Весна в Белоруссии
Время проведения | 29.04-13.05.2012 |
---|---|
Участники | Андрей Buldozer Дмитриевич, Татьяна Soleil Валерьевна, Павел Пахан Рашитов, Дмитрий Шортик Парсегов, Светлана Захарова, Сергей Хухт Хухтиков, Валентина Михалыч Хухтикова, Павел Космонавт Кучин |
Место проведения | Беларусь |
Активность | Вело |
Статья ГОТОВА!
Нитка маршрута: Брест-Болежская Пуща-Свислоч-Волковыкск-Гродно-Лида-Новогрудок-Любча-Несвиж-Городея-музей Линия Сталина-Минск
Фото ЗДЕСЬ, ну а описание и панорамы далее!
Наш маршрут:
Просмотреть Беларусь 2012 на карте большего размера
Весна в Белоруссии
История идеи: Серёга Хухт после Полярного Урала выдал идею устроить катание на великах по более гостеприимным местам с возможным посещением бани его дяди в Белоруссии. Я со своей стороны давно с любопытством присматривался к белорусским замкам. В итоге маршрут был составлен идеально (благо нашёлся практически готовый и удовлетворяющий наши запросы), но, к сожалению дядину баню включить в него не удалось сугубо по географической удалённости последнего от сосредоточения достопримечательностей.
Со стороны Танюшки были попытки заставить всех писать впечатления «по горячему» каждый день…кого-то она на это развела, так что помимо моего сухого описания будут попадаться вставки впечатлений конкретных личностей (выделены жирным курсивом).
28 апреля
Маршрут: до Белорусского вокзала
Побег с работы, рюкзак на велик, собаки, мосты без пандусов, магазин-пиво; кто-то что-то забыл, кому-то уже хорошо. Разборка великов, снисходительно-застенчивая улыбка проводника после вскользь брошенной мной фразы: «-Мы к Вам!». Получасовой сбор пазла из 8 великов на третьих полках. Поехали!
Накат: у всех по-своему )))
29 апреля
Маршрут: вкз.г.Брест – Брестская крепость – д.Ковердяки
Погода: +26+30°С, ясно
Под полдень плавно выгружаемся на солнцепёк вокзала города Брест. +28°С и это в тени! Прям не апрель, а июль какой-то! Народ из поезда рассосался очень быстро, а мы ещё собирали технику и отлаживали её работу. Брест – город приграничный. Слышны были объявления об отправлении международных электричек (в Польшу). Объявляют сразу на русском и белорусском языках, приятно, что всё понятно. Бабульки с пирожками так и кружили вокруг нас во время сборки великов – утомили.
Справка:
Брест – город на юго-западе Белоруссии, административный центр Брестской области.
Население — 310,8 тыс. человек (2010 год).
Расположен в юго-западной части области, при впадении реки Мухавец в Западный Буг, у государственной границы с Польшей. Крупный железнодорожный узел, речной порт на Мухавце, важный узел автодорог.
Брест — город с богатой и древней историей. По году первого упоминания (1019) Брест — четвёртый город в Белоруссии, раньше упомянуты только Полоцк (862), Витебск (974) и Туров (980). За свою историю город много раз менял свою государственную принадлежность; сейчас находится на самом стыке территорий Европейского союза и Содружества Независимых Государств, вблизи места, где сходятся границы трёх стран — Белоруссии, Украины и Польши.
Через город поехали сразу в Брестскую крепость. Хотя я бы сказал, что Брест скорее городок (такое впечатление от центральной части): малоэтажные многоквартирные домики с аккуратными свеженькими фасадами, частные домики с ухоженными двориками. Улицы украшены флагами перед праздниками. Улицы украшены флагами перед майскими праздниками. Вокруг чистенько и не многолюдно. Ехать по дороге вполне комфортно – машины не мешают.
Въезд в крепость это бетонная звезда – брешь в крепостном валу. При входе раздаётся голос Левитана. Ощущение сильное – мурашки прям по коже. (Видео не моё)
От самой крепости сохранилось достаточно много – казематы, казармы, валы.
