11 августа.
6-й день похода.
В золоте Алтайских гор.
Нитка маршрута   под пер.Бугузун – пер.Бугузун (2620м) – оз.Ак-Куль – оз.Хиндиктинг-Холь
 Погода  заморозки, +12+15, переменная облачность с прояснениями с ветром
 Дистанция (всего), км   56 (324) (грунтовка)
 Набор высот/спуск, м   1223/1179
Средняя скорость движения, км\ч   9,1
Время в движении  6 ч. 06 мин.
Высота стоянки, м  2300

Все фото второй части ЗДЕСЬ, рассказ от Павлика (хвала ему полная за продолжение!), а также сферы, видео и всё такое далее!

к перевалу Бугузун

к перевалу Бугузун

пер.Бугузун (2620м)

Утро выдалось бодрым и солнечным, но Андрюхе пришлось сутра ходить босяком, так как велотуфли превратились за ночь в ледяные колодки. На этот день нас ждал перевал Бугузун – граница Алтая и Тывы. Дорога к перевалу шла через несколько бродов (а по сути прямо по руслу верховья реки), преодолевать которые было довольно просто благодаря жаркой погоде. Тут и там по выжженым полям и склонам гор снуют тушканчики и байбаки (они же трабаганы). Еще вчера это было в новинку и любопытно. Сегодня это уже просто будни 🙂 Перевал встретил нас солнцем и ветром.

Смотреть сферическую панораму с перевала Бугузун

перправа

Спустившись, мы поехали по долине, и вновь подъехали к реке. Как и все местные горные речушки, она отличалась мелководьем, холодной водой. Но было и отличие. На одном из участков, где местные устроили перегон баранов, река была усыпана огромными валунами, причем настолько часто, что человек мог пройти по ней, почти как по обычной городской улице в дождь, наступая  лишь немногим более избирательно. Однако, валуны были все же большими, поэтому развьючили «коней» и понесли их на себе.

Пока мы отдыхали на очередном перевале, наслаждаясь видами и запасенным  шоколадом, мимо нас прогнали большое стадо баранов трое чабанов, причем среди них была одна девушка. «Все они в кожаных куртках, все небольшого роста» – вот про кого пел Цой! Однако, они проехали мимо нас совершенно не стремясь общаться.К вечеру добрались до большого озера, внутри которого выступали два скалистых острова – Хиндиктиг-Холь (на разных картах можно встретить разные вариации названия). На одном из склонов близ берега озера горела сухая трава. Все берега были покрыты ею. Дул ветер, и на озере поднялись волны. Со стороны это выглядело, как вечер где-нибудь в Крыму (кстати, в долине реки Чулышман мы видели выложенную камнями надпись «Крымнаш», так что не надо думать, что сибиряки далеко и не следят, что происходит на западных рубежах). Встали у дороги, аккурат под склоном горы, что существенно защищало от ветра.

Хиндиктинг-Холь

Хиндиктинг-Холь

2015.08.11

12 августа.
7-й день похода.
Монгун-Тайга, ты лишь видна.
Нитка маршрута   оз.Хиндиктинг-Холь – бр.р.Балытыг – вдоль р. Мугур – устье реки с ледника Монгун-Тайги
 Погода  +12+15, переменная облачность с прояснениями и ветром
 Дистанция (всего), км   29 (353) (бездорожье – горная тундра) 
 Набор высот/спуск, м   558/631
Средняя скорость движения, км\ч   5,1
Время в движении  5 ч. 38 мин.
Высота стоянки, м  2220

