Время проведения 08-24.08.2014
Участники Андрей <Buldozer> Дмитриевич, Татьяна <Soleil> Валерьевна, Павел <Пахан> Рашитов, Павел <Космонавт> Кучин, Артём Беляков
Место проведения Южный Урал: Челябинская область – Башкирия – Оренбургская область
Активность Вело
Сложность Дистанция: 756км (из них 244 асфальт, 512 грунтовые, гравийные, труднопроходимые дороги и бездорожье).Набор высот:  10 500м.5 к/с с элементами 6ой

Трудный путь Южным Уралом покорился нашему упорству!

Вступление.
Идея проехать бывшими промышленными районам (а ныне практически дикими местами) Южного Урала от густых еловых лесов до степей Оренбуржья формировалась давно и как-то не очень настойчиво. Но вот настал тот момент всеобщего безденежья, в который срочно понадобился дешёвый, но сердитый маршрут. Немного косметики, чуток сомнений и он был извлечён из бабушкиного сундука. Пообещав всех запарить по-полной “за очень дёшево” на отечественных нивах, я сподвиг небольшой, но очень сильный коллектив, купить билеты на суровый челябинский поезд до станции Златоуст….
Зюраткуль

Зюраткуль

Все фото ЗДЕСЬ, рассказ и сферические панорамы далее…

 

10 августа. Старт, который не окончился финишем.
 Автор: Buldozer 
Нитка маршрута  Златоуст – М5 – д.Веселовка – хр.Уреньга (пер.796м) – ручей Куваш 
 Погода  +28+31, солнечно
 Дистанция, км   51 (асфальт, 15км г\д и бездорожья, броды)
 Набор высот/спуск, м ~750/550
Высота стоянки, м  640

Златоуст

К 5 утра наш поезд плавно вкатывался на вокзал города Златоуста, затёртого посреди уральских хребтов. Первые лучи восходящего солнца пробивались сквозь раскидистые ветви самых высоких елей на горных вершинах. Ночной туман неохотно рассевался в горных лощинах, оставляя обильную росу. Городок разбросан меж невысоких горных хребтов, полностью покрытых густыми лесами. Небольшие, часто частные домики теснятся уступами подножий гор. Меж них то и дело видны фабрики и промзоны, в части которых угадывается глубокая история. Ну а мы, наблюдая всё это, бодренько собирали велы.

Немного поблудив по закоулкам частного сектора мы пересекли трассу М5 “Урал” и  приступили к штурму гор Урала! Дорога вела нас к деревне Веселовки, находящейся на краю местной ойкумены. Асфальт был добротной, солнце изрядно припекало, а виды вокруг завораживали. Катить было одно удовольствие! (а не катить и потупить у живописной речки Ай (на которой ниже и стоит Златоуст)- другое)).

Веселовка

Деревня достаточно крупная, основана ещё в XIX. На фоне новых построек колоритно смотрелись старинные дворы, дома и церковь.

Первые броды

Дорога здесь закончилась и далее нас ждало направление на преодоление хребта Туреньга. Дорога вела сначала через множество мелких бродов, потом вдоль болотистого урочища с большими гниющими лужами с жирными жабами… Дальше путь уходил вверх с приличным углом, а дорога была полностью размыта миниканьонами с большими камнями. Пришлось спешиться и с трудом втаскивать велы… Так с приличным трудом мы выбрались на перевал высотой 793м. Но тут нас ждал непростой выбор: прямо пойдёшь дорогу (хоть какую-то найдёшь), направо пойдёшь по треку навигатора через кусты побредёшь. Ну да когда это бывало, что б мы лёгкие пути искали! Вообщем едем мы так вниз, периодически попадая в какие-то ямы по едва примятой (видимо квадроциклом) траве по пояс. Ну да благо, что вниз, иначе бы совсем худо. Но в какой-то момент “примятости” показали финт ушами и закончились (видимо квадрик дальше не попёр, а развертался в зад). Путь дальше лежал хоть и вниз, но дорога угадывалась уже с трудом (вру я  – это было редколесье с кустарником и уже подросшими деревцами). Пришлось топать с “конями” в поводу, раздвигая ветви деревьев. В голову вкрадывались какие-то сомнения… “Дорога” окончилась топями речки Куваш,

Почти на перевале

разделённой сразу на несколько русел. Тут же была плотинка бобров – причина затопления. В одном месте были обнаружены следы бывшего брода. Но далее шла полностью заросшая, подтопленная просека без каких-либо намёков на дорогу. Оставив коллектив переправлять коней и вещи, мы с Паханом пошли в разведку. В ближайшем километре по ту сторону реки были обнаружены лишь болотистые кочки – несколько сотен, чаща лесная – 1 шт., Г медвежье – во множестве и одна коряга, похожая на берлогу.

