Время 07.05.2010-17.05.2010
Участники Buldozer, Soleil
Район Калининградская область
Тип поездки Велопоход

Фотоотчёт:

Часть1 (7-10мая)

Часть2 (11-14мая)

 Часть3 (15-17мая)

статья далее


Просмотреть Весенний велопробег по Восточной Пруссии на карте большего размера
Весенний велопробег по Восточной Пруссии

Предисловие.

Почему мы решили съездить в Калининградскую область(КО)? Во-первых, это Россия, а во-вторых Восточная Пруссия. Стало любопытно как же там живут люди, насколько сохранилось ещё немецкое наследие и как всё это сочетается сегодня. Немного опережая скажу, что увидеть эти переплетения удалось, а об впечатлениях далее….

Для того, чтобы посмотреть как можно больше разнообразных мест мы решили ехать на велосипедах (это стал первый серьёзный велопоход).

 

7мая

Мы без проблем загрузили велики на третьи полки в поезда на Калининград. На таможнях только тыкали пальцами и спрашивали: «-Ваше? Велосипеды?» И получая утвердительные ответы сразу удалялись.

 

8мая

 

К 16 часам мы выгрузились на станции города Черняховск (бывший Инстербург). Нас встретил ещё немецкий клёпаный навес над платформой и два паровоза-памятника: один – отечественный серии Л, другой трофейный.

Начав движение мы сразу почувствовали будто  едем не на велосипедах, а на стиральных машинах в режиме отжима. Причина проста – все улицы в центре вымощены гранитным камнем. Дома из красного кирпича с рыжей черепичной крышей, почерневшие, где-то растрескавшиеся фасады, шпили и башенки, гранитные бордюры и тоже каменные велосипедные дорожки – всё это производило впечатление. По дорогам не щадя подвеску простукивали старенькие «мерседесы» и «фольцвагены». Продуктовые магазинчики, салоны красоты и мебельные, различные вывески и рекламы как-то вычурно смотрелись на таком фоне. Прохожие иногда поглядывали на нас как инородные элементы, но и мы смотрели на них также!

Поколесив по городу мы подъехали к замку Инстенбург – ничем не примечательные руины стен и жилой дом. Мы даже не знали ехать ли внутрь, т.к. место выглядело так будто это просто очередной жилой дом. Оказалось, что замок восстанавливается (медленно, но неуклонно), там живёт и работает группа энтузиастов. В  нём устраивают различные мероприятия и в том числе исторические бои. Нас подхватил один из таких людей и быстренько провёл краткую, но интересную экскурсию по замку (при этом совершенно безвозмездно).

Но уже вечерело и нам надо было двигаться дальше, устраиваться где-то на ночлег. Мы поехали в сторону села Маёвка, где сохранился ещё один замок – Георгенбург. Дорога, только выскочив из городка сразу обросла стражами – раскидистыми липами по обочинам. Надо сказать, что подобная картинка является своего рода визитной карточкой Калининградской области. Деревья высаживали вроде как для скрытности дорог на случай войны. При этом они представляют серьёзную угрозу автомобилям и не дают расширить дорогу или хотя бы остановиться на обочине. Но зато они создают неповторимый антураж края, да и просто красиво смотрятся!

Мы съехали с дороги в долины реки Инструч, перебрались на другую сторону по ж\д мосту и встали на берегу речки – напротив города. Мы готовили ужин и в последних пронзительно алых лучах солнца наблюдали как пасутся на другом берегу лошадки, а на пригорке затаились домики с рыжими черепичными крышами.

Проехали 8км.

9мая

Мы проснулись и, плотно позавтракав, поехали осмотреть замок Георгенбург. Оказалось, что замок сохранился значительно лучше первого. Этому способствовало то, что часть его зданий до сих пор является конезаводом. Другая же часть, пожалуй самая впечатляющая, использовалась под жильё. Но то ли от нерадивости жильцов, то ли от чьего-то злого умысла она сгорела, причём не так давно. Вокруг замка были заметны каие-то лачуги бомжеватого типа и кучи мусора, недалеко лаяли собаки. Да и редкие местные жители неодобрительно посматривали на нас. Как-то от всего этого мы не решились лезть внутрь, а пофотографировали замок снаружи и удалились…

Далее путь наш лежал обратно через Черняховск на юг области. Издали привлек внимание большой католический собор. При детальном рассмотрении было отрадно отметить, что он сохранился очень хорошо, а темные подтёки на красном кирпиче придавали зданию особенную готическую помпезность. Но наверху оказался православный крест. Теперь это православная Свято-Михайловская церковь. Я решил пройти внутрь.