брод р.Балытыг

Наш любимый день за весь поход. Пишу это с табличкой «сарказм» в руке. 30 км пешком по горам без дороги, через кустарники, ямы и бугры, образовавшиеся от таяния льда под землей, ласково согреваемые солнышком. Табличка все еще в руке – я обгорел в этот день капитально, и облазил до конца похода. На подъёме от озера видели рысь, или кого-то очень похожего. Я морду зверя не успел увидеть, а ребята успели, и позже, уже в музее «опознали» его. Из хорошего за этот день – действительно замечательная погода, традиционные шпильки в адрес друг друга (это, скорее, не хорошо, не плохо, а просто факт), замечательный ручей с холодной водицей, который мы легко перемахнули в обед, и устроили на нём привал.   У ручья – зеленая полоса травы шириной метров пятнадцать-двадцать, по краям красиво переплетающаяся с хозяйкой остальной бескрайней летней степи – травой жёлтой. К этой комбинации хаки также примешиваются большие тёмно-зелёные пятна мелкого кустарника. Еще больше контраста там, где из земли торчат огромные серые валуны на фоне этого яркого великолепия! Глаз радуют слоисто-кучевые облака на ярко-голубом фоне неба, беспечно парящие над заснеженными вершинами Мангун-тайги и соседних гор. Куда ни глянь – простор, гармония, величие природы. Чувствуешь себя как в детстве, когда наблюдать за облаками можно было чуть ли не бесконечно, и от этого появляется особая лёгкость на душе.
Интересно, что в Тыве гора называется не так, как у других тюрков. В Поволжье и на Урале гора – тау. Что дословно и переводится, как гора. В Тыве горы называются по названию местности вокруг. В данном случае местность (район) – Мангун-тайга называется.

Массив Мангун-Тайга

Массив Мангун-Тайга

Спуск к верховьям р.МугурВо второй половине дня мы стали спускаться с хребта. В низине воды больше, оттого и травы зеленой много, а еще – кочки от льда под землей и ямки. Выглядит это непостоянство рельефа очень красиво, а вживую – ещё лучше (правда, съездите – посмотрите ;). Вот вдалеке показалась юрта, а дороги всё не видать. Идём курсом на жилище вдоль ручья. Наконец увидели и дорогу. Традиционно нас встречают пастушьи собаки, хозяева не думают даже и поприветствовать нас. Главное – успокоить радушных псов свистом и другими дружественными звуками. Поначалу сторожа лают и бегут к непрошеным гостям, затем недоверчиво останавливаются на расстоянии метров десять-пятнадцать и продолжают провожать нас параллельным курсом, пока не убедятся, что нас не интересует вверенная им территория и стадо. дорога!А мы, достигнув дороги, на радостях хорошенько поднажали на педали, как бы намекая, что не нуждаемся в слишком уж почетных проводах.
Радости стремительного движения не суждено было длиться долго. Через полчаса, если не меньше, мы выехали на очередное рыхлое поле, а твердое покрытие пересохшего ручья недружелюбно демонстрировало крупные камни, не предвещавшие плавного движения. Вновь не спеша (пешочком, то есть) наслаждаемся золотыми и красными горами, огибая снежные вершины Мангун-тайги. Покрытие вновь улучшилось, и ехать по дну пересохшей речушки было сплошное удовольствие после долгих прогулок по хребтам. Однако, ровная тропинка была довольно узкая. На одном из пересечений тропки с “лужей” намытого мелкого песка меня занесло. Пытаясь выправить траекторию, я налёг на педали, но, поскольку на мне были сандалии с относительно гладкими подошвами, правая нога сорвалась с педали, и шипы на ней, обеспечивающие хорошее сцепление с обувью, немножко сцепились с моей пяткой. Впечатления не из приятных, однако, надо продолжать путь. Спустя чуть более четверти часа мы убедились, что дорога, на которую возлагались надежды, что она нас приведет к подножию Мангун-тайги, легкомысленно отвернула на соседний хребет, почти перед самой целью. Этот путь не только не устраивал нас по направлению, но и вел круто вверх, на хребет. В стороне от колеи лежал остов грузовика, причем без видимых следов переворота. Со склона спускался чабан со стадом. Меня, как подранка оставили сторожить велы и промывать рану, а ребята пошли на разведку. Теоретически то место, где мы находились, было пригодно для лагеря, как отправная точка для днёвки на Мангун-тайге. Воды нет...Но дело было в том, что ручей незадолго до этого спрятался под землю, и до воды здесь было метров сто, если не больше. Склоны, окружавшие низину были всё того же красно-свекольного цвета, отчего в них мы подозревали наличие киновари. Андрей вернулся со стороны, откуда мы приехали, поговорив по пути с чабаном. Ситуация с лагерем подтвердилась – ранее здесь часто разбивали лагерь туристы, когда была вода. Паша вернулся с другой стороны. Там есть вода, и место для стоянки, даже сухие ветки для костра. Поднялись из низины вновь на склон, и поехали козьими узкими тропками, едва выступающими на склоне.
Место для лагеря было великолепное! До речушки – метров пятнадцать, а метрах в семидесяти по течению в нее впадал, сердито журча, мощный горный поток. Приятный бонус, ласкающий слух днем, и поющий туристскую колыбельную вечером. Палатки поставили у большой сухой коряги. Верхние ветки её пошли на розжиг костра. С заходом солнца климат в долине очень красноречиво пояснил, почему Мангун-тайгинский район Тывы приравнен к районам крайнего севера. А за лагерем блистала своим великолепием снежная макушка горы …