С такими нерадостными известиями было решено ставиться на ночь и думать…

После некоторых возлияний коллективом было волевое решение ломиться не смотря ни на что вперёд по треку, тем более, что до Зюраткуля планировалось не более 16 км, а вот тащиться назад и вверх совсем было не то же самое. Ночью пошёл ливень… А в голове формировалась мысля, что застрять тут мы можем сильно…

Трек от трассы М5.

01bis

 

11 августа. Море грязи и океан упорства.
 Автор: Buldozer 
Нитка маршрута  ручей Куваш – озеро Зюраткуль (с подъёмом на вершину Зюраткуль 1175м)
 Погода  +25+17, пасмурно, влажно, дождь
 Дистанция, км   24 (раскисшие г\д и бездорожье, броды)
 Набор высот/спуск, м 467/406
Высота стоянки, м  725

Утро на Куваше

По окончанию дождя мы стали собираться, морально настраиваясь на тяжёлый день. Но тут лесную глушь огласил крик Танюхи: “-Люди!”. На нас вышли пара охотников в полной экипировке: болотниках по пояс, с ружьями и даже с тряпочками для отмахивания комаров от шеи и лица. Надо ли говорить, что они были удивлены больше нашего увидев нас.

На первый же наш вопрос: “-Здесь должна быть дорога?!”, был получен недоумевающий ответ: “-Здесь дорог – нет!”. Затем мой собеседник тихонько потянул товарища за рукав и тыкнул в сторону наших велосипедов. Тот покрутил невзначай у виска пальцем и заявил: “-Ну мы пойдём пожалуй…”. Немного задержав и попытав этих дедулек мы всё же выяснили, что впереди через какой-то километр “будет дорога, по которой вы может быть даже поедите на велосипедах”.

Выход из чащи на дорогу

С таким обнадёживающим подтверждением мы ринулись на преодоление чащи мимо той самой “берлоги”. На поверку это оказалась просто большая коряга, но выглядело пугающе. Лес был подтоплен дождём. Множество кочек, поваленные деревья и прочее мешали даже катить вел. Приходилось то и дело перетаскивать, поднимать… вообщем потеть не смотря на то, что ноги были в воде, а с деревьев капало.

ДОРОГА!

Где-то через час к нашему несказанному удовольствию мы выбрались на ДОРОГУ! И пусть все эти 16 км состояли из грязи и луж, но это всё же было дорога!

Закончилась она какой-то тропинкой, выведшей нас на задний двор крутого санаторий в посёлке Зюраткуль. Тут был асфальт,

ещё дорога

домики, медведи в клетках и ни одного человека, который был бы способен внятно нам показать выход… Охранники лишь очковали и пытались нас выгнать, совершенно не понимая как эти замызганные оборванцы появились у них на территории. Названия деревни и хребта, откуда мы спустились им ровным счётом были не знакомы…

По времени был ещё какой-то запас и было решено сбросить рюкзаки и максимально доехать, а далее взойти на вершину Зюраткуль.

и ещё…

По дороге на вершину мы отхватили порцию проливного ливня, но всё это было уже мелочами. Вид с вершины, открывался сказочный на озеро Зюраткуль, хребты Урала и зелёный лесной ковёр под нами…

Смотреть сферическую панораму с вершины Зюраткуль

Справка:

Зюра́ткуль — водохранилище в Саткинском районе Челябинской области России.

Находится на территории одноимённого национального парка. Один из самых высокогорных (724 м над уровнем моря) водоёмов Южного Урала. Водохранилище окружают горные хребты, покрытые тёмнохвойными лесами. Юго-западнее расположен хребет Нургуш — самый высокий хребет Челябинской области. Основной рекой, питающей водохранилище, является Большой Кыл. Из вдх вытекает река Большая Сатка. Около истока реки Сатки и плотины расположен небольшой посёлок Зюраткуль. Ранее Зюраткуль являлось естественным озером. Нынешнее водохранилище образовано построенной на Большой Сатке плотиной.

