Время проведения 19.08-04.09.2011
Участники Андрей Buldozer Дмитриевич, Татьяна Soleil Валерьевна, Павел аки Пахан, Сергей и Валентина Хухтиковы
Место проведения Ямало-Ненецкий АО, Республика Коми
Активность Вело с пешими радиалками

Путешествие состоялось!

Все живые и НЕобмороженные вернулись обратно! Маршрут был сильно изменён, испытания холодом и сыростью были интересны!
Читайте отчёт.

Просмотреть Полярный Урал на карте большего размера Фотографии здесь, 1 часть отчёта далее…

Выживание на крайнем севере…

Ты узнаешь, что напрасно называют север крайним,

Ты увидишь он бескрайний – я тебе его дарю…  

19-21 августа

Наше приключение началось с долгой поездки на поезде Москва-Лабытнанги. На самом деле в нашей тёплой компании, смоченной прохладным пивом, мы с удовольствием вырвались в жаркий и пыльный августовский вечер из Москвы. Одно только неведомое название – Лабытнанги – веяло какой-то прохладой.

За несколько минут до отправления поезда при разборе велосипедов мы выяснили, что у некоторых товарищей не снимаются рули и педали. Наплевав на этот факт сложили как есть. Проводник, видевший все наши мучения не сказал ни слова. Негабаритные велосипеды с помощью нашей находчивости и чьей-то матери были впихнуты на верхние полки и мы тронулись.

Поездка проходило приятно и дружелюбно. Порой, выбегая на полустанках за пивком, мы понимали, что жары уже нет, а в шлёпках  на босу ногу как-то прохладно…

21 августа

Погода: +9, ветер.

В Лабытнанги поезд нас привёз ближе к вечеру так что стоило поторапливаться. Все пассажиры быстро разбежались, а мы остались почти одни собирать велосипеды на пустынном вокзале. В процессе сборки мы уже натянули свитера, куртки и шапки. Погода была пасмурной и  ветреной, а температура не превышала +9. Собравшись – покатили по дороге на переправу через Обь. Останавливаться на левом берегу не хотелось, так как он был низменным и болотистым. Мы ехали по дороге, которая была проложена через множеств мелких проток Оби. Асфальт заметно гулял – сказывалось действие вечной мерзлоты. Ветер бил прямо в лицо. Дорога закончилась на берегу широкой сибирской реки – Оби. Там мы в последний момент успели заскочить на паром, уже забитый машинами. Который тут же отчалил. Никакой пристани здесь не было – просто погрузка с грунтового берега, периодически обновляемого бульдозером. Все люди сидели в машинах, плотно закрыв окна и дико смотрели на нас. А мы в свою очередь с удовольствием фотографировались под моросящим дождём на фоне широкой реки. На правом берегу нас встретил МАМОНТ.

 

Он установлен здесь в полный рост (а может и чуть больше) на возвышении. Бетонная скульптура воздвигнута к празднованию 415 –летия Салехарда. Обязательное фото на память. Наблюдали солнце заходящее за далёкими уральскими горами и золотыми лучами освещавшее плотные тучи над рекой.

Около мамонта стояло несколько машин. Оказалось, что все их хозяева бродят в соседнем леске в поисках грибов, хотя скорее не в поисках, а в сборах, но об этом чуть позднее. Заехав по одной из грибных дорожек мы разбили в прилеске лагерь. Надо сказать, что на одной из кочек мне сорвало винт крепления багажника и он наглухо застрял… Я примотал багажник верёвкой и та проездил всю дорогу. Природа вокруг – лесотундра: невысокие ели и лиственницы, мхи, лишайники и ягодные россыпи. Недалеко проходил какой-то ров, а в кустах попадались мотки ржавой колючей проволоки – видимо следы ГУЛАГовского лагеря. Мы оперативно приготовили ужин, благо в дровах  дефицита не было. Как только село солнце – температура упала до каких-то пары градусов выше ноля, стал заметен пар изо рта, а по части тела, не повёрнутые к костру стали подмерзать. Мы выпили, как водится, за приезд и улеглись спать.