Вечерний ликбез

Вечерний ликбез

2015.08.12

13 августа.
8-й день похода. Днёвка
Монгун-Тайга – вот это да!
Нитка маршрута   прогулка до ледника г.Монгун-Тайга
 Погода  +10+15, переменная облачность с прояснениями с ветром, чуток снежной крупы
 Дистанция (всего), км   14 км пешком
 Набор высот/спуск, м   добрались до отметки 3196

Лучше гор могут быть только горы (с)

долина Мугура с подъёма
Подготовка к подъему была весьма тщательной – утеплились (шапки, перчатки, шерстяные носки), с собой взяли воды, перекус, и, конечно же, камеру со штативом. Первые шаги по подъему были непростыми, даже возникли сомнения, доберусь ли до ледника. Очвидно, сказывалось то, что вчера больше половины дня утюжили горы пешком. Но, как говорится, это первые пять лет тяжело, а потом привыкаешь 😉 и действительно, стремительная смена покрытия под ногами, контраст камней, зеленой и выжженой травы, виды с горы заставили забыть об ощущениях ног, ведь впечатления, жадно поглощаемые глазами, были гораздо сильнее! А смотреть было на что! Поначалу живность была обыденной – тушканы. Потом пошли “вертолеты” – как наши кузнецы, но крылья позволяют им зависать в воздухе на несколько секунд, и планировать, как парапланеристам. Длина прыжков у них меньше, чем у равнинных собратьев. А звук издают – совершенно не соизмеримый с их размерами, не иначе, как небольшой вертолет взлетает. Поднялись на пологую часть подъема, усеянную большими серыми камнями. Вдруг один из камней, на расстоянии метров пятнадцати, шустро рванул в сторону от нас. Это была серая горная куропатка, которую естественный отбор наделил защитной окраской от зорких глаз орлов, летающих здесь в большом количестве.

Смотреть сферическую панораму ледника и вершины Мангун-Тайги
Сильный ветер с вершины гостеприимно встречал нас холодом, и на обратном пути даже помогал нам спускаться с горы), но чем выше мы поднимались, тем более потрясающий вид открывался нам! Наша долина, хребет, ограждающий её с другой стороны, а дальше – снова долина, хребет, долина!.. горы везде, на сколько хватает взора! Сквозь облака падают лучи солнечного света! И конечно же, ледник!

Как Вечным огнем, сверкает днем Вершина изумрудным льдом, Которую ты так и не покорил.

Как Вечным огнем, сверкает днем Вершина изумрудным льдом, Которую ты так и не покорил.

Чтобы отдохнуть немного спустились и спрятались от стелющегося по склону ледяного ветра за каменным выступом. Пока находились на ветру, солнечный свет был лишь светом, а без ветра он подарил нам и тепло, даже снимали с себя часть экипировки. На пологой части подъема перед ледником – традиционные цветные ленты на шестах. Спуск был приятным, не только потому что идти вниз, но и потому что мы любовались постепенно исчезающими за хребтом долинами и грядами гор. Эта днёвка заслуживала того, чтобы пробираться к ней такими тернистыми дорожками!