Рвы изначально делались как ответвление рек, поэтому вода в них чистая – проточная. Огромная скульптура сурового воина, вечный огонь, обелиск… В музее хорошо и боле-менее непредвзято рассказывают об истории крепости: строительство русскими инженерами; сдача в ПМВ немцам; период польский республики и советско-польской войны; парад 1939, принимаемый Гудерианом и Кривошеиным; оборона 1941 и кто был виноват в массовом героизме защитников… Экспонатов в музее мало. Многие казематы крепости находятся в запустении и представляют лакомство для сталкеров-любителей. А мы выехали через северные ворота и посетили парк «1-го мая», в котором на берегу живописного пруда с плакучими ивами подкрепились и попробовали местного разливного пива! Закупились едой и поехали на север. План был отъехать от города и встать на ближайшей речке, что и выполнили. Шашлычок, купание (первое в сезоне – 29 апреля!)…песни и разговоры затянулись за полночь. На закате к нам приплыл лебедь, которого мы подкормили хлебом, долго умилялись и сюсюкали, но захотелось есть… и лебедя все бросили и пошли лопать шашлык, а он так и плавал у нас на фоне))).
Накат: 28км
30 апреля
Маршрут: д.Ковердяки – г.Каменец – с.Каменюки (Беловежская пуща)
Бодренький подъём и вот мы уже в седле движемся по прекрасным белорусским дорогам! Не знаю, как насчёт первой, но вот вторую извечную русскую проблему белорусы решили – 90% дорог в прекрасном состоянии (это учитывая то, что мы ездили в основном только по региональным или же вовсе по просёлочным дорогам!).
Добрались до города Каменец. Симпатичный провинциальный город с населением всего 8.4 тыс. человек, но богатой историей. В средние века это был богатый город, находившийся на пересечении торговых путей. Сейчас от всего былого величия осталась одна Каменецкая башня.
Справка:
Ка́менец (белор. Камяне́ц) — город в Белоруссии на реке Лесная, расположен в 40 км к северу от Бреста. Основан в 1276 году по распоряжению волынского князея Владимира Васильковича, строился градостроителем Алексой. Основатель бывал в городе в 1287 году.
В XIV веке вошёл в состав Великого княжества Литовского. В 1795 году присоединён к России. До революции именовался Каменец-Литовск, входил в Брестский уезд Гродненской губернии.
В городе сохранилась уникальная оборонно-сторожевая башня. Башня была построена «градорубом» Алексой по приказу Волынского князя Владимира Васильковича в период между 1276 и 1288 годами как центральное укрепление деревянной крепости. Сейчас в башне расположен филиал Брестского историко-краеведческого музея.
Дальше мы просёлком выехали на прекрасную новенькую трассу, по которой помчались на встречу зубрам в Беловежскую пущу. Идеальный асфальт, поля и леса, пара машин в час – такой вот он, рай велосипедиста))).
Перед въездом в Беловежу проезжали деревню Каменюки. Собственно до сюда все туристы и доезжают, ибо далее проезд для автотранспорта закрыт. По самой пуще ездят только экскурсионные автобусы, лесничии и кто бы вы думали ещё? – велосипедисты!))) А в деревеньке полно минигостиниц и домиков для ночлега, где можно остановиться, взять днём напрокат велик и покататься по пуще. Но это ведь не для нас!)
Собственно при въезде посетили музей природы пущи с чучелами убиенных и вольеры с ещё живыми. Вроде как в пуще должны где-то бегать такие же.
Ну а что же такое пуща?
Справка:
Пуща (первобы́тный лес, перви́чный лес, рели́ктовый лес) — тип древнего девственного леса, сохраняющегося на протяжении длительного периода времени и незатронутого человеческой деятельностью. Характеризуется наличием крупных как живых, так и отмерших деревьев, повышенной затенённостью, несколькими возрастными уровнями растительности и несколькими горизонтальными уровнями вегетации.
Белове́жская пу́ща (белор. Белавежская пушча, польск. Puszcza Białowieska) — наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, который, согласно представлениям, сложившимся в современной науке, в доисторические времена произрастал на территории Европы. Постепенно он был вырублен, но в относительно нетронутом состоянии в виде крупного массива сохранился только в Беловежском регионе на территории современной Беларуси и Польши. Беловежскую пущу относят к экорегиону под названием «сарматский смешанный лес». В 1992 году решением ЮНЕСКО Государственный национальный парк «Беловежская пуща» включен в Список Всемирного наследия человечества. В 1993 году ему присвоен статус биосферного заповедника, а в 1997 году он награждён дипломом Совета Европы.
Собственно после осмотра того, что по плану мы уединились на речушке на границе пущи и сожгли несколько трухлявых деревьев первобытного леса с целью приготовления ужина. После первого серьёзного (ну боле-менее) заезда люди подустали и быстро расползлись спать после вечернего омовения. Кстати, опять плавал лебедь.