Накат — 7км.

22 августа

Погода: +9+12, ветер.

Утром вылезать из тёплого спальника  ну очень не хотелось, но как поётся в одной хорошей песне – если солнце вставать не лень, значит нам тоже ерунда! Мы перебрались обратно в Лабытнанги и поехали по дороге до Харпа. Дорога была из добротного асфальта. Она шла через редкую лесотундру, то уходя вниз, то взбегая вверх. Перепады были не большие, но учитывая ледяной встречный ветер, было не просто. Порой выглядывало солнце и пропадал ветер – тогда резко становилось жарко и потно. Остановились на привал и упали в чернично-брусничные заросли. Надо сказать такого количества ягод я никогда не видел. Можно было не сходя с места набить несколько раз полностью рот.

Мы покатили дальше, а мимо проплывали поблёскивающие на солнце глади тундровых озёр. Пёстрый тундровый ковёр окружал нас среди которого где-то вдали, как игрушечный, медленно полз поезд. На въезде в посёлок Харп стоит стела «Харп Северное Сияние» — 67 параллель.

Северное Сияние – это перевод слова харп с ненецкого языка. В Харпе находится производство цементное, добыча хромовых руд и гравия.

Справка: Поселок Харп площадью 930 га находится на 67-й параллели, расположен на горной реке Собь, у подножия горы Рай-Из (Полярный Урал). Численность населения на начало 2006 года составляет 7100 человек. Транспортная схема достаточно развитая – до ж/д станции расстояние 1 км, аэропорта г. Салехард – 54 км, речного порта г. Лабытнанги – 60 км. Основные налогоплательщики в местный бюджет и социально значимые предприятия (работает более 10% от числа трудоспособного населения) – ОАО «Конгор-Хром» (добыча хромитов), ОАО «Ямалнефтегазжелезобетон». В районе поселка Харп находится электростанция на газе мощностью 10 МВт в состоянии 90%-ной готовности. В поселке функционируют 3 средних школы, 3 дошкольных учреждения, 1 больница, 1 аптека, 1 спортивное учреждение, 2 учреждения клубного типа. Общая площадь жилого фонда – 91,8 тыс. кв. м. Автомобильные дороги составляют 38,8 км.

Но, конечно, больше он знаменит своими колониями: здесь и пожизненные заключённые и бывшие российские миллиардеры нашли своё пристанище.

Харп нас встретил пронизывающим ветром, пустоватыми улицами и пылящими грузовиками. В центре перекладывали асфальт. Мы закупились едой на маршрут и стали искать переезд на другую сторону реки Собь – в горы. Мост оказался прямо напротив зоны пожизненных. Перед въездом на пыльный мост стояло нечто вроде КПП. Дальше шла дорога на хромовые рудники и пускали только грузовики. Мы пообщались с доброжелательной охраной и нас пустили. Дорога шла хорошо постоянно снующими грузовиками, которые поднимали клубы пыли. Как только мы немого удалились по дороге в лес ветер спал и стало жарко. Ехать сегодня уже не у всех были силы и решили забраться в придорожные леса и разбить лагерь, что и было сделано. Но тут же обнаружили себя в тучах мошки, от которой пришлось укрываться накомарниками. Но солнце село за горизонт, резко похолодало и уже ни одной мошки не стало! Опытном путём мы установили, что температура появления мошки +13))).

Накат — 47км.

23 августа

Погода: +9+10, иногда ветер, иногда солнце.

Утром проснулись бодренько, обнаружив, что палатки покрыты слоем белой пыли, летевшей с дороги. Мы покатили дальше. Танюха приметила следы как-то копытного на дороге.  Мы выехали на мост через реку Енга-Ю. Сказочная картина открылась перед нами. Один берег – обрывистый и крутой, а противоположный – низкий из обкатанных круглых камней. По берегам стоят ели и лиственницы. Цвета от зелёного до красного! Но долго любоваться времени не было – нам предстоял подъём.