14 августа.
9-й день похода.
Как не околеть и перевыполнить план.
Нитка маршрута    устье реки с ледника Монгун-Тайги – вдоль р. Мугур – п.Мугур-Аксы – пер.2119м – пер.Коге-Дава (2354м) – каньон р.Барлык
 Погода  +12+15+8, переменная облачность с прояснениями, гроза сдождём и порывистым ветром, солнечно
 Дистанция (всего), км   70 (424) (бездорожье, грунтовка, гравийка с тёркой) 
 Набор высот/спуск, м   1122/1292
Средняя скорость движения, км\ч   12
Время в движении  5 ч. 51 мин.
Высота стоянки, м  2017
Ну что, поехали дальше?

Ну что, поехали дальше?

Аутобан Тува-мейд

Тывинцы годами ведут уединенный образ жизни в тайге. Поэтому не удивляйтесь, если вдруг тывинец не горит желанием общаться с вами. Поначалу нас это очень удивило. Когда ребята пошли спросить дорогу у хозяина юрты, что стояла метрах в ста пятидесяти от лагеря, тот буквально сбежал от них в юрту, даже забыв при этом захватить с собой свою жену … зато пастушьи собаки всегда очень общительны … ((( Одна встреча с такими, жаждущими общения, животными стоила одному из нас новых велоперчаток [да просто я их просерил на переправе – врёт он всё))]. Собаки подбежали сразу, как только мы прошли очередной брод, и в суматохе перчатки остались там, на земле, а возвращаться, когда пропажу обнаружили, ох как не хотелось! Это событие, наряду с тем, что утро началось с очень прохладных 🙂 бродов, окончательно разбудило нас. Но вот постепенно дорога стала приличной грунтовкой.

Местный быт

Прибавили скорость. Чтобы прервать нашу добровольную изоляцию от цивилизации, по плану было посещение села Мугур-Аксы. Здесь собирались пополнить запасы провианта. К тому же, кто знает, может попытаться найти разницу между алтайскими и тывинскими селеньями. Наматывая километры степи на велосипедные покрышки, мы несколько раз видели автомобили, то близко, то вдали. Дороги как таковой здесь нет, есть укатанные колеи. Даже страшно подумать, что тут происходит при сильном дожде. Видимо, легковушки сразу переходят из средств передвижения в разряд недвижимости. Прошли еще два-три широких брода, пересекавших эти таёжно-степные автомобильные направления. Вот дорога пошла вдоль гряды холмов, и даже стала из грунтовой гравийной – впереди населенный пункт. По дороге увидели двух бобров – чудесных и гигантских! Один был размером с человека, видимо, по замыслу автора – бобрёнок. Второй, явно взрослый бобр! Сидящая фигура в высоту – около 2,5 м! Примечательно, что оба бобра вырезаны из цельных камней.

Бобры))) Я ж говорил Павлик врёт!))

Бобры))) Я ж говорил Павлик врёт!))

Село находится в приграничной зоне, поэтому едва ли не первое, что видишь, когда подъезжаешь – наблюдательные вышки, есть автозаправки (а где ж еще заправиться, если в округе на десятки километров нет больше населёнки). Решили воспользоваться возможностью пройти по красивому (на самом деле, обычному, просто это интереснее, чем по автомобильному) пешеходному мосту на другой берег речушки, протекавшей через селение. Тут нас остановил оклик сзади. Невысокий, как и большинство тывинцев, крепко сбитый человек деловито подошел к нам и развернул удостоверение майора ФСБ. Попросил документы. Ну а нам не жалко. Пока проверял документы, мы создали, возможно, первую, за всю историю существования села, пробку. В селе жили исключительно тывинцы, и мы там были как три тополя на плющихе. Торчали, как три каланчи пожарные. А местные проходили мимо, и невольно задерживались, заглядываясь на нас. Прошли мост, выехали на главную улицу, в начале которой – олдскульный постамент «70 лет ВЛКСМ» (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи).

