Часть 2.

Фотографии здесь, 2 часть отчёта далее…

(Панорам много, для облегчения – просмотр по ссылкам)

28 августа

Погода: +9+11, ветер, солнце\дождь.

Всю ночь моросил дождь, шурша о тент палатки. Когда мы всё же решились вылезти из тёплых и сухих спальников, оказалось, что встали мы между автодорогой и ж\д, в болотистой тундре, которая вся хлюпала под ногами. Надо сказать западные склоны Полярного Урала представляют собой голую тундру. Здесь не найдёшь и самого маленького деревца – только мхи, лишайники, ягодники и кустарник. Здесь намного больше осадков, чем с востока от хребта.  Мы оперативно позавтракали и выбрались из этого болота. Широкая дорога шла на север и мы двинулись по ней. Слева виднелись угольные шахты и отвалы пустой породы. А справа неожиданно возникли какие-то руины. Мы решили свернуть и посмотреть, благо времени ещё было полно. Это был заброшенный в конце 90-х годов посёлок Октябрьский.

Это был шахтёрский посёлок, построенный ещё в 40-е года. Дома старого типа, в основном двухэтажные, с некоторыми элементами декора. Некоторые из них горели, в других – мусор и разруха, где-то же жили до последнего и есть даже окна, не обвалились крыши. Деревянная часть – одни остовы пепелищ. Улицы до сих пор в приличном (относительно) состоянии – лежит асфальт. Было централизованное отопление и водоснабжение (даже не представляю каких усилий это стоило строителям тех лет в вечной мерзлоте). Здесь была и школа и детский сад… А теперь уже ничего нет и не будет. Надо сказать, что это очень характерно для севера. Люди уезжают ближе к районным центрам и дальше. Нет теперь смысла держать столько же людей как раньше в таких суровых условиях. Повышается производительность труда, снимают излишние военные базы. Предприятия всё чаще переходят на вахтовый график.

Панорама 1  Панорама 2

Обследовав руины Октябрьского мы покатили дальше. А дальше дорога вела в «живой» посёлок Северный и к шахтам Аяч-Яга. В посёлке мы пополнились продовольствием. Посмотрели как невесело отмечался на центральной площади день шахтёра – один из основных праздников здесь: люди как-то пошатывались от сцены к шашлычным в то время, когда заезжие гастролёры изо всех сил пытались их развеселить… Дорогу на Хальмер-Ю, куда мы направлялись, нам никто подсказать не смог. Но мы нашли и сами, благо посёлок не особо большой. Это была приличная (по местным меркам) грунтовка, укатанная прямо по старой железнодорожной насыпи.

Строения быстро остались позади, а перед нами раскинулась бескрайняя тундра. Такое ощущение, что ты в открытом море и оно до самого горизонта и только одна дорога тянется  меж мхов и лишайников. Тучки периодически сбегались, проливаясь мелким дождиком на нас, но только стоило натянуть дождевик, как  выглядывало солнце, и над тундрой расцветала радуга!

Панорама 3

Стало совершенно понятно, что мы находимся в каком-то ином мире, после первой встречи с местными сталкерами на своих пепелацах… Судите сами!

Мы подъехали к бывшему ж\д мосту, по которому ехали два сталкера на мото-пепелацах, мы приветствовали друг друга. Нам надо было тоже проехать по мосту, но мы сталкеры только начинающие… Это было похоже на чёртов мост на Сахалине: редкие шпалы, сбитые скобами кое-где, а под всем эти метрах в 50 внизу река… Дорога вела нас всё дальше на север, погода понемногу ухудшалась, задул ветер и сгустились тучи, ехать становилось всё труднее, люди начали роптать))). Доехали до карьеров по добыче камня и встали между отвалов породы, чтобы хоть как-то укрыться от ветра. По дороге виделиястребов и соколов. Жгли шпалы от старой ж\д и видели, как заходит солнце за горизнт не за какие-нибудь дома или деревья, а сразу за горизонт – границу мира земного и неземного.

Накат-47км.

29 августа

Погода: +8+11, дождь\снег\солнце.

Утро нас встретило белыми мухами августовского снега. Это было так мило и удивительно для обычного мира, но здесь воспринялось как должное. Мы собрались и двинулись вперёд. После ночного дождя дорога слегка раскисла. Дул встречный ветер. Эти факторы серьёзно тормозили наше продвижение. Встретили очередных сталкеров. Разговорились. Выяснили, что они пару часов назад были застигнуты настоящим снежным бураном прямо в Хальмер-Ю. Перемахнув «очередной горизонт», мы увидели развалины Халмер-Ю, а далеко, на востоке, открылись припорошенные снежной пудрой вершины Полярного Урала. Это была величественная и тоскливая картина: с одной стороны красоты природы , с другой человеческого бездействия. По тихоньку мы спустились к останкам города. Первые два дома на его окраине представляли собой недостроенные 5-этажки. Рядом с ними было видно рельсы башенного крана и остатки его конструкций. Остальная часть города выглядела еще более удручающая – 2-3 этажные здания кирпичные, все в трещинах, с выбитыми стеклами, а порой и частично разрушенными. От деревянной части города остались только едва заметные фрагменты фундамента поросшие болотной травой. Расположившись на останках чьего-то домашнего скарба, повсюду валялись разные куски металла: рама велосипеда, тазы и ведра, части машин и просто листовое железо – все это ржавое забытое и покинутое. Мы разделились и пошли бродить, будто тени, по забытому городу. Картина была похожа на поселок Октябрьский, но масштабы, конечно, поражали.