Погода: +28+30°С, ясно
Накат: 58км (86км всего)
01 мая
Маршрут: с.Каменюки – Беловежская пуща – Романово озеро
Погода: +28+30°С, ясно
Весь день как на одном дыхании – более 60 км под зелёным покровом первозданного леса без людей и машин – только лес, велик и мы, ах да ещё и свист в ушах! Лес очень разнообразный: это и вековые дубы и реликтовые ясени, стройные сосны в рыжей чешуе и ели с мохнатыми раскидистыми ветвями. Здесь находятся так называемые верховые болота, которые служат водоразделом рек бассейнов балтийского и чёрного морей.
Ничего не стоит на месте, все мы куда-то движемся. Смысл этого движения – стать лучше, сильнее, добрее. Этот путь без начала и конца, и только самые смелые и чистые сердцем понимают, что дали им испытания жизни. Не нужно ни от чего отказываться потому, что у нас всё есть: небо, сосны, зверушки, друзья и дорога, ведущая нас к заветной цели. разделим её вместе.
Валентина Михалыч Хухтикова
Приехали вечером к Романову озеру (которое не обозначено почему-то ни на одной карте). Прекрасное место: беседка, наколотые дрова, ТУАЛЕТ! На озере плавали лебеди и сидело несколько рыбаков. Сели в беседку, стали уминать рыбку с пивком. Женщины (ну т.е. Михалыч) стали готовить ужин. Было стыдно, но так приятно))).
Накат: 65км (151км всего)
02 мая
Маршрут: Романово озеро – г.Свислочь – г.Волковыск
Выезжали из Беловежи. Свислочь ничем не примечателен, подзатарились продуктами, поменяли пробитое колесо.
Дальше путь лежал на Волковыск. В силу скромных коллективных способностей к длительным переездам решили отказаться от проезда через замок в деревне Краскино и ехать напрямик. Дорога приличной частью шла по гравийной грунтовке при чём то вверх, то вниз…
Многие, изнежившись на прекрасных асфальтовых дорогах, воспринимали грунтовки как личное оскорбление. Ну надо сказать ехать по волнистым буграм с повышенным уровнем вибрации и получать заряд пыли от пролетающего мимо грузовика ощущения не из приятных, но что уж тут поделать. В Волковыске проехали мимо пары костёлов – городок небольшой, но с ж\д станцией. Встали на озере (практически в городе).
Погода: +25+28°С, ясно
Накат: 60км (211км всего)
03 мая
Маршрут: г.Волковыск – г.Россь – с.Свислочь (р.Неман)
Проездный день без особых достопримечательностей. У Танюхи сломался багажник. Долго думали, потом привязали палку на скотче и поехали дальше (держалось). Проезжали деревню с забавным названием Луна: едешь-едешь, а тут перед тобой указатель на Луну, чешишь репу – не перегрелся ли я?
Проехали село Свислочь (их там так много!), что на реке Свислочь и встали на слиянии последней с Неманом.
Справка:
Не́ман (древнее название Рудон, лит. Nemunas (Ня́мунас), белор. Нёман, иногда Неманец, нем. Memel (Мемель), польск. Niemen) — река в Белоруссии, Литве и Калининградской области РФ. Длина 937 км, площадь бассейна 98 200 км². В нижнем течении является важной приграничной рекой, служит государственной границей между Российской Федерацией и Литовской Республикой.
Река быстрая и широкая, но с отмелями. Решили здесь остаться на днёвку.
Кстати за дровами пришлось сплавать…
Погода: +25+26°С, ясно, переменная облачность.
Накат: 62км (273км всего)
04 мая
Маршрут: днёвка
Погода: +20+28+19°С, ясно, гроза, ливень.
Отдыхали! На утро съездили до деревни и купили пельменей! Пельмени в походе – афигеть!)))
Сварили много и остатки разыгрывали в очко). Потом играли на белорусские миллионы в покер.
С Паханом переплывали Неман.
Ремонтировали Танюшкин багажник…
Плясали)))
И спасались от грозы))) (не у всех удачно)
Накат: – км (273км всего)
05 мая
Маршрут: с.Свислочь (р.Неман) – г.Гродно – с.Озёры (оз.Белое)
Проснувшись шустренько покатили в сторону Гродно. На подъезде к городу и в нём самом было интенсивное движение, от которого мы как-то уже поотвыкли. Мы смело маневрировали в городском потоке, перемахнули по мосту через Неман и остановились осмотреться в самом начале Советской площади. С одной стороны красивый драматический театр, с другой – костёл бернардинцев, по среди Т-34-85 (один из первых танков, освобождавших город).