Центральный проспект Мугур-Аксы

Позволю небольшую ремарку касательно непонятной зачастую многим молодым людям необходимости в СССР зашифровывать всё и вся. Если хотите хоть немного проникнуться, и понять, почему такие аббревиатуры, почему нельзя обойтись было человеческими названиями, почитайте советскую литературу. Мне вот после «Как закалялась сталь» понятно, что тогда это было абсолютно нормально, и «бренд» этот был куда сильнее, чем сейчас кока-кола или «мак». Потому что нёс в себе мощный, необходимый государству, информационный фон. Также такими сокращениями пестрит роман «Мастер и Маргарита», но Булгаков совершенно не пытается объяснить, почему эти сокращения получились такими чудовищными, они звучат на фоне сатиры, скорее автор смеется над ними.
Вообще, у меня сложилось впечатление, что в этих местах большой почёт к советскому прошлому и всему, что его напоминает. А может, местным жителям просто параллельно, стоит ли здесь этот памятник или нет. Ведь не раскапывали же они десятки и сотни курганов, осознанное обследование которых началось лишь в середине двадцатого века советскими учеными. Ходили мимо, проезжали на лошадях, сотни лет, и хоть бы что.
Почта не работает, даром, что пятница. Возле почты нас вновь догнал на свое новеньком УАЗ Хантер давешний пограничник, и сказал, что нужно наши документы для проверки забросить в Кызыл. Достал ай-яй-яй-фон (между прочим! 🙂 и сфоткал наши паспортины, отправил по почте. Не той, что в пятницу не работает, а таки по e-mail(!) с телефона – хвала цивилизации в тывинских селах)))
Нужно заметить, что главная улица необыкновенно широкая, метров пятьдесят. Примерно посередине улицы – памятник – тывинская женщина, держащая в руке платок. Полагаю, это памятник матерям, проводившим своих сыновей на Великую Отечественную Войну. Рядом – буддийский храм, традиционно, белого цвета, с крышей (почти) в форме пагоды. Напротив храма – культовая башня. Очевидно, здесь проходят религиозные мероприятия. За храмом – главный носитель цивилизации – башня сотовой связи. Интересно, что здесь работают все три мобильных оператора. В конце улицы – рынок.
Здесь стало видно, что на холме за селом белыми камнями выложено поздравление «С юбилеем, С. Шойгу!». Пожалуй, тоже нечто советское в этом есть. С другой стороны, Сергей Кужугетович – один из немногочисленного населения Тывы прошел карьеру до столь ответственных постов, как Министр по ЧС, Министр Обороны. Неудивительно, что они гордятся земляком. Кстати, позже мы узнали, что среди тывинцев не так уж мало выдающихся личностей, в том числе героев Советского Союза, отличившихся при защите нашей Родины от фашистов (хотя Тыва была отдельным от Союза государством во время Великой Отечественной).
Паша переобулся на местном рынке, сменив фирменный, но подранный «адидас», на фирму «всея Китай». Зато подошва на месте. Все по-прежнему таращатся на нас, как на инопланетян. Нашли продуктовый магазин. А еще нас буквально осчастливила местная харчевня, которая работала(!), и в которой мы поживились горячими пирожками с картошкой, и кофе. Пока потчевались, немного пообщались с местными. Помимо обычного любопытства, предлагали и помощь – подвезти. Может просто хотели подзаработать, конечно, но по виду были вполне готовы подкинуть за бензин ) Скоро нам пришлось пожалеть о том, что так легкомысленно отказались от трансфера … Короткие звонки родным и близким, и снова в путь! Помахали на прощание бобрам и проезжавшим мимо машинам, в которых было много детишек – человек по 5 в двух машинах. Возможно, это была какая-то экскурсия для них. А может просто обычные тывинские многодетные семьи.
Всё то время, что мы были в Мугур-Аксы, погода постепенно портилась. Воздух наполнился изморосью, температура не баловала – около +10, наверное. На фото видно долину, буквально пропитанную влагой. Мы выехали из укрытия холмов и вновь оказались в непроглядной степи. Куда ни глянь – желтая и серая выжженная трава, камни, и лишь вдалеке темнеют небольшие взгорья. Дорога забирала вверх, я немного выдвинулся вперед от ребят. Вот показалась встречная машина. Когда она приблизилась, стало видно, что это огромный черный Крузер, новый, без номеров, зрелище, надо сказать, для здешних мест экзотическое. Машина остановилась, поравнявшись со мной. За рулем был молодой офицер, лет 35 максимум. Поздоровался, вышел, спросил документы. Я разглядел три старлеевские звездочки на плече. Он, как и все до него, был удивлен нашей, на первый взгляд безнадежной, затее – проехать Тыву на велосипедах. Спросил, есть ли оружие. Да, конечно есть – швейцарский нож для консервов. Старший лейтенант рассказал, что недавно три мужика приехали из Алтая на джипе, туристы тоже. Так их ограбили местные бандюки. А вы, мол, на своих велосипедах, куда денетесь от разбойников на машине (или даже лошади). Никуда, известно, ну да нечего делать. Мы же должны пройти наш маршрут! Мой собеседник оказался не совсем обычным офицером. Оказывается, это был начальник местной погранзаставы, которую мы проехали примерно через час (может быть недавно получивший должность, и поэтому еще старлей?). Проверив паспорт и пропуск, капитан успокоился, даже не стал останавливать наш арьергард.

