и наступил ужин…

Картинка для пускания слюней:

21:02, остров Кунашир, геотермальные ванны столбчатые, находящиеся в  живописнейшей пади ручья, тело погружено в водичку с температурой градусов 40(самое оно), в левой руке бутерброд с красной икрой (ну не то чтобы как обычный, а так, что икры столько на хлебе, что иногда падает), в правой – кружка с холодненьким пивком, а над нами южное чистое звёздное небо Кунашира и темнота…

28 сентября

Утром собрались, вышли на дорогу и потопали в сторону Ю-К. Хотели дойти до других горячих источников – «росинка» на 9м км. То и дело накрывала сильная морось, ветер. Вершина Менделеева вся скрылась за плотными тучами. Где они точно находятся не знали. Чуток поблуждали. Дошли до красивого ступенчатого водопада «Волосы красавицы», который  образован ручьём Кислый. Кислотная вода преодолевает ступени и переваливается в промытые полости, затем выбирается из них и падает через следующую ступеньку. Все камни вокруг ржавого(от кислоты) и зелёного(от лишайников) цвета.

Почти дошли до местной геоТЭС и поняли, что спутали дорогу. Вызвонили в порт –сказали пароход будет завтра, созвонились на утро с Иваном. Вернулись к месту, где видели пресную воду и заночевали на крутом берегу реки недалеко от дороги.

29 сентября

Иван не подвёл – приехал в 7 утра, а вот мы после ночного ливня чуть припозднились со сборами. В 7-40 уже были в порту. А там – никого. Полусонный диспетчер сказал, что сегодня парохода не будет – он штормует у Сахалина и на связь выйдет только завтра. Шутка была так себе… Спросились на разгружавшимся сухогрузе, можно ли с ними (они шли в Холмск). Они дали телефон кэпа, но ничего не обещали. Попросили Ивана отвезти нас на озеро Лагунное.

Озеро находится за одноимённым военным городком, смотря на который вспомнился спектакль Гришковца «Как я съел собаку». Наверное, если бы он тут послужил, его повествование было бы ещё красочней. Было сыро, ветрено и прохладно, хотя светило солнце. Настроение было паршивое. Сходили с Танюхой на другую сторону озера, рыба в ручьях уже как-то не радовала, да и запасов было ещё полно. Выбрались на холм на берегу океана и смотрели на Японию, фоткали вокруг. Заночевать решили не на берегу, а чуть отойдя в лесок.

30 сентября

Утром увидели, что звонил кэп  с сухогруза. Иван как назло не отвечал. На попутках группами добрались до порта. Оказалось, что все места на корабле уже заняты… А про «Фарш» говорили, что ещё штормует.

Спросились на другой корабль – тот должен был отходить только завтра. Нас согласились взять (но в двойную цену против пассажирского – у них правда это у всех), но сказали, успеть к 4-му октября (отлёт самолёта) будет тяжело. Мы бросили вещи в «каюту» — хозяйственно помещение, находящееся сразу за машинным (шумное, жаркое, душное, офигенно неудобное). Мы пошли бродить по посёлку, зашли в краеведческий музей, побродили по мысу Южно-Курильскому изучая старые орудия и чудо современной техники – раздолбанное здание маяка без окон и дверей на верху которого стоит работающий прожектор с набором солнечных батарей(!).

1 октября

Ночь провели в том самом жутком трюме. Утром узнали, что завтра «Фарш» будет точно. Выписались с корабля. Пошли искать где встать и сошлись ,что уже пофигу и встали прямо на мысу в виде посёлка под танковыми орудиями. Пили пиво, любовались океаном.

2 октября

Наблюдали потрясающий рассвет над океаном!


Опять притопали в порт часам к 8. Погрузка началась только в 13-30.

На корабле был жуткий бардак: людей сходило больше сотни, они все плыли до Кунашира больше 5 суток! Вот она транспортная доступность! Некоторых в дрова пьяных просто выносили из кают. Только тут мы успокоились и поняли, что успеваем. Корабль отошёл, нам улыбалось яркое солнце, играя на волнах. Волнение усиливалось, ветер был свежий и корабль заметно качало. Мы попивали пивко созерцая проплывающий остров Кунашир, его вулканы и берега, потом прошли между Кунаширом и Итурупом… К ночью качать стало ещё лучше и пол коллектива слегла. Зато мы с Паханом с отменным аппетитом навернули лучшие блюда местного ресторана))).

3 октября

Утром доплыли до Корсакова. Выгрузились. И отправились на знакомое место у городского парка. Закатили обжористый ужин из шашлыков, салатов, печёной с салом картошки и прочего и прочего.

4 октября

Подход заканчивался… Последним делом было закупиться рыбой и икрой и лететь домой! Икра – раза в 2 дешевле, чем у нас. А вот рыбы не особенно, но зато свеженькая!

Вообщем в лимит по багажу мы уложились, но такой тяжёлый рюкзак я ещё не таскал!

P.S.

Спасибо всем, кто прочёл эти строки! Надеюсь вы пережили хоть малую толику тех ощущений, что довелось испытать нам!

P.P.S.

Один доп. бонус тем, кто всё прочёл — фильм т\к «Моя планета»  «Восточная Россия»: Сахалин и Курилы. Жизнь на островах (Ведущая — беее, но фильм частично про те места, где мы были)