Ghost Town in Российская Федерация

 

Справка:

Хальмер-Ю — бывший посёлок городского типа (город-призрак) в Республике Коми, был подчинён Горняцкому райсовету г. Воркуты. «Хальмер-Ю» в переводе с ненецкого означает «Река в долине смерти». Есть также такой вариант перевода, как «Мёртвая река». Кочевые оленеводы ненцы считали Хальмер-Ю священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения. Халь — Долина, Мер — смерть, Ю — река (перевод с ненецкого). Был соединён подъездным железнодорожным путём длиной около 60 км с Воркутой. Производилась добыча угля (Печорский угольный бассейн). Рабочие пласты на реке Хальмер-Ю были открыты летом 1942 года. Уголь нового месторождения относился к марке «К», самой ценной для коксохимического производства. На месте будущего посёлка решено было оставить группу рабочих для определения параметров месторождения. Однако плохая погода конца осени и начала зимы отрезала группу от Воркуты. Предпринималось несколько попыток обнаружить группу и спасти людей. Глубокой осенью была сделана попытка доставить продовольствие на оленях. Из ста оленей в Воркуту вернулись четырнадцать, остальные погибли в пути. Ягель оказался вмёрзшим в лёд, и олени гибли от бескормицы. С самолётов обнаружить две небольшие палатки не получалось. В январе на поиски отряда вышел лыжный отряд. Группа рабочих была найдена в состоянии крайнего истощения и была транспортирована в Воркуту.

Разведку нового месторождения было решено продолжить, и весной 1943 года работы возглавил возобновились. За лето была создана необходимая материальная база, уже к осени жило около 250 человек. Работали радиостанция, столовая, пекарня, баня, на зиму был заброшен необходимый запас продовольствия. Восемь буровых бригад одновременно проходили три глубоких шурфа. А для обеспечения посёлка топливом на другом берегу реки была заложена разведочно-эксплуатационная штольня.

Шахта начала свою работу в 1957 году, её среднесуточная добыча составляла 250 тонн. Население к 1989 году составляла чуть менее 5000 человек.

С переходом новой России к рыночной экономике встал вопрос о целесообразности существования Хальмер-Ю. 25 декабря1993 года правительство РФ приняло постановление о ликвидации шахты. Упразднён в 1996 г.

 

Комментировать более просто не хочется – смотрите панорамы и фото.

Решили установить лагерь между Хальмер-Ю и посёлком Железнодорожный (опять вернулся домой))). Встали прямо на тундровом ковре, местам хлюпающем под ногами. Решили пройтись до вокзала и в посёлок. Услышали странный шум – очередной пепелац приближался к нам с севера. Транспортное средство остановилось около нас, но в нём не было видно ни одной двери! Через несколько минут нас окружили человек 10 сталкеров, ловко выскочив из единственной двери в задней части машины.

Пошли расспросы откуда, кто и зачем ))). Мужики неделю были в тундре на охоте и рыбалке. Надо сказать, северные люди, видимо, в противовес суровости местной природы, оказывались добрыми и приветливыми, с неподдельным интересом расспрашивали нас, хвалили и удивлялись. Это было очень приятно: заехать в почти безлюдные далёкие и суровые места, а в каждом встречном встречать участие и тёплое отношение! (наверно все вредные давно уехали из этих мест в Москву))). Мужики угостили нас местным засоленным хариусом, за что им огромное спасибо! И то ли в шутку, то ли в серьёз, предлагали прокатиться до Ледовитого океана (до него оставалось всего 150км), но уже бездорожья (даже по местным меркам).

Мы в приподнятом настроении распрощались со сталкерами и потопали на осмотр вокзала и остатков воинской части, что и составляла основу Железнодорожного. Неторопливо прогуливая и осматривая руины, мы услышали душераздирающий крик. Стало как-то жутко, ибо вокруг, насколько хватало взгляда не было видно ни души, а тёмные проёмы строений выглядели устрашающе. Мы осторожно продвигались вперёд в сторону брошенного депо, солнце уже стремилось за горизонт и от заснеженных вершинах гор вдалеке исходило красивое розовое свечение. Крик опять повторился, стал регулярным… Мы начали шарить глазами повсюду. В бинокль мне удалось рассмотреть какое-то существо.

Опытном путём удалось установить, что именно из его пасти исходил крик. Существо было похоже на здоровую немецкую овчарку, но морда была тупая, а хвост был очень длинный. Окрас зверя был рыже-чёрный. Позднее в музее в Воркуте нам сказали, что наверно это был песец (никогда не думал, что крики рожающей женщины так похожи на песца). По мере нашего приближения зверюга убегала от нас, не подпуская ближе 50 метров, а потом и вовсе растворилась из виду в тундре и лишь иногда напоминала о себе криками. Депо, как и всё, было сильно разрушено, рядом стояла бывшая водонапорная вышка, переоборудованная под свои цели военными, за депо были остатки какого-то локатора.