озеро Уерег (уже Монголия)

Взяли подъем, затем спустились немного, дорога вновь пошла полого. После спуска я опять ехал на расстоянии метров ста от ребят. Навстречу мне пролетел белый старый джип. Погода не располагала к безмятежному обозреванию пейзажа, поэтому я усиленно крутил педали. Но когда понял, что существенно оторвался, стал искать взглядом Пашу и Андрея. Когда я увидел их за поворотом, стоящими возле остановившегося старого джипа, мне стало малость не по себе. Джип стоял на встречке (т.е. на нашей полосе, если так можно выразиться, говоря о гравийке), наперерез велосипедистам. Я поскорее поворотил оглобли. Однако, пока я стал приближаться, джип рванул дальше в своем направлении, а я почувствовал изрядное облегчение, вновь увидев обоих друзей целыми и невредимыми. Оказывается, местные романтики с большой дороги (а вид у них, по словам ребят был именно такой) решили пожалеть путников и налить им для сугрева чарочку-другую, и распить вместе. Но, поскольку в походе маршрут важнее сиюминутных вещей, ребята с достоинством и уважением отказались. После этой встречи оставалось недалеко до погранзаставы и границы с Монголией, вдоль последней и лежал наш путь. А погода подбросила новых ощущений. Мало того, что дорога спускалась в очередную долину, и мы набрали приличную скорость, поднялся ветер, а опустился – ледяной дождь! Природа как бы говорила: – Хотели приключений? Получите, распишитесь! Деваться было некуда – по сторонам от дороги – лишь степь.

когда спуск немного расхолыживает)))

Наконец-то мы спустились к речушке, возле которой был небольшой лесок. Нырнули с дороги на грунтовую колею. Найдя более-менее приличную площадку, срочно натянули тент, развели костер. Пальцы не хотели слушаться, но желания бросить все и замерзнуть посреди этой суровой красоты (Паша не согласится со мной, к сожалению, в оценке здешней природы) не было решительно никакого. Пока грелась вода, переоделись в сухое, насколько оно было сухим, конечно 🙂 Это, вкупе с горячим кофе и печеньками (и то, и другое – из Мугур-Аксы! 🙂 придало нам не только тепла и сил, но и оптимизма. Фактически мы были на сегодняшнем месте стоянки, однако вторая половина дня была в разгаре, и можно было еще изрядно продвинуться по маршруту. Прикинули – впереди перевал 600 м, и три часа ходового времени. Быстро собрались, и вновь в путь – дождь как раз закончился.
Солнце будто в момент стерло следы недавней сырости и непогоды. Правда, по правую руку, вдали, всё еще хмурились темно-синие тучи, затянув небо до горизонта. Дорога вновь пошла на перевал.

Вид слева

Вид справа

…и немного погодя назад!