Дорога быстро вышла из леса и поднималась в горную тундру. Тат же стал надувать ледяной северный ветер, но холодно не было так как ехать приходилось круто вверх. Странное сочетание когда с тебя градом течёт пот и при этом пронизывает ледяной ветер. По статистике ГУЛАГа именно простудные заболевания сводили в могилу более 70% умиравших, а «зарабатывали» они простуду именно при похожих условиях, правда им не то чтобы приходилось крутить педали…

Мы взобрались на один из холмов с которого открывался прекрасный вид на долину реки, на озёра и горы. Дальше надо было только тронуться и велосипеды понеслись как на аттракционе вниз и вверх и опять, так что крутить педали даже не приходилось! Красота!

Ветер вышибал слезу, порой становилось страшно не развалится ли багажник, но впечатления были потрясающие, а скорость в моментах доходила до 40км\ч.

Мы остановились у ручья, берущего начало у ледника Романтиков. Светового времени было ещё много, так что мы решились совершить пеший рывок до самого ледника. Уложили велики, попили чая, нагретого на газу, и двинулись. Вокруг были желтоватые россыпи камней. Если присмотреться на их сколы ,то можно было обнаружить поразительное разнообразие вкраплений, прожилок и образований. Вот оно — богатство недр под ногами! (но об этом позже) Местами лежали снежники, топать по которым было очень скользко. Мы вышли на нужную высоту и перед нами предстал сам ледник.
glacier Romantic’s in Российская Федерация

Будто стекающий со склона айсберг! Внизу ледника было озерцо в котором как флотилия плавали большие и маленькие корабли-айсберги. Ледник был РОЗОВОГО цвета! А ведь ещё поют: «розовый снег — только во сне»! А вот он и в реальности. Почему он такой – то ли такого цвета каменная пыль, то ли какие микроорганизмы… но выглядело это действительно фантастически.

Но от любования красотой отвлекал холодный ветер, дующий прямо от ледника. Да и надо было возвращаться, ставить лагерь. На обратном пути мы собрали среди, казалось бы, безжизненных камней грибов! Ну и конечно полакомились ягодкой! Ужин впервые готовили на газу – вполне оперативно и практично (при учёте небольшого количества народа). А воду брали прямо из ручья, вытекающего из ледника. Но ветер и севшее солнце заставили нас всех забраться в одну палатку, где уже пили чай и пели под гитару.

Накат — около 20км.

24 августа

Погода: +9+10, ветер, солнце.

На сей день было запланировано преодолеть перевал и спуститься в соседнюю долину, где берёт своё начало река Собь. Но это было планы, а на самом деле получилось как получилось… Мы бодренько собрались и покатили вверх. Надо сказать катить долго не пришлось, так как даже на скорости 1-1 ехать стало невозможно.  Приходилось просто тащить велосипеды вверх.

Причём порой даже это было не так просто. Долго описывать не буду. Кажу лишь, что на 800 метров мы забрались за 4 часа. Рядом сновали грузовики с рудой. Наверху же нас встретили БелАЗы! Они ездили только наверху. Было видно рудники, базу геологов.

Но тут к нам подъехал, как представился, начальник разработок и с помощью чьей-то матери сказал, что делать нам тут нечего! Но перевести его речь в более диалого-пригодную всё же удалось. Ему была представлена карта маршрута. На что он заявил нам, что соседняя долина завалена и даже геологам на вездеходах там сейчас проехать не реально. Сказал это только для того, чтобы нам не хотелось ехать дальше или это была правда — осталось не ясно. Но прикинув перспективы влезать обратно на гору уже по бездорожью, если там действительно завалы, нам не захотелось проверять правоту «начальника».

Решили ехать обратно. Спуск занял каких-то пол часа! Руки устали жать тормоз! Такого у меня ещё не бывало! Вернулись до моста на реке Енга-Ю и встали около реки. Народ тут же устроил заплыв в чернике! Я оторвал Пахана от этого занятия и мы пошли за грибами. Прошли мы недалеко… метров 20… и грибы пошли плотным ковром! Будто их кто-то специально высевал! Это были маслята: большие и не очень, сухие и слизкие. Мы прошли по грибной тропке метров 15-20, собирая только шляпки, и все наши пакеты уже были наполнены доверху! Я  даже в какой-то момент подумал – может это ядовитые грибы? Ну не мог я себе представить, что за грибами можно ходить так: 15 минут и больше некуда пихать! Нажористое варево на ужин превосходно восстановило наши силы после трудного дня. На совете решили вернуться в Харп и искать дорогу вдоль железнодорожной колеи. Хоть карты и были, но однозначных дорог (даже тракторных) на них не было…

Накат — около 30км, общий подъём более 1км.