Счастливые люди на вершине Зюраткуль

В районе озера найден гигантский геоглиф. Обнаружено также около сорока каменных орудий труда из кварцита. Техника обкалывания камня позволяет датировать инструменты неолитом и энеолитом (VI−III тысячелетия до н. э.). Исследователи склоняются всё же к медно-каменному веку (IV−III тысячелетия до н. э.). Отмечается, что в то время на Южном Урале практически не было лесов (они появились только 2 500 лет назад), поэтому фигуру было легко построить и потом рассмотреть с соседнего хребта, пока она не покрылась слоем почвы. 

А вот геоглифа мы и не приметили… – он весь под травой.

Обратный спуск был ознаменован несколькими завалами пелетона. Начало маршрута на гору сделано из деревянных досок, которые после дождя были удивительно мокрыми и скользкими.

леса Урала

Встали на ночёвку у платины на озере. После дождей оно стало мутным, а дно было каменистым. Долго промучились с разведением костра (весь сушняк был выметен из леса, а остальное жутко сырое). Затем зарядил дождь, но мы, довольные сегодня собой, уже расположились под тентом на ужин.

Ах кстати – это был день днёвки).

в озере Зюраткуль

 

 

 

 

 

Трек с куском “въезда” к вершине Зюраткуль без рюкзаков.

02

 

12 августа. По рекам-дорогам и лужам-озёрам.
 Автор: Buldozer 
Нитка маршрута  озеро Зюраткуль – кордон “Шаровский” – хр.Мал.Москаль (пер.785м) – д.Сибирка – ледяной фонтан – кордон “Утрёх вершин” 
 Погода  +16+18, дождь, туман, пасмурно
 Дистанция, км   35 (15км г\д и бездорожья, броды, наведённая переправа, далее гравийка)
 Набор высот/спуск, м   485/588
Высота стоянки, м  631

Дождь, который лил весь день, отложил наш подъём на час. Выезд чуть припозднился, но всё же состоялся, да и при том с долей оптимизма помятуя о красивой табличке указывающие километраж до разных мест на предстоящей нам дороге.

С добрым утром! или дорога на хр. Москаль

Улыбка исчезла стала шире после первого же поворотом. Ибо он тут же похоронил все надежды на сухие ноги в этот день: перед нами было грязевое месиво. Но это был не последний сюрприз. Далее пошла каменистая дорога, с периодически вымытыми шпалами, по которой сверху на нас стремился поток воды. Глубина сего потока варьировалась вплоть до колена. Татьяна первая подала пример нашим несколько растерявшимся лицам бойко шагнув в стремительный и не шибко горячий поток. Сей брод длился порядка 6-8 км. Ах да, вдовесок пошёл дождь (будто воды было маловато)). Но коллектив воспринял препятствие стойко, и по дороге даже собирали из-под воды грибы. Кордон Шаровский на хребте Малый Москаль, где нам должны были сделать пропуск в заповедник Зюраткуль, оказался полным абандоном…

дорогами…с водопадами

Ну а что дальше? Была лесная дорога с неплохим покрытием гравием… с

малый брод

лужами по ось, а иногда и полное колесо, спуск с хребта по водопадам, а не дороге; броды, броды и куча калины, брусники и малины. Проехав так километров 15  и уже почти достигнув езжей дороги на д.Сибирка мы упёрлись в бурлящий поток речки Малая Сатка. Мост был как бы на месте, но разлившаяся после дождей река просто промыла саму дорогу рядом с ним. Обвязавшись верёвкой для страховки я двинулся в пучину мутных вод. дно было каменистым,а булыжники от наступания на них тут же

…большой

переворачивались и уплывали по течению. Пройти всю ширину разлива мне не удалось со страховкой: на середине я забрал верёвку и дальше прошёл на свой страх и риск. Осознание того, что в таких условиях перенос техники и скарба – непозволительный риск, заставило быстро соображать о наведение переправы. Верёвка была прокинута в самом узком месте промыва и по ней успешно перекинули велы и рюкзаки. Далее с поочерёдной страховкой был переведён через реку и личный состав. Обмытие самогончиком (разумеется для профилактики) первой наведённой самостоятельно переправы существенно подняло моральный дух.

