Время проведения 2013.03.01-10
Участники Андрей Buldozer Дмитриевич, Татьяна Soleil Валерьевна
Место проведения Свердловская область и Пермский край, Россия
Активность Познавательная

Состоялась наша поезда на Средний Урал посвящённая 2-ой годовщине свадьбы. Читайте отчёт!
ФОТОПОДБОРКА о Екатеринбурге и Нижнием Тагиле ЗДЕСЬ

вид на Екатеринбург с 52-го этажа

Москва — Владивосток…
Вечер первого весеннего дня заканчивался для нас у чёрного гранитного постамента «0 км» . Здесь начинается транссибирская магистраль гласила табличка ниже.
Снегоуборочные машины гоняли по платформе волны серой жижы, а крупные хлопья мокрого снега пытались накрыть всё вокруг.
Фирменный поезд №001 «Россия» под торжественную музыку показал нам попу — было красиво!
А на нашу душу выпал поезд попроще, но тем же сообщением. Честно говоря ездить доводится регулярно и я думал, что вагоны со сквозной дыркой вместо туалета у нас уже закончились, ан нет! Ну да это только придаёт нашего колорита ибо поезд этот не такой как все…
Наверно и вам приводилось путешествовать в наших поездах, но мало кто ездил на большие расстояния. А здесь поезд, в который одни садятся до следующей станции, другии на несколько дней, а кто-то и на «весь срок» (таких обычно жалеют). В этом поезде всегда есть свободные места, потому что кто-то скоро займёт их. Ночью здесь всегда кто-то не спит — потому что скоро сходит. Всегда жизнь при еде и трепотне так обычно в поездах.
Утром следующего дня из окна поезда открылись виды на белоснежные золотящиеся на солнце просторы нашей страны. Такой переход из текущей в +5 Москвы в иной морозный и солнечный мир, который ещё и не слыхивал о весне, был очень приятен! Но вот для молоденьких и симпатичных проводниц похожих друг на друга ночной мороз принёс неприятности в виде замёрзшего туалета-дырки. Оказывается это подобие туалета умеет замерзать полностью и тогда его идут отпаривать кипятком, набранным в грелке-клизме, а порой ещё и применять ломик… Как оказалось такая процедура требуется регулярно… Ну а о том, что за ночь занавески вмерзают в сантиметровую наледь на окне я и говорить не буду — мелочи это. Раньше любили давать собственные имена кораблям и говорить что-то вроде человек и пароход. А именно этот обычный НЕ фирменный поезд Москва-Владивосток я бы назвал ПОЕЗД И СТРАНА.

Екатеринбург

Ранним утром уже 3-го марта наш поезд остановился на первом пути вокзала столицы Урала. И мы покинули этот не шибко комфортный и опрятный, но теплый и такой наш поезд. Нас ждал город Екатерины.
Привокзальная площадь: куча таксистов, автобусиков; люди, с поднятыми воротниками; пар от машин, людей и всего, что теплется и движется; скрепящий под ногами белый утоптаный снег и яркое сибирское солнце. То что это уже Сибирь почувствовалось как-то сразу: то ли мороз под 20 граусов, а может ветер или просто наша изнеженность климотом европейской части нашей страны, но было как-то не жарко (надо сказать это ощущение не покинуло нас до конца поездки).
Метро
Немного потупив мы нашли вход в метро и с удовольствием ощутили теплый ветерок его вентиляции на входе. Городское метро было открыто в 1991 году (последним в СССР),  до сих пор имеет лишь одну ветку, идущую вдоль реки Исеть, и 9 станций на ней (последняя открыта в 2012). В холе станции Уральская своим присутствием меня удивили еще советские аппараты по размену 10 копеек (столько раньше столии метро везде). Правда нынче проход осуществляется по жетончикам на которых красуется потертая надпись московский метрополитен.
Метро больше напоминает московское: большие хорошо освещённые станции без каких-либо признаков сырости. Правда много рекламы (как в киевском), даже экраны в вагонах. Интервалы движения от 5 минут.

      Жить мы устроились в убогом старом доме общажного типа. На подъезде красовалась бумажка «ваш подъезд учавствует в конкурсе на самый ХУДШИЙ в городе!» изгадте посильнее и точно выигарете! казалось — не шутка. Заходить было стрёмно. Но комнатка всё же чистенькая, да и удобства всё же оказались внутри. Вообщем некоторый прокидос… ну да ладно!

     Мы пошли бродить по городу.