Запах потрескивающих свечек, сгорбленная бабулька, медленно переваливающаяся по храму. Под балконами слева и права висели иконы и стояли места под свечи. Я ступил на кафель и хруст кожи на моих берцах эхом разнёсся по просторному пустому помещению. В центре храма я остановился. В боковые витражи небо выглядело синим, зелёным и жёлтым. А по центру над иконостасом сиял Христос на фоне ярко-алого креста-витража за ним. Я стоял посреди этого диковатого смешения и думал: для того ли наши деды (в том числе и оба моих) брали многочисленные укрепления Восточной Пруссии, для того ли погиб генерал Черняховский при штурме Инстербурга, чтобы в католическом костёле можно было создать православный приход? А для чего мы шли до самого Берлина, теряя ещё сотни тысяч?.. Гнались разделить Европу, отхватить побольше до прихода союзников? Или просто из мести? Наверно однозначного ответа и быть не может.

Понравилась база местных пожарных, которые ездили на старых симпатичных мерседосовских машинах и жарили на своей территории шашлык в честь 9-го мая.

Выехав на федеральную трассу Калининград-Минск мы проехали несколько сёл и свернули на юг на дорогу, которую я выбрал по старой карте. Сперва дорога была вполне сносной, но после деревеньки она практически закончилось. Т.е. дорога там конечно была, но видимо ещё при немцах, а при нашем владении их разъездили тракторы. В какой-то момент глина стала прилипать к колёсам так, что их заклинило… Пришлось отрывать куски руками… Изгваздались здорово! Далее пришлось километров 10 тащить велики пешком – ехать было никак. Переправляясь через реку Свободная обнаружили ж\б мост утонувший в глине и опутанный лианами, к которому подходило 2 тракторных колеи. После наших мучений мы выбрались на асфальт и, проехав несколько населённых пунктов (особенно запомнилось село со звучным названием Свобода), встали на ночёвку на речку у села Владимировка.

Проехали 45км.

10мая

По добротным сельским дорогам мы помчались в сторону пгт.Железнодорожный\Гердауэн периодически пересекая ж\д ветку на оный. Надо сказать немного о качестве сельских дорог: в основном это добротный асфальт, а там, где он поистёрся, проступает гранитная брусчатка. Благодаря такому сочетанию и малому количеству транспорта дороги находятся в достаточно хорошем состоянии. В городах и даже деревнях сохранена брусчатка то ли в целях исторических, то ли чтоб не менять асфальт (что кажется более правдоподобным).

Мы доехали до шлюза на Мазурском канале. Это гидротехническое сооружение было сооружено немцами для сплава древесины и милиорации, а также на шлюзах стояли миниГЭС. Нынче канал запущен и бездействует, но ж\б конструкции, не смотря на свой более чем полувековой стаж, сохранились великолепно!

По дороге мы проезжали множество полей, деревни, фермерские хозяйства и колхозы. Надо сказать, что в этом крае сельские жители живут несколько побогаче европейской части. Обычная деревенская картинка: ухоженный участок с большим огородом, садом, небольшой но опрятный дом, во дворе «Мерседем»190 или микроавтобус «Фольцваген», у каждого 2-го-3-го есть трактор, на базах хозяйств и в полях – новенькая техника и солидный набор подготовленных к работам приспособлений. Да есть брошенные или не заселённые дома, но их количество невелико. Возможно всё это последствия того, что Калининградская область является свободной экономической зоной, а может, смотря на Европу здесь просто стали меньше пить и больше работать! Хотя справедливости ради надо заметить, что и пошатывающихся личностей в полдень рабочего дня можно встретить в некоторых сёлах у единственного магазина…