рюкзаки вброд

По трассе (ну тут грунтовка конечно) мы долетели до д. Сибирка, где подзатарились и взяли таки пропуска в заповедник (в котором ехали к слову уже 2 дня). Далее по слегка ухудшившейся дороге мы добрались до артезианского фонтана. Он очень красив зимой – так как при минусовой температуре создаёт красивейшие скульптуры, а летом и в дождь – просто очередная сырость… Дальше добрались до кордона “Утрёх вершин”, где на удивление были люди, гостевые домики, банька. Мы встали с палатками и успели до ужина сходить отогреться в баньке!

 

 

Дорога на Сибирку

 

03

 

13 августа. Из грязи в грязи или как мы купили шерстяные носки.
 Автор: Buldozer 
Нитка маршрута  кордон “Утрёх вершин” – с.Тюрлюк – дорога на Александровку
 Погода  +9+14, пасмурно, морось
 Дистанция, км   ~50 (15км нормальных г\д, остальное – грязи)
 Набор высот/спуск, м   531/587
Высота стоянки, м  583

утренние лоси

опять зопа

Утром перед выездом посетили загон с лосями, погладили огромные носы этих рогатых))). Дорога дальше

курумники

оказалась опять-таки практически заброшенной. Она шла вверх, снова огромнейшие лужи, поваленные деревья, ручьи под ногами. НО тут был след велосипедистов! Опеять около 15 км… Но сегодня были плюсы: не было дождя, открывался шикарный вид на хребет Нургуш, мы трескали ягоды, собирали огромные подосиновики, посещали курумники (развалы камней), а лужи воспринимались как должное…

маленький бонус

Перед выездом на дорогу к Тюрлюку нас ждал грязевой спуск в

Ка-Ше-Ца

глинистое месиво. Тут видимо ездили грузовики и развезли такую кашу, что Танюшка умудрилась потерять кросовки, которые засосало…. Откопали мы их уже на глубине полу метра…)

Немного отмывшись после грязевых ванн в реке Камагаза мы с большим удовольствием полетели по грунтовке на Тюрлюк.

Посёлок встретил нас промозглым ветром с дождём, размокшей центральной улицей и советом местных: “-Возвращайтесь вы в свою Москву, а то тут замёрзните… совсем”. То ли вняв местному совету, то ли задолбавшись ездить с сырыми и холодными ногами, народ пошёл закупаться шерстяными носками в соседнем магазе)).

носочки мои носочки

Далее путь лежал к деревни Александровка – опять “тупиковый”. Начало вдохновляло, но быстро перешло в большие лужи, жижку и т.п. Уже вечерело, график не выполнялся который день, ехать надо было прилично, хребты скрылись из виду в ливневых облаках… народ стал приунывать. Нам попался местный мост сколоченный буквально из пары гнилушек, за которым торчал поломавшийся трактор. Замечание, что даже такая техника здесь не выдерживает, а мы всё ещё живы и крутим, слегка приободрил народ). Тут и дорожка перешла во вполне езжую (по крайней мере без жижы). Лужи красиво объезжались по внешним радиусам так, что в зеркало заднего вида я видел будто фигуристов, изящно выписывающих восьмёрки, причём каждый на свой лад).

На ночёвку встали на красивом берегу реки Юрузань, а натянутый по обычаю тент так и не пригодился.

начало дороги от Тюрлюка

Отстаём на 20 км от графика…

04

 

 

14 августа. Чего стоит … на асфальт выехать.
 Автор: Buldozer 
Нитка маршрута  дорога на Александровку – Александровка – по бывшей узкоколейке – ст.Юрузань – хр.Бакты (пер.832м) – с.Верхнеаршанский – с.Терлянский
 Погода  +20+25, солнечно
 Дистанция, км  ~ 70 (25км бездорожья, далее г\д; броды)
 Набор высот/спуск, м   416/489
Высота стоянки, м  540

мост!

Первая ночь без дождя, но горы в облаках, соответственно оделись по полной (с шерстяными носками). Но природа смилостивилась и в процессе сборов выглянуло солнце. На маршрут вышли в майках и шортах).

Александровка

Добрались до деревни староверов – Александровки. Оказалось, что убогая дорога, отсутствие мостов здесь не сильно замечают – строятся новые типовые дома. Особо останавливаться здесь мы не планировали и почесали далее.