25 августа

Погода: +9+13, ветер слабый, солнце.

Вернулись в Харп, закупили шашлычка и двинулись по хорошей грунтовке. Спрашивали у местных дорогу, но после путаных повествований и расспросов итог был неутешительный – дороги нет! Понадеявшись на некомпетентность аборигенов мы двигались вперёд. Пришлось преодолеть вброд несколько ручьёв, разумеется, ноги замочили). У очередного грибника на УАЗике узнали что дорога есть, но очень заросшая. Отыскали развилку на «заросшую» дорогу и поехали по ней. Дорога это видимо осталась ещё со времён строительства ж\д. Чувствовалось, что где-то среди густой травы под нами насыпь, так как по сторонам был глухой, болотистый лес. Стволы деревьев нагибались над дорогой, создавая подобия зелёного тоннеля, по которому мы двигались. Наверно я бы и не стал по таки зарослям вести людей, если бы не одно НО… В колее периодически были видны протекторы «батона», причём свежие. Это вселяло надежду…

Мы проехали наверно километров 5, дорога пошла затяжным спуском вниз, в просвете стала видна ж\д, идущая параллельно нам. И тут неожиданно мы упёрлись в топь… дорога просто растворялась в тёмной воде, уходя туда полностью. Глубина на первый взгляд была по колено, но дальше – больше. Обходить по бокам было бесполезно – таже топь, но с плотно торчащими деревьями. Карта утверждала, что здесь должно быть пара мостов, а через пару км дорога пересекает ж\д и уходит левее. Сходили с Серёгой прямо по ж\д на разведку до пересечения. Навигатор показывает: пересечение тут. Смотрим – с одной стороны полянка, позади которой топь, с другой просека, по которой не ездил никто лет 30… т.е. она вся заросла плотным молодняком метра 3 высотой… Стало грустно… Вот она красавица Собь, вот они горы Полярного Урала, а вот мы, люди XXI века, которые не могут продраться через тундру…

Мысли были разные: 1) идти прямо на насыпи ж\д, но неизвестно сколько (а может и 60км) 2) вернуться почти к Харпу, перейти Собь вброд и попробовать по другому берегу… но пройдя вброд пару ручьёв пробовать форсировать реку лишь в берцах сочли просто глупым 3) прыгать на поезд до Воркуты и уже взять то, что можем там… Решили выбрать 3-й вариант. За ужином чуток погрустили, но прекрасный шашлык из свинины с грибами под красным винцом быстро рассеял весь негатив. В конце концов всегда бывают накладки, а нашей целью никогда не было точное выполнение маршрута!

Накат — около 25км, 2 брода.

26 августа

Погода: +9+11, ветер слабый, солнце до полудня, далее пасмурно.

Следующим днём вернулись к ближайшему к Харпу ручью, где решили сделать полуднёвку (из-за накладок в выполнении маршрута раньше мы не могли себе этого позволить, но теперь у нас оказалась куча свободного времени). Серёгу с Валей отправили налегке в Харп купить билеты и пыва (не терять же время даром). А оставшиеся стали делать походную баню, надо сказать, первый наш подобный опыт. Натаскали камней, выложили подобие камина. Топили долго и упорно. Вернулись из посёлка ребята.

Их примерный диалог у станции с местными:

— Нам кассы нужны.

— Это вы, ребята, опоздала…лет на 20 – закрыты они давно

— А как билеты на поезд купить?

— У проводника там возьмёте

— А магазин ближайший с пивом где?

— Ну это не кассы – он прям тут рядом с вокзалом – указывает рукой.