     Справка

Усадьба Харитоновых-Расторгуевых

Город был основан по приказу Петра I в 1723 году. Началось всё с железоделательного завода на реке Исеть, где была сооружена плотина,а на берегах появились производственные корпуса. И до сих пор плотина осталась центром города. Надо сказать, что плотина и пруд в центре отличительная черта почти всех промышленных городов Урала. Объясняется это просто: тогда ещё не знали паровых двигателей и единственным двигателем для любого производства было водяное колесо от которого и работали все механизмы. 

     Проектантами города были В.Н.Татищев и Георг Вильгельм де Геннин. А город был назван в честь супруги Петра — императрицы Екатерины I.

Татищев и де Геннин

небоскрёб Высоцкий

     Со временем город, как и планировалось, стал ключевым центром Урала — его столицей. Грамотно продуманные пути сообщения, центрально положение, обеспченность производственным сырьём — всё это предопределило судьбу города. Сейчас помимо промышленной составляющей сейчас город стал и значимым деловым центром. Это сильно повлияло на его архитектурный облик. Новенькие деловые центры, гостиницы из стекла и бетона затмили собой ещё остающиеся кое-где деревянные домики. И между прочим, в Екатеринбурге находится самое высокое здание в России за пределами МКАД — это 54 этажный небоскрёб «Высоцкий» (какой символизм!). На его смотровой площадке мы с удовольствием понаблюдали за ночными огнями города — прекрасные виды!

     В Екатеринбурге нам удалось посетить лекцию по истории наградного оружия в России в краеведческом музее. Лектор с большим упоением описывал истории отдельных удостоенных, показывал оригиналы шашек. А в музее можно было посмотреть и штатные образцы огнестрельного и холодного оружия, стоявшие в разные времена на вооружении.

     Наверно самым интересным является геологический музей. 4 этажа богатейших коллекций: кристаллы аметистов в несколько сот килограмм, всевозможные породы и руды, полудрагоценные камни и их художественные нарезки, окаменевшие деревья каменноугольного периода и даже зубы акул пермского периода найденные в горах Урала. От всевозможного разнообразия дековенных  минералов и обилия недр разбегаются глаза. И наверно даже хорошо, что там запрещена съёмка иначе бы у меня сели бы батарейки и была бы забита карта памяти. Такое надо видеть самому!

     Нижний Тагил

     В один из дней ещё засветло мы прыгнули в тагильский экспресс и понеслись сквозь сизые от изморози ёлки и сосны в самый производительный город России (по объём отгруженных товаров собственного производства, в обрабатывающих производствах за 2007 год — 1е место).

Драмтеатр и отец и сын Черепановы

Город основан на год раньше Екатеринбурга — в 1722. При этом годом основания считается дата получения первой продукции — чугуна. Заводы принадлежали Демидовым. Здесь отцом и сыном Черепановыми были созданы первые в Росии паровозы, Ефим Артамонов здесь впервые в мире придумал велосипед и даже металл для статуи свободы в Нью-Йорке был выплавлен здесь! А в годы войны в тагиле выпустили больше 100 000 одних только танков Т-34. И здесь находится единственный в мире танковый конвеер. Ну а то что большинство вагонов у нас в стране родом отсюда вообщем-то не должно удивлять, их тут делают около 20 в день только на одном конвеере.
     Экспресс доезжает до сюда за 2,5 часа. Мы вышли из вокзала и почувствовали как нас пронизывает холодом. Из какой-то странно тучи над нами сыпался странный снег, похожий на крупу, при этом ярко светилось солнце, а небо было вполне отчётливо видно. Оказалось, что это пар от градирен городской ТЕЦ в которых влага сразу же конденсируется в снег и осыпает город. В центре города видны ещё «царские» дома, особенно выделяется местный драм-театр, украшеный скульптурными группами и колоннами (хотя он построен уже в советское время).
     Но нашей целью здесь был единственный в мире музей-завод под открытым небом.Площадь около 30 гектаров. Завод основан в 1725, окончательно остановлен в 1987 году. Является памятником индустриального наследия федерального значения. Никакого живого мы не нашли и пришлось по древенрусской традиции искать дырку в заборе, коию мы вскоре и отыскали. Завод, в основном конечно, представлен советской эпохой: огромные доменные печи с кислородными конвертерами, ж\д площадка с вагонами и маневровым паровозом, всевозможные сплетения металлоконструкций из труб, лестниц, ферм. Словно по замершему в одночасье гигантскому живому организму коричнево-ржавого цвета мы осторожно ступали, приклоняясь перед его мощью и величием. Мы прошли ж\д площадку, место загрузки руды и кокса, конвертеры и печи, осмотрели место разлив чугуна. А после вышли к самому низу плотины из которой было организовано отведение ручья, в котором, видимо, ещё с основания завода крутились водяные колёса. Стены и проходы вдоль этого ручья несли на своей поверхности множественные следы перестроек, подкрепления и совершенно непонятных атавизмов. Не смотря на то что завод совершенно не рабочий, то тут то там шёл пар, где тёк кипяток, что-то шумело и ухало. По стенам свисали огромные сосульки, под ногами скрипел металл. Казалось завод только замер на мнгновение…
     Довольно подзамёрзнув мы решили ретироваться, учитывая что дальнейшим исследованиям помешала свора местных собак. Выбравшись мы залезли на городскую высоту — Лисья гора. С этого заснеженного холма вся окрестность лежала как на ладони. Внизу ютились, наверное как и 200 лет назад, небольшие частные домики — немалая жилая часть Тагила, снежно-ледяная корка льда на пруду поблёскивала  на морозном солнце, центр города с его особняками времён великих промышленников Российской Империи, но основу пейзажа наполняли карьеры и насыпи пустой породы и дымящие трубы трубы и трубы.