Справка:
Гро́дно (белор. Гродна, лит. Gardinas, польск. Grodno) — город, административный центр Гродненской области.
Расположен в западной части области, на берегах реки Неман, на границе с Польшей и Литвой (в 15 и 30 км соответственно). Узел автомобильных и железнодорожных путей. Население — 346,6 тысяч человек.
Гродно — один из самых старых городов Беларусии. Он впервые был упомянут в 1128 году в Ипатьевской летописи. В 1376 году Гродно был присоединен к владениям князя Витовта. Начиная с 1569 года город находится в составе Речи Посполитой. В 1795 году Гродно был присоединен к Российской империи, а в 1801 году становится губернским городом. В 1863 году город является центром крестьянского восстания в Белоруссии. В июле 1920 года находится под советской властью, но в октябре того же года переходит под управление Польши вплоть до сентября 1939 года. 23 июня 1941 года Гродно был оккупирован немецкими войсками, а 16 июля 1944 года был освобожден советской армией. С 1991 года является областным городом в Республике Беларусь.
Ведущими отраслями в городе является машиностроение и металлообработка, химическая, текстильная, кожевенно-обувная, стройматериалов. Наиболее крупные предприятия — «Гродно Азот», «Гродно Химволокно» и «Белкард».
Мы забрались на холм перед костёлом – там в позе лотоса медетировал какой-то лысый кришнаит… А к нам подошл брат Луиджи и брат Марио (так они представились). Наверно это и были бернардинцы (распространённое обозначение францисканцев-обсервантов, ветви ордена францисканцев, связанное с именем францисканца св. Бернардина Сиенского, орден, который по отношению к соблюдению монашеской дисциплины занимал среднее положение между меньшим и строжайшим уставами св. Франциска Ассизского и именовался меньшею братией, обсервантами). Вообщем ребята были как из фильма: руки складывали домиком, говорили ласково и тихо. Почему-то решили, что мы какие-то поломники, потом предлагали нас просвятить – ну да бог с ними!))
По поводу религий в Белоруссии: белорусы одни из наименее религиозных наций в мире (менее 27% населения считают религию важной для себя). При этом 82% – православные, 12% – католики. Но количество приходов варьируется от востока к западу так, что в Гродненской области количество православных и католических почти одинаково.
Сам город очень опрятный, интересный. Центр совмещает в себе разные эпохи и стили. Посетили так называемый Старый Замок – комплекс оборонительных укреплений и светских построек (XI—XIX вв.). Замок возник как укреплённое поселение ещё в XI веке, с XII века деревянный замок стал княжеской резиденцией. Во времена правления великого князя Витовта в каменном замке имелось пять укрепленных башен. К восточной стене замка примыкал двухэтажный дворец. Въездная башня соединялась с городом подъёмным деревянным мостом.
В XVI веке при правлении короля Стефана Батория старый замок подвергся коренной перестройке. Заново были перестроены почти все стены и башни, в северной части замка был воздвигнут двухэтажный дворец в стиле ренессанса.
В XVII-XVIII веках замок стал местом нескольких сражений, после чего отстраивался заново. В 1705 году, во время русско-шведской войны, в замке пребывал Пётр I-ый во главе русской армии. К XIX веку от оборонительных стен и башен замка оставались руины, и дворец замка был перестроен с добавлением ещё одного этажа, что окончательно изменило его облик. К старому замку ведёт каменный арочный мост, построенный ещё в XVII веке.
Посмотрели на Новый замок – королевский дворец, построенный в 1734-1751 гг. в стиле позднего барокко. Дворец использовался как как летняя резиденция польских королей Августа III (1734-1763 гг.) и Станислава II (1764-1795гг.), в нём проходили генеральные сеймы Речи посполитой.
Во время Великой отечественной войны здание было разрушено, в 1952 году оно было отстроено заново в стиле советского неоклассицизма, после чего в нём размещался областной комитет КПСС. В настоящее время во дворце находится исторический музей и областная библиотека.
Ну и пофоткались на Советской площади перед дворцом текстильщиков, тюрьмой №1 (Гродненская тюрьма – учреждение, известное еще на просторах Советского Союза, сегодня единственное в своем роде на всю страну. Входит в тройку тюрем Беларусии, где содержатся самые опасные преступники и рецидивисты. В 2012 году ей исполнилось 192 года), Кафедральным костёлом Св. Франциска Ксаверия (В прошлом костёл и монастырь иезуитов были самыми богатыми в Речи Посполитой. Костёл украшают самые древние в Европе действующие башенные часы, механизм которых изготовлен в конце XV столетия).