Снова нам открывались бескрайние просторы степи, снова они выглядели иначе, чем на Мнгун-Тайге, и до неё! Это не передать словами, можно только увидеть и почувствовать самому (да и что вам мешает? :). Желтые выжженной травой горы, их скудная растительность, гравийка – всё как в пост-апокалиптических фильмах.
Пока поднимались, увидели автокран, перевернувшийся в кювет, от него отъезжал УАЗ. Когда мы проезжали мимо, водитель ходил вокруг него, то ли изучая обстановку, то ли от нечего делать в ожидании. На вид он был цел, и даже невредим, кабина тоже не смята. Занесло ли этого беднягу при спуске в бурю, которую мы переждали в лесочке, или он так неудачно пытался съехать с дороги – осталось загадкой. Но свалился он, «на счастье», очень аккуратно.
Подъем был очень затяжной. На нем из долины нас провожал дождь, а с гор встречал ветер. После каждого пройденного «языка» казалось, что следующий – последний, но не тут-то было! 🙂 Большую часть прошли пешком. После самых крутых колен склона отдыхали. Но до чего же было круто отдыхать! Попьешь водицы – поглядишь на долину, на горы! Эх, здорово! Пишу это с табличкой «От чистого сердца!» в руке.
Вот на последней сотне метров набора высоты нас догоняет машина. Снова старый знакомый – майор из Мугу-Аксы. Предложил подвезти нас, но нам хотелось потешить свое самолюбие взятием еще одной вершины. Хоть и было тяжеловато временами, в целом-то все у нас было в порядке. Поехал он вперед. Но мужику явно не хотелось так быстро расставаться с такими экзотическими собеседниками. Спустя несколько минут пограничник сдал назад по склону (а это, надо сказать, требует повышенной концентрации внимания) и вновь поравнялся с нами. Открыл дверь, и как-то сам собой полился разговор. Кстати, не смотря на то, что майор ехал в машине, он был по-прежнему одет в теплую непродуваемую куртку, на ногах – отнюдь не летние кроссовки. Наш собеседник поведал нам, что впереди, под склоном, слева от дороги мы увидим парту со скамейкой, сев на которые можно увидеть то ли камень, то ли пещеру, по форме напоминающие ухо. И еще несколько местных достопримечательностей упомянул, но я запомнил только, что на дороге из Кызыла в Абакан есть гора Спящий Саян, по форме очень похожая на спящего человека. Так мы скоротали за беседой минут пятнадцать, отдохнули, и сошлись на том, что видимся, скорее всего, не в последний раз. Майор поехал вперед, мы – пошли 🙂 Вот, наконец, мы и взяли перевал Коге-Дава! Честно говоря – устали. Но не время думать об этом – время ехать к ночлегу, а ночлег туриста – там, где вода, дрова, да место под палатку. И желательно место поукромнее. К вершине перевал это все явно не относилось.

Последние лучи солнца в долине р.Барлык

С долины в которую лежал наш путь вверх по склону дул сильный ветер – чтобы ехать со скоростью (5 км/ч и больше) уклона не хватало – нужно было крутить педали. Лучи солнца не достигали дороги – лишь соседних холмов, от этого стало еще холоднее. Хорошо, дождя не было. Больше чем через час спуска нам удалось найти подходящее место для ночлега. Дорога пошла вдоль горной речки, другой берег которой был гористым и крутым. Но все-таки был пологий хвойный «островок», в укрытии которого мы и решили разбить лагерь, чтобы его не было видно с дороги. Немножко пришлось повозиться с заброской велосипедов от уровня реки на возвышенность «островка». Зато здесь – море дров, практически нет ветра, пятно поляны под палатку и еще одно – для костра и стола.

про лучшие дома – это вот – так что всё правда!)

В общем, лучшие дома Лондона и Парижа нервно курят за углом, по сравнению с таким гостеприимством лесочка 🙂 благополучно приготовили ужин. и тут начались ночные шатания. Одна за другой машины со встречной нашему маршруту стороны шли в перевал, хотя уже стемнело, а дорога не везде могла похвастать достаточным количеством ограждений и предупреждений о резких поворотах. Поскольку костер уже почти погас, мы выключали каждый раз фонари, дабы не привлекать внимания к нашему лесу. Не закончились эти рисковые гонщики и когда мы забрались в палатку. Но это были мелочи, нас уже убаюкивала уютно журчащая речка.

2015.08.14
О дальнейших приключения в Тыве — читайте ДАЛЕЕ!