Завод-музей

Большинство людей уходят вечером с работы, выключают свет и закрывают дверь… а здесь, где непрерывно выплавляется металл совсем по-другому: домну нельзя остановить или поставить на паузу. Смена переходит в смену и металл продолжает рождаться, трубы дымить, чтобы мы могли сутра проснуться  и воспользоваться всем тем металлом.

Пермь
 ФОТОПОДБОРКА о Перми и Кунгуре ЗДЕСЬ
     Ночным поездом мы покинули Азию и вернулись в более привычную Европу перемахнув Урал в обратном направлении. Воздух в раннем часу был настолько заморожен, что видимость была не больше 50 метров. Квартирка в этот раз нам досталась вполне приличная рядом с городским парком и к\т «Октябрь», где мы и скоротали утро).

Музей Мотовилихинского завода

     Мы отправились в музей одного из основных предприятий города —  Мотовилихинского завода. Основан он был изначально как медеплавильный завод в 1736 году, потом переквалифицирован как пушечный завод и это стало его призванием. Здесь изготовлялись очень многие пушки как в Империи, так и в СССР; миномёты, системы залпового огня, танковые орудия и прочая, прочая прочая. Именно здесь впервые в отечественной технике была освоена сварка. На площадке перед музеем представлена неплохая коллекция образцов продукции предприятия. Сразу скажу — ракеты тут не делали, наверное, они тут по кооперации от соседнего НПО «Искра» — где делают ракетные двигатели.

у КамГЭС

     Решили посмотреть водоспуск Камской ГЭС. Намёрзлись изрядно, но увидели замёрзшие шлюзы и буруны воды, вырывающихся из-под турбин.

Дом Мешкова

     Также побывали в городском краеведческом музее, расположенном в самом красивом доме в городе — в доме предпринимателя Мешкова. Музей очень достойный и современный.

Кунгурская пещера

     На утренней электричке мы отправились в город Кунгур, в предместье которого находится одноимённая пещера. Всё сделано для массового посещение, что и не удивительно, так как «коммерческая» её эксплуатация началась ещё в XIX веке. Пещера располагается в высоком берегу реки Сылва.
Это одна из крупнейших карстовых пещер в Европейской части России, седьмая в мире гипсовая пещера по протяжённости. Протяжённость пещеры составляет около 5700 м, из них 1,5 км оборудовано для посещений туристами. Средняя температура воздуха в центре пещеры +5 °C, относительная влажность в центре пещеры — 100 %. Кунгурская пещера содержит 48 гротов, 70 озёр, 146 т. н. «органных труб» (самая высокая — в гроте Эфирный, 22 м) — высоких шахт, доходящих почти до поверхности.
Надо сказать, что пещера не кристаллическая, а просто в породе, так что такой красоты как в Оптимистической здесь нет (см. статью про Львов). Да большие гроты, даже нигде сгибаться не приходилось, но вот со сталактитами засада — они только у входа и только изо льда. Гроты симпатично, но едко подсвеиваются, везде есть освещение, перила и прочие сопутствующие туристам излишества. Занятной деталью было обнаружить в пещере ёлку, которую здесь ставят местные. экскурсовод сказала, что  она стоит уже 3й год и иголки не опадают. В пещерных озёрах очень прозрачная вода, так что даже не всегда понятно где вода, а где нет.
Вообщем для тех, кто не был в пещерах — безусловно стоит посетить, но для нас, после покорения «Оптимистической» было слишком пресно…)