Так же добрались до очень интересного культового исторического объекта – Борисоглебской (Коложской) церкви.
Толком даже не известна дата её строительства – где-то в XIIвеке. Церковь является действующей не смотря на то, что от неё осталась только половина…так как после оползня в 1853 году обрушилась половина храма. Но решено было на создавать заново, а из дерева восстановить утерянную часть. Зато теперь можно точно видеть, где именно остатки того древнего, дошедшего до нас без малого через тысячелетие.
Своё знакомство с городом закончили под звон бокалов с лидским пивом в одной из кафешек центра.
Дальше поехали в дополнительно приподнятом настроении к озёрам (кстати по выезде попалось ещё несколько примечательных объектов- смотрите фотки).
Уже к вечеру добрались до д.Озёры (или по белорусски Азёры). Встали недалеко от дороги прямо на озере Белое. Наблюдали красивый восход красноватой луны.
Погода: +20+24°С, ясно, переменная облачность.
Накат: 65км (338км всего)
06 мая
Маршрут: с.Озёры (оз.Белое) – г.Острино – с.Ваверка – д.Мыто (р.Радунька)
Весь день ехали по просёлкам между деревень (ни одного грунта, все дороги отличные). Небольшие церквушки, сёла и деревеньки. Погода – самый оптим для поездки: и не холодно и не перегреваешься.
Решили проехать чуть поболее, что б на следующий день больше уделить времени Лиде. Под вечер стали сгущаться тучки и гроза следовала за нами по пятам. Проскочить не удалось и последние километров 5 летели под проливным дождём. Вода, как в песне – по асфальту рекой! Ехать под горку – скорость под 30км\ч! Брызги во все стороны, хохот и хрен его знает как на нашу процессию смотрели проезжающие мимо автомобилисты.
Свернули в сторону реки – деревня Мыто (ну конечно, уже чистые все стали). Вниз к реке летим с гиганьем и смехом через деревню. Под навесом от дождя спрятались деревенские бабки, застигнутые непогодой. Машем им рукой и летим дальше, встаём у реки, рядом с брошенным каменным зданием, а некоторые настолько испугались ливня, что поставили палатку внутри.(Дождь конечно кончился тут же как мы приехали).
Димка пошёл добыть воды из чьего-нибудь колодца, возвращается – ржот:
Димка (Д): – Можно у вас воды набрать
Мужик(М): – ДавайЮ без вопросов и т.д.
….
М: – А это вы тут пролетали на великах?
Д: – Ага!
М: – Круто!
(Наверно на неделю обсуждение для деревни обеспечено)
На ужин решили с Паханом устроить кулинарный конкурс: сделали тесто, фарш – запекали в углях в фольге позы (и немного сварили). Получилось муторно, но вкусно! Сушились и смотрели на красную луну, Димка пел революционные песни).
Погода: +20+22+16°С, переменная облачность, гроза, ливень .
Накат: 73км (411км всего)
07 мая
Маршрут: д.Мыто (р.Радунька) – г.Лида(разделение группы) – р.Неман (перед г.Берёзовка)
Утром кормили наглого лебедя)))
Доехали до Лиды. Центр – замок! Красивый квадратный в плане, судя по различный фактуре стен, кучу раз обновлялся и ремонтировался. Внутри делают подобие средневековой арены: частокол, лавки, трибуны… Но мы попали именно в тот день, когда замок был закрыт(.
Справка:
Ли́да (белор. Ліда, польск. Lida) — город в западной части Белоруссии. Крупнейший промышленный город Гродненщины, административный центр Лидского района. Расположен в центральной части Гродненской области на пересечении автомобильных и железнодорожных путей (Минск-Гродно и Вильнюс-Слоним).
Годом основания города считается 1323. Для спасения горожан от набегов татар и тевтонских рыцарей в 1323 году в слиянии двух рек — Лидеи и ныне практически исчезнувшей Каменки — на насыпном холме Великим Князем Литовским Гедимином был заложен Лидский замок. Он сохранился до наших дней и теперь является символом Лиды. В XIV—XVI веках Лида была одним из пяти крупнейших городов Великого Княжества Литовского. Город был центром Лидского повета Виленского воеводства.
В 1795 году Лида вошла в состав Российской империи. После советско-польской войны 1919—1921 город входил в состав Польши.
