Время проведения 04.11-06.11.2011
Участники Андрей Buldozer Дмитриевич, Татьяна Soleil Валерьевна, Дмитрий Horvat Аксаментов, Оксана Bony Аксаментова
Место проведения Тульская область
Активность Пеше-морозная

Просмотреть Тульская область 2011 на карте большего размера

Четверо энтузиастов решили провести ноябрьские выходные в походе…

Маршрут порядка 40 километров ост.166км — пос. Бяки —  г. Венева.

Цель: залезть в пещеру, увидеть усадьбу барона фон Мекк, древние валовые укрепления и «Щучий городок».
Фото здесь, отчёт далее…

Утренняя электричка в 6-11 утра везла нас целых 2, 5 часа от Павелецкого вокзала до станции Ожерелье, где мы пересели на дизель-поезд и ехали до 166 километра (полтора часа). Высадились в поле. Впрочем, поле – основной пейзаж этих дней.  День предстоял недолгим в путешествии, но, как оказалось, очень насыщенным.  Дошли до пгт.Метрострой, где закупились. Следуя маршруту на карте, мы перешли реку Осетр, полюбовались краем глаза на известняковый карьер и стали искать пещеры. Кто бы мог подумать, что они окажутся на покинутом нами берегу (это нам местный мужичок подсказал, он же показал нам брод, чтобы мы крюк не делали).

В пещере оказалось узко, местами сложно пролезать и темно. Страх пытался ужиться вместе с восхищением: не каждый же день удается полазить по самым настоящим пещерам (это конечно плюс). Позже мы встретили пещерных энтузиастов и  узнали, что это самые большие искусственные пещеры в нашей стране (протяженностью около 300 километров). В душе я порадовалась, что со мной едут не такие вот заядлые любители, а то идти мне там и идти….

Читать подробнее про пещеры.

Второй день мы шли бодрее и веселее. До усадьбы барона мы шли по железнодорожным путям и траве. Место конечно было заброшенное, но своего шарма от этого не потеряло. Говорят, что в этом дворце было 24 комнаты, и не одна из них по своей отделке, обстановке и окраске не походила на другие. Точно известно, что там были дубовый, ореховый залы, «китайский» зал со стенами, обитыми китайскими тканями, был зал, отделанный под ясень, выкрашенные под серебро и золото, с мебелью из орехового дерева и карельской березы. Самой оригинальной была «зеркальная» комната – сплошь с зеркальными стенами, потолком и полом.

Позже, в советское время здесь был  приют  для прибывших из Поволжья сирот (фризы на стенах были  с советской символикой, попадались рисунки медведей, птичек). В усадьбе есть комната, в которой, явно во времена барона, под потолком были вставлены небольшие картинки маслом. Так как все вписано в единый стиль, то смотрится эффектно. Но в принципе, если все время не напоминать себе, что это старый дом, то ничего интересного здесь нет. Обычное разрушенное здание. Только пережившее несколько эпох. Хотя, этим оно и занимательно.

Следующим пунктом в нашей экскурсии были валовые укрепления 16 века. Именно здесь сформировалось уже стойкое ощущение давности событий, ведь когда мы дошли до места, отмеченного на карте, то не увидели ничего кроме небольшой возвышенности (достаточно протяженной правда).

С этого момента я замечаю окружающие меня пейзажи. А это лесостепь. Очень красиво смотрится, когда серые, зеленые, коричневые тона соседствуют друг с другом (помогают им в этом тонкие издалека деревья), а так как солнце еще низко, но еще не вечер, тени очень длинные и глубокие. Осенние пейзажи очень проникновенные.

Там где надо пройти 20 километров, место  для лирики почти не остается). Время близилось к пяти, пора было становиться, но вот незадача – ручей высох и придется идти до ближайшей речки. Что собственно мы и сделали, дошли до реки, вблизи городища и поставили палатки.

Если знаешь, что ночью будет минус, палатки у реки не  ставь. Кто ж знал, кто ж знал)[я знал))]. Утро третьего дня началось с отряхивания с себя льда и инея. Минус десять пришли неожиданно резко. Никаких достопримечательностей уже не хотелось, было грустно. Пока не согрелась).

А согреться пришлось, ведь городище  или по-другому «Щучий городок» располагался на высокой горе.  На данный момент городище представляет собой земляные возвышенности, образующие правильную окружность. Именно эта форма укреплений позволяет людям считать, что городище относится к 12-14 вв., так как это типичная форма крепости того времени.

Вместо крепости есть ощущение, что до твоего времени было еще несколько веков, что здесь оборонялись, спускались через подземный ход к реке, чтобы выжить и защититься.

Дальше топали до Венёва. Но не дошли километров 6 и взяли . Оказалось, что все автобусы на Москву не для нас — билеты раскупили. Пришлось ждать вечернего дизеля. Домой вернулись заполночь.

Усадьбу, которую мы видели, была кровом и для барона и его семьи, и для бездомных детей и, быть может, станет домом еще для кого-нибудь или просто местом хорошего времяпрепровождения. Городище уже тоже ушло из своего времени, но если люди приходят туда, подплывают на лодках, значит и в наше время оно играет роль. Не такую, как раньше, обороняться вроде не от кого, оно заставляет прийти ради интереса, а уйти с со смешанным чувством мимолетности.

P.S. Если есть время[оно есть всегда, только на что мы его тратим ], надо ходить, гулять, смотреть, изучать. Путь в никуда не бывает.

Статья написана Оксаной Bony Аксаментовой

[В скобках] мои комментарии.

А вообще хочу отметить как положительно порой слова расходятся с делом! Статья написана человеком, который ещё пол года назад не представлял как жить в палатке и зачем это надо, а тут прошла 50км в зимних условиях и довольна! На самом деле я восхищён!