волк и беспечный Кучин

На дороге за деревней к нам вышел волк, который потихоньку подошёл, обнюхал и прошёл мимо…

Дорога в Башкирию

А дальше мы ехали лугами и пролесками поднимаясь вверх по долине меж двух

дорога кончилась…опять

горных хребтов, но предательская дорога после границы с Башкирией опять кончилась… Нам достался лишь протоптанный каким-то джипом трек, полностью совпадающий с запланированным. Ну что ж – вперёд! Протоптанный кем-то упорным трек нам облегчал ориентирование и прохождение, а вот дорога, некогда бывшая здесь напоминала лишь на нескольких переправах вброд (опять мокрые ноги) останками мостов. Ну что ж, десяток геморойных километров и мы вылезли на

депо Юрюзань

насыпь старой узкоколейной ж\д. Эта дорога строилась ещё в царские времена и эксплуатировалась до 70-х годов XXвека, являлась самой длинной узкоколейкой в нашей стране. По ней обеспечивались местные деревообрабатывающие предприятия. Сейчас полностью разобрана: осталась насыпь, ферма моста, остатки депо Юрюзань.

это норма!

Изучив руины станции и депо, пособирав грибов, мы с удовольствием погнали вверх к перевалу по шикарной колее на ж\д насыпи. Подъём был плавный и приятный. По дороге останавливались собирать грибы: в одном месте окучили целую поляну лисичек!

Перевал хребта Бакты был взят с лёгкостью! Красоты скал пролетали мимо нас а по другую сторону сквозь ели и сосны проступал вид долины, оставшейся внизу…

скалы на перевале

На перевале мы открыли (и закрыли за собой) шлагбаум и покинул Южно-Уральский заповедник, в который вошли после Александровки. Дорога с перевала была ещё лучше и мы быстро долетели до д. Верхне Аршанский, где нам на встречу выехал “козлик”. Оказалось, что это сотрудники заповедника “который посещать никак нельзя”. Припроводили они нас в

довольные дорогой

контору, где получили в обмен на оформленный порядком проход 1400р. Старшим егерем там был колоритный дед, который с важностью показывал мне законы, которые мы нарушили, выписывал квитанцию сидя за древним деревянным столом.

со старшим егерем

На стенах конторы карты и пожелтевшие репродукции живности заповедника. Затем он рассказывал нам об истории здешних мест, как зеки здесь рубили лес, как делали древесный уголь, как его предок строил дорогу…. На просьбу сфотографироваться показалось, что он только этого и ждал: он скинул потёртую телогрейку и как пружинка выпрямился – блистая чистейшим мундиром егеря с блестящими пуговками и знаками отличия! Вообщем мы даже и не расстроились от потерянных средств и времени.

Далее мы полетели вниз по насыпи к большому селу Терлянский. Стремительный спуск по редким лужам и с уставшими грязными лицами мы уже внизу. Посёлок добротный сибирский: с плотиной, старой фабрикой, сельсоветом. Всюду снуёт живность, люди….

 

Терлянский

Ночевать мы остановились за посёлком на крутом берегу реки Белая (та что “поведи крылом”) прямо в сухом сосновом бору! Напились по такому случаю изрядно, а опустившаяся ночь высветила на небосклоне россыпь звёзд, впервые увиденных на Южном Урале нами.

ночное небо Южного Урала

Трек писался после Александровки05bis

 

 

15 августа. Асфальт в лучах Солнца.
 Автор: Buldozer 
Нитка маршрута  с.Терлянский – Белорецк – Р316 – д.Узун
 Погода  +20+25, солнечно, небольшая облачность
 Дистанция, км  ~ 86 (асфальт)
 Набор высот/спуск, м   779/846
Высота стоянки, м  463

перед рассветом на Белой

86 километров халявы или как-то так!

Неторопливый подъём в тёплых лучах солнца, развеивающих ночной туман, – что может быть приятней?

Твердышев

Мы выбрались на асфальт и под лучами тепла покатили к Белорецку. После всех дождей, холода и бездорожья – это была сказка! Километры к Белорецку, не смотря на неплохой подъём, пролетели незаметно. На солнечной площади города местный неравнодушный сильно удивился нашим рассказам о дождях и грязи, с уверенностью заявил, что здесь таких безобразий не бывало! Порадовавшись, но до конца не веря, мы подкрепились и покатили дальше.