Ну коли замок для нас не открылся, то мы решили доехать до Лидского Пивоваренного Завода. Господа, вкуснее пива я не пробовал! Лидский Портер – вот это даааа))). С удовольствием и благодарностью жал руку бывшему директору завода, кстати он тоже вдохновился нашим велосипедным энтузиазмом).
На улице было пасмурно и зачинался дождик… А нам надо было прощаться с друзьями. Димка, Валя и Серёга – должны были уезжать завтра из Лиды, а нам предстоял путь дальше. Мы простились и под проливным дождём поехали вперёд к новым приключениям!
Дождь к вечеру прошёл а мы доехали до чудного соснового бора на берегу нашего друга – Немана.
Погода: +14+18°С, сплошная облачность, дождь, ливень .
Накат: 50км (461км всего)
08 мая
Маршрут: р.Неман (перед г.Берёзовка) – г.Берёзовка – г.Новогрудок – г.Любча (р.Неман)
Сутра посетили дот первой мировой войны, хорошо замаскированный на крутом берегу Немана.
Добрались до города Новогрудок. Так и не поняли имеет ли какое-то соприкосновение название с женскими прелестями местных жительниц, но вот то, что городок сам стоит как на грудках – это точно! С холма на холм как в городе, так и за ним.
Справка:
Новогру́док (белор. Навагрýдак, Нава́градак) — город в Гродненской области Белоруссии, районный центр Новогрудского района, в прошлом — один из главных политических и культурных центров Чёрной Руси. Население — 29,3 тыс. человек. Первое летописное упоминание о поселении как городе, связывают с заложением на этом месте крепости Ярославом Мудрым, князем Киевской Руси, около 1044 года. В Новогрудке в X веке имелись литейные и ювелирные мастерские, образовывавшие целый квартал на Малом Замке.
История города богата и запутана. Это был и столичный город для Литовцев, возможно. Также говорят, что в кургане здесь лежат останки первого Литовского короля Миндовга.Здесь родился Адам Мицкевич.
Здесь руины древнего замка XIII века. Новогрудская крепость являлась крупнейшей на белорусских землях: она насчитывала 7 башен и была возведена на вершине высокого холма, откуда в ясную погоду можно осмотреть окрестности на 15 — 20 км. Здесь в 1314 году князь Давид Гродненский разгромил войско немцев-крестоносцев. В 1422 году в замке произошла свадьба 73-летнего польского короля Ягайло и 16-летней княжны Софьи Гольшанской. Впоследствии молодая жена родила королю сына и стала родоначальницей королевской династии Ягеллонов.
Вообщем одно только перечисление займёт уйму времени, так что будет интересно – почитайте, а лучше съездить!
Подкрепившись в местном заведении мы двинулись в сторону Любчи. Настроение было великолепное и мы летели с холма на холм! Зелёные просторы и дорога быстро бегущая среди них – красота! На спусках скорость передвижения доходила до 50 км/ч! Ух).
К вечеру добрались до Любчи, но было уже поздно и осмотр города отложили до завтра. Встали опять на Немане (уж больно он нам полюбился).
Погода: +17+21°С, переменная облачность.
Накат: 64км (525км всего)
09 мая
Маршрут: г.Любча (р.Неман) – с.Щорсы – г.Кореличи – г.Мир (р.Миранка)
Погода: +17+21°С, ясно.
Справка:
Любча (белор. Любча) — городской посёлок в Новогрудском районе Гродненской области Белоруссии. Расположен на левом берегу реки Неман. Население 1 300 человек. Впервые упоминается в 1401 году в немецких хрониках, как объект походов крестоносцев.
Утром поехали посмотреть городок. Центр – деревянные одноэтажные домики, водопроводные колонки – деревня вообщем-то! Зато стоит красивый храм Ильинская церковь (1910—1914) в псевдорусском стиле. И замок второй половины XVI века, от которого сохранились две башни. Был построен в 1581 году. Инициатором строительства замка стал Ян Кишка. Все строения замка, кроме одной каменной башни, защищавшей въезд, были деревянными. Территорию замкового комплекса, кроме земляных валов, с трёх сторон окружал ров, а с четвёртой — воды реки. В конце XVI века новый владелец — князь Николай Радзивилл — значительно перестроил замок: были возведены ещё три каменные башни и каменные внутренние постройки, что значительно повысило фортификационные характеристики крепости.