Панорама 4 Панорама 5 Панорама 6

Вдоволь нагулявшись, мы вернулись к лагерю уже после заката. Ночь быстро окутывала тундру и становилось холодно. Мы лопали ужин, сидя у костра из шпал и всматривались в чёрные силуэты зданий. Была у нас с Танюшкой одна идея ещё на свадьбу, но как-то мы про неё напрочь забыли, а вот теперь прикинули, что самое время. Лучше смотрите видео:

Накат – 23км.

30 августа

 Погода: +11+14, солнце.

Это был день отдыха и пристрастного осмотра окрестностей. Утро подарило солнечную ясную погоду! Надо сказать подобных погожих дней мы и не знали. Мы собрались и пошли в сторону шахт. Руины, руины, руины… чего тут ещё скажешь. В сами шахты спуститься нельзя – они запломбированы бетонными пробками. Забирались на террикон пустой породы,

Mines Halmer-Yu in Российская Федерация

облазали постройки и даже взобрались на крышу, скорее всего, обогатительного комбината.

Видимо шахты разрушали целенаправленно, но в большой спешке, посему кое-что осталось почти нетронутое, а что-то – просто куча кирпича и бетона. Полностью удовлетворив своё любопытство, мы вернулись в лагерь.

Панорама 7 Панорама 8 Панорама 9 Панорама 10 Панорама 11 Панорама 12 Панорама 13

Накат-0км, всё пешком).

 

31 августа

 Погода: +9+11, ветер, солнце\дождь.

Утром мы собрались и двинулись в обратный путь. Погода стала обычной – ветер, перманентный дождь\солнце. Доехали до моста и решили встать под ним. Сходили за грибами вдоль реки и взяли столько, сколько могли съесть))).  На ужин было нажористое варево). То и дело начинался дождь, после которого сияла радуга, порой двойная!

Накат-35км.

 

1 сентября

 Погода: +9+11, ветер, солнце\дождь.

Вернулись в п.Северный, закупились мяском. На ночь встали в брошенном п.Октябрьск рядом со школой – 1-е сентября как никак!

На ужин был шашлычёк и шампанское в честь завершение похода! После чего, уже после заката солнца, мы пошли пощекотать себе нервы и прогуляться по ночным улицам посёлка. Правда шампанское взяло своё и было скорее смешно, чем страшно.

 Накат – 30км.

2 сентября

 Погода: +9+11, ветер, солнце\дождь.

Утром двинулись к Воркуте. Проехали по центральной улице (конечно же Ленина). Посетили два музея: краеведческий (он был вообще-то закрыт на ремонт, но нам провели всё же экскурсию по единственному залу природы севера) и геологический (который не найдёшь ни за что, если не знаешь, где он. В геологическом нас встретила очень приятная и общительная женщина, которая поначалу нас, конечно же, расспросила и всё выяснила).

Она поведала об истории освоения Печорского бассейна, о судьбе города и окрестностей. С удивлением узнала от нас о планах по восстановлению трансполярной магистрали и других планах строительства в рамках проекта Урал Промышленный – Урал Полярный. С её слов с советских времён около трети населения покинули эти края, до трети угольных шахт закрылось, но, несмотря на это, добыча угля сохраняется в объёмах советских лет, что говорит о росте производительности труда. Безусловно, есть проблемы и трудности, но воркутинским углём живёт практически вся стальная промышленность России и даже ближнего зарубежья. Да и в Воркуте, когда спрашиваешь у прохожего дорогу, то невольный взгляд на количество золотых перстней на его руке говорит о том, что люди здесь трудятся и зарабатывают. Машин много, причём встречаются и достаточно шикарные экземпляры. Это с учётом того, что автодороги до Воркуты до сих пор нет (возят авто по ж\д)! Сейчас строится крупный газопровод с Ямала, который будет проведён в обход Уральских гор и пройдёт мимо Воркуты до Ухты.

В целом север оказался не таким уж брошенным, как это может показаться. Здесь есть жизнь, здесь будет развитие добывающего сектора и транспортного. Люди всё равно будут стараться уехать на постоянное место жительство в места потеплее и отток будет продолжаться. Но ведь в какой-то момент всё равно иссякнут шахты, закончатся месторождения и людей надо будет переселять, так лучше уж сразу, чтоб это были вахтовики! Думаю с экономической точки зрения (а мировой опыт это подтверждает) это оптимальный вариант и, как ни странно, сюда же вписываются и брошенные посёлки вроде Октябрьского или Хальмер-Ю.

Ну а мы по совету «бывалого» из геологического музея засели в ближайшей кафешке за пиццу и пиво. Посидеть первый раз за 2 неделе в тепле с пивом и приличной едой оказалось очень приятным удовольствием))). Несмотря на это на поезд мы успели вовремя!

 

Всем, кто прочёл спасибо за труды)))! И поделитесь впечатлениями в комментариях!