Так мы потихоньку вкатились в Железнодорожный\Гердауэн. Посёлок начинается сплошной застройкой из старых, но хорошо отделанных, немецких ещё домиков с огородиками, красные крыши которых будто прячутся друг за другом. За ними вдоль дороги появляется кладбище в центре которого установлен памятник воинам, погибшим здесь (видимо места лучше не нашлось). Ближе к центру дорога спускается к очень симпатичному озеру и огибает его. На одном холме над озером стоят руины замка, на другом – городская кирха и центральная площадь, между ними – старая брошенная школа. От замка сохранилась часть стены и несколько стен здания. А вот центральный квартал города сохранился сравнительно хорошо, не считая  пластиковых окон и спутниковых тарелок… На башню кирхи можно забраться по спиральной лестнице. В узкие готические окошки видно весь городок, красные крыши-грибы его обветшавших домиков, бесконечные поля до горизонта, кусочек Польши на юге – впрочем представляющий тот же пейзаж.

На центральную площадь-клумбу городка выходят фасады двух домов, обнесённых заборчиком. Они не заселены видимо с 45-го года. А на одном из них сохранилась надпись:

«Разминировано

Чаклун и Румба»

Сразу же перед этими зданиями – детская площадка, на которой веселятся дети и, как наседки, следят за ними мамашки. Редкая машина простучав по брусчатке быстро скроется за поворотом. Подъехавшая «буханка» довезёт до магазина погранцов… А на площади стоит памятный камень, установленный в 1998 году в  год 600-летия городка…

Мы покинули Железнодорожный. Проехали несколько километров и встали недалеко от дороги в саду, где распускались яблони и вишни, а рядом были останки видимо немецкого дома. Пока мы готовили ужин нас застал дождик. Грузные серые тучи периодически разрывались  в просветы било вечернее солнце. Мы лопали зажаренные местные сосиски, любовались далеко открывавшемся видом в сторону Польши (до неё был 4км): старую дорогу, канал, поля.

Проехали 57км.

11мая

Проснувшись пораньше мы покатили в сторону Калининграда. Дорога предстояла долгая (больше 70км). Мы пролетали небольшие деревеньки в которых стояли разрушенные кирхи и всё меньше было видно черепичных крыш. Примечателен был город Правдинск: в нём сохранилась ГЭС, кирха, мельница и часть застройки. Но времени было мало и мы не стали углубляться. Оригинально был сделан новый мост через реку Правда: часть ж\б конструкций надвисала прямо над неразобранным  немецким мостом.

Незаметно для себя мы въехали в Калининград\Кёнегсберг, хотя в данном случае больше Калининград. В городе очень мало осталось исторической застройки «благодаря» союзникам, разбомбившим всё что было можно. И теперь город представляет из себя очень жуткую картину смешения стилей, эпох и времён. В центре на острове Канта стоит восстановленный кафедральный собор (от него оставались стены — это много!), на набережной отстроенная по фотографиям «Рыбная деревня» с маяком, рядом современный жилой дом, далее убогие многоэтажки советского периода – всё это можно увидеть не сходя с места.

Солнце освещая пронзительными краснеющими лучами собор клонилось к горизонту и нам надо было искать место ночлега. Мы поехали на запад из города. Неожиданно из сумбурного центра мы попали на улицу Дмитрия Донского. Наверно это самая симпатичная улица города: полоска брусчатки, узкая трамвайная колея (её не стали перешивать после немцев), зелень деревьев и уютные домики с садами. Никакой многоэтажности – все дома или старые подремонтированные или новые, но отлично вписывающиеся в общий ансамбль. Если вы хотите посмотреть на старый Кёнегсберг – то думаю имена на этой улице вы получите самое близкое к оригиналу представление. Но улица Донского переходит в Победы и сразу же бросаются в глаза послепобедные достижения в виде однообразных коробок домов, реламных вывесок, асфальта, торговых центров и прочего.

В итоге дня мы остановились на берегу Калининградского водоотводного канала проигнорировав табличку «Проход и проезд запрещён». Вода в довольно чистая и тут же плавают бобры, издающие громкие звуки шлепков по воде, когда бъют хвостами по воде. Единственным минусом для привыкших к провинциальной нетронутости природы было наличие мусора от последних посетителей этих мест…

Проехали 78км.