Дальше поехали через просёлки в сторону Мира. Случайно в стороне заметили руины дворца, заехали осмотреть. Потом узнали, что это Усадьба рода Хрептовичей в Щорсах, XVIII век. Руины в зелёных зарослях выглядели очень впечатляюще. Побродили по ним, пофоткались.
Добрались до Мира.
Справка:
Мир (белор. Мір) — городской посёлок, до 1956 г. имевший статус города, в Кореличском районе Гродненской области Беларуси. Административный центр Мирского поселкового Совета.
Свое название получил от слова «эмир» (по чину главы размещавшегося здесь отряда воинов-татар), либо по прямому значению слова «мир». Первые письменное упоминания о Мире относятся к 1395 году — времени, когда крестоносцы, прошедшие через Лиду и Новогрудок, сожгли его. Причиной варварского похода вполне могло стать уничтожение отряда «неверных» воинов-татар, стоявших в этих местах на службе у великого князя литовского Витовта. В 1486 году становится владением Ильиничей. В 1569 года Мир переходит к Радзивиллам. В настоящее время имя небольшого городского посёлка Мир известно за пределами Белоруссии благодаря его главной исторической достопримечательности — замку, включённому в 2000 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В замке можно побродить по стенам и башням, спуститься в сырое подземелье. Органично создана атмосфера средневековья – чего только стоит музыка, которая встречает тебя при входе. Рядом с замком находится усыпальница последник владельцев замка – Святополк-Мирских князей.
Во время войны в Мире было большое гетто, которому посвящена экспозиция в замке.
Справка:
Гетто в Белоруссии в период Холокоста (270 мест) — это жилые зоны на оккупированной немецкими нацистами территории БССР, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. Эта изоляция была частью политики так называемого «окончательного решения еврейского вопроса», в рамках которой в Белоруссии было уничтожено от 600 до 800 тысяч евреев.
Ночевали в прямой видимости от замка, которой к ночи стал красиво подсвечиваться разноцветными прожекторами.
Накат: 59км (584км всего)
10 мая
Маршрут: г.Мир (р.Миранка) – г.Городея – г.Несвиж – д.Крутой Берег (на речке)
Погода: +19+23°С, ясно.
Доехали до города с красивым названием Городея, где узнали расписание электричек на завтра, что бы успеть всё ))).
Справка:
Городея (белор. Гарадзея) — городской посёлок в Несвижском районе Минской области, расположен на автодороге Несвиж–Новогрудок, на реке Городейка; железнодорожная станция на линии Минск–Барановичи. Население 4 100 человек (2009). Впервые упоминается в 1530. С 1575 собственность Радзивиллов.
Дальше покатили к Несвижу по прекрасной дороге.
Справка:
Не́свиж (белор. Нясві́ж) — город в Минской области Белоруссии на реке Уша. Население составляет 14 300 человек (2009).
В городе находится знаменитый Несвижский замок, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Фарный костёл, ратуша XVI века, а также ряд других архитектурных памятников.
С историей и этого города всё непросто! Даже не очень-то ясно когда он основан. В 1533 году Несвиж переходит к Радзивиллам, а несвижский замок становится их резиденцией. (вот оно логово чёрных орлов по владения который мы ехали))).
Справка:
Не́свижский за́мок (белор.Нясві́жскі замак) –
Первое упоминание о строительстве замка датируется 1551 годом и приписывается Николаю Радзивиллу Чёрному. Во время русско-польской войны замок выдержал осады русских войск, бравших штурмом сам Несвиж, в 1654 и 1659 годах. В 1706 году во время Северной войны замок был захвачен шведскими войсками и превращён в военный бастион, многое в замке было разрушено. Только в конце 1720-х гг. началась реконструкция, а в 1740 году построена дворцовая часовня.
В 1792 году во время войны против польских конфедератов замок сдался русским отрядам под командованием И. Е. Ферзена и Л. Л. Беннигсена.
В 1812 году владелец замка Доминик Иероним Радзивилл выступил на стороне французской армии, после чего вынужден был бежать. Только в 1860-х гг. замок вернулся к Радзивиллам, после чего началось его расширение и строительство собственно комплекса: Замковый парк, Старый парк, Японский сад, Новый парк, Английский парк. Общая площадь всего комплекса к 1939 году составляла около 90 гектаров.
28 июня 1941 г. в замке располагался штаб немецкой 2-й танковой группы генерала Гудериана.
Во времена СССР в комплексе располагался санаторий КГБ.
Вот такая история! Сам замок прекрасен! А интерьеры немногих сохранившихся комнат – радуют своим великолепием!