Пиво шло хорошо, вечерело.

 

Очаг разворошили, укрыли тентом, торец входа сделали из велочехлов. Думали париться в две очереди – забили, влезли впятером сразу. Баня вышла удачной! Это стало сразу ясно, а после пары кружек воды, вылитых на камни – просто отличной! Для справки: температура воздуха (солнце село) – пара градусов, количество купаний в ручье, не считая помывки, 3-4. Вобщем все были очень довольны (ну а про изыски мыть голову пивом я вообще молчу!).

Накат — около 15км.

27 августа

Погода: пофигу уже.

Заранее добрались до вокзала посёлка, по пути сфоткавшись с местным паровозом. Поезд должен быть около 12, стоянка 8 минут. Всё сложено и готово. Народа так прилично: охотники, водники, грибники и какие-то личности вроде отпущенных зеков.

Поезд прибывает вовремя, но останавливается, конечно не там, где мы сложили вещи. Вагона всего 2 общих. При этом оказывается тот, куда мы запихиваемся КУПЕЙНЫЙ! Ребята с девчёнками хватают, что могут и пролезают внутрь, я остаюсь подавать вещи. Но за ними влезает ещё куча народа, которые просто забивают вещами и собой весь тамбур и пространство около, с мотивацией – «нам на следующей выходить». Я остаюсь один на пустом перроне с 4-мя великами и рюкзаками, а поезд отправляется через 2 минуты… До меня доходит, что ребята через всё это просто не выберутся ко мне! Надо что-то делать… Ну и с криком «мужики подсобите» просто закидываю велик в тамбур. Его подхватили, но послышался вопрос «куда его ставить-то?». Кричу: «передавайте вперёд!». Вот так закидал всё и сам последним втиснулся в вагон. Мои действительно принимали велики позади толпы и ставили их вдоль коридора, так как сесть даже было некуда! Проводник рассказал, что это ещё ерунда: раньше у них был общий вагон СВ! Душнота, теснота, сигаретный кумар, пьяный смех и сомнительные личности – вот такой он поезд Лабытнанги – Воркута. Но через пару часов народ рассосался по местным полустанкам и мы уже вольготно разместились впятером (+1  какой-то хрен) в одном купе. Проводник вспомнил о нас ещё позже. Билеты всем он выписывал слевака за 200р. Цена же для нас (11 часов езды) оказалась с того же левака – 250р с человека – так что мы были не в претензии!

Поезд ехал не торопясь с долгими остановками. Под пивко нас угостили местным слабосолёным хариусом мужик, которому мы ещё и помогли затащиться. В Воркуту поезд приехал уже под вечер и пока мы собрали велики ночь уже опустила своё мрачное покрывало на город. Целью было добраться до любого маломальски пригодного для ночёвки места за городом. Нам надо было пересечь весь город…

Ночная поездка по Воркуте нам запомнится надолго. Сам вокзал находится на окраине. Освещения улиц нет, окна погашены. Присмотрелись – и самих окон нет. Надо сказать, что за 90-е годы город покинуло около трети населения, так что окраины смотрят на тебя чернотой пустых окон брошенных многоэтажек. Ориентируясь по навигатору мы ехали о ночному городу. Здесь было немного теплее, но влажность больше. Под взгляды ночных водителей, иногда даже притормаживающих, чтобы разглядеть нашу процессию и одобрительные крики пьяной молодёжи, вывалившейся из ночных клубов, мы проехали центр. На другой окраине пришлось ехать по разбитой дороге мимо базы газовиков, занимающихся здесь строительством газопровода Бованенково-Ухта. Мы выехали на дорогу до посёлка Северный. Где-то здесь по планам была остановка. Я решил сойти с дороги, оглядеться, так как от света фар проезжающих грузовиков ничего не было видно. Только я сошёл с насыпи как провалился по щиколотку в топи… Хреново. Попробовали с другой стороны – кусты. Дальше — поляна. Тупо перетащили на руках все вели через кусты и уже без ужина (и так напились столько пива в поезде) легли спать.

Накат — около 15км.

Продолжение здесь!