12мая

Возвращаться в Калининград для детального осмотра как-то не хотелось и мы поехали дальше на запад в Балтийск. Полей стало совсем мало, дорога шла лесом. Поток машин значительно возрос.  А вот ширина дороги не увеличилась… Ехать, когда тебя на скорости обгоняет фура, а обочины по сути нет, как-то страшновато. Один из обогнавших нас грузовиков через пару километров был обнаружен в кювете…Но после рекордного вчерашнего пробега мы доехали вполне оперативно до Балтийска\Пиллау. В городе много старых сохранившихся, обновлённых и активно используемых зданий: суд, музей балтийского флота, морская администрация и даже форт Пиллау (воинская часть). На набережной стоит памятник Петру Великому в память о его прибытие сюда с посольством. У причалов ошвартованы боевые корабли. А на плацу готовились части морской пехоты и моряки к параду посвящённому дню Балтфлота. Мы закупились едой и водой на 2 дня и на пароме перебрались на Балтийскую косу. Данная коса вытянута в сторону Польши километров на 50 и добраться до неё можно только на пароме (с польской стороны погранперехода нет). На косе есть небольшой посёлок и база отдыха. Но мы покатили дальше. Вдоль дороги виднелись старые ангары предназначавшиеся для немецкой гидроавиации. Дальше дорожка идёт сквозь лес и болота и выходит на брошенный аэродром. Мы хотели проехать по косе до дюн, которые находятся почти у границы, но дорога упирется в воинскую часть, а объехать её можно только по прибрежным пескам. Но на велосипеде с багажом не то что ехать по пескам, а хотя бы выйти к берегу оказалось довольно сложной задачей… Но мы всё же выбрались на берег Балтийского моря и разбили лагерь.

Пока мы собирали сушняк, готовили еду, бегали босяком по балтийскому песку по небу побежали тучки одна мрачнее другой, а вдоль берега поплыл белый лебедь(прям Пушкин вспомнился!). Но такая красота продолжалась недолго и допивать «немецкие» сосиски и допивать польское пиво пришлось в палатке под барабанную дробь дождя.

Проехали 56км.

13мая

День отдыха. Проснулись поздно. Лениво поели. Солнышко тепло светило и располагало к купаниям. Но вода в Балтике оказалась не столь гостеприимной своими температурными свойствами и забежав в воду приходилось выбегать быстро с криками не очень цензурного характера. Побродили по берегу, собирая мелкие кусочки янтаря, щедро рассыпанные морем на песке. Но потом за считанные минуты ветер сменился и похолодало градусов на 10, изо рта стал вырываться пар, на волнах появились барашки, а берег затянул густой туман. От холода мы сбежали в дюны, где ветер не так сильно чувствовался. Танюшка осталась греться у костра, а я решил побродить вдоль берега.

Морское побережье косы начинается пологим белым песочком. Затем идут дюны высотой 10-15 метров, местами заросшие мхом и редкими цветочками. На верху одной из дюн я увидел лису, шнырявшую в поисках добычи. Далее было обнаружено множество гильз от крупнокалиберной артиллерии немцев, а потом и взорванные ж\б укрепления. В глубине острова просматривалась воинская часть с системами ПВО.

Проехали -.

14мая

Хотелось всё же подробнее ознакомиться с самим Калининградом. По сему мы переправились обратно в Балтийск, загрузились в автобус и доехали до автовокзала областного центра (ехать обратно по той же опасной дороге на велосипедах не хотелось).

Мы заехали в городской парк, посетили Бранденбургские ворота и добрались до океанографического музея. Но тут нас перехватил капитан прогулочного катера, на котором вместе с велосипедами за 150р. мы совершили увлекательную прогулку вокруг острова Канта, мимо музея и порта. Ну а после мы прошли все доступные экспозиции музея: ПЛ, научное судно «Витязь» ну и собственно здания музея. Музей сделали не так давно и хорошо, но рассчитано больше на детей. Экспозиции часто бестолковы и не блещут наличием оригинальных предметов. На «Витязе» неплохая экспозиция, посвящённая его одноимённым предшественникам, включая тот самый макаровский корвет.

Добродив почти до закрытия мы поехали искать где бы нам поесть. В этом плане нам удивительно повезло попасть в «Театральное кафе» на ул.Театральная. Большие порции, вкуснейшая еда и приятное обслуживание нас приятно порадовали, особенно учитывая невысокую стоимость, рекомендую!