Сам город – с остатками старины с неширокими улочками, соборами и ратушей.
Взяли шашлычка и встали на реке на полпути к Городее.
Накат: 50км (634км всего)
11 мая
Маршрут: д.Крутой Берег (на речке) – г.Городея – г.Минск (на электричке) – ст.Анусино (на электричке) – музей «Линия Сталина» – канал за ст. Анусино
Погода: +19+24°С, переменная облачность, моросит.
Подъём был ранним. Нужно было оказаться в Минске до обеда и перерыва в электричках. Я встал ещё раньше, чем нужно, потому что вчерашний шашлык очень просил пить [ага, и наливка тут ни при чём!]. Рассвет был потрясающим: туман и реку и луг за ней, и вообще всё вокруг, поскольку мы были окружены водой. Шустро добрались до городеи. Платформы на вокзале нет [есть, просто низкая], поэтому велики забрасывали в тамбур электрички на высоту человеческого роста. В вагоне их пришлось поставить вертикально, опереть на рюкзаки и припереть к стенке. В Минск приехали почему-то не на вокзал, а на станцию в стороне от него. На вокзале, что удивительно пришлось акробатический этюд “3+2” велосипеда, и вот мы уже плавимся от жары в электричке, двигающейся по направлению к Линии Сталина. Пока ехали до Минска Андрей рассказывал, как всегда очень интересно и с огнём в глазах, про устройство авианосцев и сражения японской и американской авианосных эскадр. В эл-ке до Анусино Паша и Озеры бросили нас в другой части вагона, а к ним подсесть места уже не было. Поэтому мы со Светой дремали. От станции по асфальту проехали метров 40, потом пошла грунтовка, местами с вязким песком, местами с массажным эффектом. Снова горки, потом опять горки, уже по асфальту, горки по асфальту и вот Линия Сталина. Сохранились пара ДОТов, есть танки, пушки, самоходки, но самое интересное – жемчужное ожерелье музея [во блин эстет!] музей – коллекция военной инженерной техники. Таких “тракторов” я никогда раньше не видел.
Павел Космонавт Кучин
Справка:
Линия Сталина — в 1930-х годах система узловых оборонительных сооружений на «старой» (то есть до 1939 года) границе СССР, состоявшая из укрепрайонов от Карельского перешейка до берегов Чёрного моря. Вначале было 13, а затем ещё 8 укреплённых районов вдоль западных рубежей Советского Союза. Их нумерация начиналась с цифры 1. Но укреплёнными районами были усилены не только западные, но и восточные рубежи страны. От Благовещенска до Владивостока пролегала полоса из 13 УР. Их нумерация начиналась с цифры 101. Все укреплённые районы возводились по единым типовым проектам, их организационная структура определялась в соответствии с едиными требованиями по единой методике.
Собственно на базе одной из точек Минского укрепрайона создан музей “Линия Сталина” в котором мы и побывали. Сама линия почти не помогла при обороне в 1941 году, так как к моменту начала войны была глубоко в тылу и находилась в небоеготовом состояние и была без особых проблем взята немцами уже к исходу июня 1941.
Заночевали на берегу Вилейско – Минского канала – красивое место на высоком берегу.
Накат: 34км (668км всего)
12 мая
Маршрут: канал за ст. Анусино – г.Минск (на электричке)
Погода: +23+13°С, переменная облачность, дождь.
Подъём на лёгком расслабончике. Опять с чьей-то матерью закидываемся в собаку до Минска.Ездили по городским достопримечательностям. Заезжали в Раковский Бровар – лучший ресторан города (на самом деле), счёт в котором составил по 700р на человека! рекомендую всем))).
Справка:
Минск (белор. Мінск, до 1939 года — белор. Менск) — столица Беларуси, административный центр Минской области, город-герой. Крупнейший транспортный узел, политический, экономический, культурный и научный центр страны. В Минске находится штаб-квартира СНГ. Город расположен недалеко от географического центра страны и стоит на реке Свислочь. Площадь составляет 348,85 км², население — 1 885,1 тысяч человек.
Накат: 16км (684км всего)
Ну а вечерним поездом мы уехали домой! Какая же гадость эти перегородки на третьих полках! Еле всунули велики!
Вместо заключения:
Спасибо всем участникам!
Опыт оказался очень полезным. Маршрут рекомендую к прохождению: много всего интересного и совсем просто и не тяжело ехать.
Всем кто осилил сее утомительное повествование отдельное спасибо!