Мост напротив проходной БМК

Остановились у белорецкого металлургического комбината. Здесь памятник основателю города и производства – Твердышеву, плотина, кованный мост, бурлящие потоки реки Белой и проходная предприятия… Так и представлялось, как в далёкие времена сильный, уверенный человек привёл в эту лесную глушь людей, как им было не просто, но труд оживил леса, сотряс горы… Близкая аналогия этих мест описана, как мне показалось, у Шишкова в “Угрюм реке”.

Далее мы пересекли трассу и направились дальше в Уралские хребты – в башкирскую глубинку. Дорога немного игралась вверх и вниз, мимо пролетали опрятные деревеньки со своими особенностями архитектуры, с бабушками на завалинке порой в самобытных нарядах, всякая сельская живность, речки, запруды – ляпота!

К исходу дня мы добрались до дервеньки Узун, на пруду у которой и расположились ночевать. Говорят именно здесь снимались многие сюжеты советских фильмов о Сибири. Ну а мы до захода солнышка успели покупать и приготовить вкусный шашлык! Не смотря на пройденные 86 км нам хватало силы и мы радовались окончанию водной части маршрута…. кто ж знал, что нам ещё предстоит….

Башкирские просторы

 

06

16 августа. Башкирскими деревнями.

 Автор: Soleil
Нитка маршрута  д.Узун – д.Байназар
 Погода  +22+30, солнечно
 Дистанция, км  ~ 67 (асфальт)
 Набор высот/спуск, м   1032/1129
Высота стоянки, м  348

Утро. Легкий туман обволакивал пространство вокруг нас. Легкая прохлада не дает сразу вылезти из палатки. Возгласы “подъем!”  дают пробудить совесть и встать. Хотя ночь и не была спокойной. Толи на этом берегу, толи на том были великая деревенская дискотека. Я все ожидала, что вот-вот кто-то к нам придет с целью познакомится. Но нет – всё прошло без эксцессов.

Сборы прошли достаточно быстро, туман начинал развеиваться. На сегодня по плану около 70 км. Мы конечно в курсе были, что едем на юг. Но вот чтоб юг так скоро ощутился…. Было ужасно жарко. Палящее солнце просто выжигало в нас всю влагу. Наша «кардиограмма » движения была наполнена зубцами. И последующий зубец был сложнее предыдущего. Асфальт, конечно, нам помогал сегодня… но вот погода. Вода была для нас единственным источником охладиться.. Но и то уже к середине дня живительная влага в бутылке была температуры воздуха. Частые передышки еще больше отнимали сил. Но башкирские виды нас подбадривали. Домики, аккуратно стоящие коровы, которые на заливных лугах  паслись.

Белая в Байназаре

Когда увидели наш пункт назначения – село Байназар – вид магазина дал нам дополнительные силы и мы ринулись туда. Из нас всех только Андрей тянулся к прекрасному. Остальные хотели просто «хлеба». На зрелища мы не были готовы.  Не изменяя себе, мы опять встали на берегу реки Белой. С одной стороны была скальная стена, с другой – река. В этом месте образовался островок. Конечно у нас была идея туда пройти, но силы не те, да и тут вид был шикарный. Зеленая травка. Огромное количество уток  и гусей, костровище. Готовые дрова. Водичка прохладная. Сил у Темы не осталось. Он просто постелил пенку и заснул. Мелкие пернатые собратья пытались окружить и пощипать его. Но сон богатыря чуток и он чувствуя опасность просыпался и отгонял гусей. К нам подошел местый житель, Алтынбаев, как он “приставися”, и сообщил, что это частная территория и за нее нужно платить. Все проживание на сутки стоило 150р. + обязательный бонус: рассказ о его жизни + рассказ о башкирском народе +  отпить пива из наших «кубков». Как известно,  на тюркский народ «огненная вода» оказывает молнеиносное действие и тюбетейку со своей головы он отдал нам. И , конечно, подписал. Через час где-то он ушел. Мы поставили палатки, приготовили жареные грибы и тут..тададам  Алтынбаев вернулся и привез удочки и сеть. Наша команда уже изрядно тоже была на веселее. Была попытка поставить сеть, но навернувшись в речке был сделан вывод:  “Рыбы здесь нет”, успокоились.