Утолив голод умственный и физический мы с трудом забрались на велосипеды и поехали в сторону Зеленоградска. Солнце уже зашло, стал сгущаться туман… Мы свернули к озеру Дивное, но оказалось что это водоохранная зона и ночевать пришлось во влажном после дождя лесу. Хотя после приятного ужина спалось крепко.

Проехали 30км.

+60км на автобусе.

15мая

Без приключений доехали до Зеленоградска\Кранца. Ещё в немецкое правление это был курортный город. Остался он таким и теперь. Кое-где сохранились старые дома, но перекрашенные порой в странные цвета. Строятся новые гостиницы. Пустеют и разрушаются советские пансионаты. Центральная улица сделана пешеходной. Мы позавтракали в пиццерии и поехали на Куршскую косу – основную туристическую мекку Калининградской области.

Коса – протянулась до Литвы на 45км только и примерно столько же по её территории. Вся территория – это заповедник, в котором строго регламентировано где и как можно ходить, останавливаться, ставить палатки и пр. На машине стоимость въезда – 300р., а для велосипедистов – бесплатно. Не доезжая до КПП слева можно посетить немецкую смотровую вышку – интересный объект. Надо сказать все ограничения нас немного расстроили. Дорога по косе идёт в дали от моря и залива по лесу, остановиться в неуказанном месте вроде нельзя, углубиться в лес тем более…

Мы доехали до 14-го км, где располагается музей природы косы. Музей что называется «ни о чём» + пара убитых оленей за сеткой рядом… Посетили «Высоту Мюллера»(32км) откуда с вышки можно было всё-таки увидеть окрестности и барханы песка. Также в море на горизонте разглядели нефтяную платформу «Лукойла» (20км от косы), а туристам останавливаться в неположенном месте запрещают – оригиналы! (Надо сказать в Калининградской области добывается порядочное количество нефти – более 1млн. тонн, что полностью покрывает потребности области и позволяет экспортировать сырьё) Посетили знаменитый танцующий лес с множеством извивающихся по всякому сосен. И остановились на ночлег на берегу озера Чайка.

Проехали 78км.

16мая

Какой-то точкой, видимо задней, я чувствовал, что лучше заранее узнать как доехать до аэропорта. Посему мы поехали в этот день уже в сторону последнего. Ни на  карте, ни на навигаторе ещё не было показано новой трассы Калининград-Зеленоградск с ответвлением на аэропорт. Посему я решил срезать и добраться до Храброво с севера. Добравшись до села мы поняли, что прибыли на другую сторону к военному аэродрому. После расспросов местного населения мы продолжили путь в нужном направлении. Добравшись до поворота к терминалам аэропорта мы увидели ограждения посреди дороги за которыми проходило новенькая и хорошо отгороженная от нас трасса))(. Лезть на неё через приличный отбойник нам не хотелось и пришлось ехать в объезд. Когда мы увидели табличку с указателем на аэропорт, то в лесу ближайшей развязки встали на ночлег. Мы зажарили последний свой шашлык (который уже даже надоел) и решили укрыться от сильного ветра в палатке.

Проехали 59км.

17мая

Утро было ещё более ветреным, да ещё и туманным. Мы выехали на почти пустую трассу и поехали в аэропорт. Руки отмерзали, туман мелкой моросью оседал на нас, но это было всего 7км. В конце пути мы увидели каркас строящегося здания и услышали разговоры таксистов и обслуги, что рейсы отменяют из-за тумана. Калининградский аэропорт планируется как крупный пересадочный узел и посему строятся огромные терминалы с рукавами, но пока внутри работает 2 маленьких зала и вся внешняя красота не имеет никакого отношения к нынешнему аэропорту. Вылет наш задержали на 2 с лишним часа. Велосипеды были без каких-либо проблем сданы в багаж по заранее приобретённому багажному сертификату и мы спокойно летели в домой!

Проехали 7км.

Суммарный накат составил 418км.

Техника показала себя вполне надёжно, люди оказались выносливы!

Подобный маршрут пеше-общественнотранспортным образом быстрее преодолеть не представляется возможным.