Смотреть панораму с моста через р.Белую в д.Байназар

заводчица хозяйства

07

 

17 августа. С асфальта на булыжники.
 Автор: Soleil
Нитка маршрута   д.Байназар – Капова пещера 
 Погода  +21+25+28, солнечно
 Дистанция, км  ~ 63 (асфальт, 25км жёсткая гравийка )
 Набор высот/спуск, м  ~1000/1100
Высота стоянки, м  280

А разбудил нас Алтынбаев в 6 утра. Никто из нас еще не вышел из палатки и Алтынбаев настойчиво просил выйти из хором. Андрей принял удар на себя и появился на свежем воздухе.  Посмотрев многозначительно на небо, он сообщил что будет дождь.

Первый утренний подъём

гравийка

Выехали на маршрут мы в 9.40 Подъемы были суровее. Первый подъем сразу красивой петлёй из речной долины. Большая часть дневного пути пролегала по асфальту, но за 25 км до пункта назначения новенький асфальт перешёл в жёсткую гравийку. Подъёмы казались неподъёмными… Приходилось тащиться с велами вверх потея под раскалённым солнцем, покрываясь густой пылью от проезжавших мимо машин. Мимо нас тяжело и натужно

на “подходе” к Каповой

пропылил нагруженный камаз. Но на горке мы его нагнали – он закипел… Опять не выдерживали машины… а мы тянули дальше. На спусках руки впиявливались в руль, который вырывало от биения по камням. Даже вниз приходилось держать небольшую скорость. До Каповой пещеры добрались к 16 часам, некоторые, казалось, из последних сил.

Справка:

Ка́пова пеще́ра (также Шульга́н-Таш, башк. Шүлгәнташ) — карстовая пещера на территории Бурзянского районареспублики Башкортостан, РФ. Находится на реке Белой в заповеднике «Шульган-Таш». Пещера наиболее известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита.

вход в пещеру

Соскочив с коней мы поспешили в пещеру. За пол часа экскурсии нам попытались что-то поведать. Пещера имеет огромны свод. У входа – неприметная, но огороженная, лужица. К нашему удивлению – это и был тот знаменитый бездонный колодец, в котором по преданию погиб Шульганташ – злой бог, против которого сражался Урал-батыр. К слову сказать – это сифон подземной реки, которую много раз пробовали пройти, но дна так и не достигли.

зверушки

Последняя достигнутая отметка – что-то около 80 метров вниз… дальше не был никто. Так что пока легенда выполняется). Внутри пещеры на стенах изображения мамонтов, лошадей и различные геометрические фигуры (массовых бредовых теорий что они означают – хоть отбавляй) – всё выполнено красной охрой. Но засада в том, что это всего лишь копии оригинальных рисунков, которые во множестве находятся в глубинах пещеры. Но вход туда официально “по соображениям безопасности рисунков” не разрешается. А что там изображено на самом деле – загадка…

Чушки, которые сплавляли раньше по белой. По центру – якорь-правило плота

Вообщем погуляли мы, покупались в Белой, поглядели на выловленные чугунные чушки, которые ранее сплавляли по реке…

На обратном пути день трезвости (ранее планировавшийся) был отменён по причине наличия медовухи, которая потекла по усам и в рот попадала. Чай с блины Танечку порадовал. Не смотря на жёсткую экономию Кучина мы всё же пошли в кафе устроить праздник желудка: суп, второе, блины и пироги – поели от души.

Вечерние возлияния медовухи на берегу реки сопровождались гитарными песнопениями. Один из самых насыщенных и сложных дней заканчивался….

Начало трека не сразу.
08bis

 

18 августа. Прощаясь с рекой Белой или вверх на хребет.
 Автор: Buldozer и Soleil
Нитка маршрута   Капова пещера – д.Кутаново – д.Кызлар-Бирган 
 Погода  +25+32, солнечно аж пипец
 Дистанция, км  59 (г/д)
 Набор высот/спуск, м  1381/1085
Высота стоянки, м  530

Утром проснулись не в самом лучшем настрое: ночью приходилось ходить успокаивать разгулявшихся башкир. Хотелось отдыха, но всеобщая тревога по поводу возможных дальнейших сложностей пути толкала вперёд.

Выехали по той же жёсткой гравийке. Вскоре над головой замоячило жаркое южное солнце. первые подъёмы, первый пот. Знаете по какой стороне дороги ехать на велосипеде в таких условиях? Правильный ответ: – по той, где ещё есть тенёк от деревьев!

В одном месте остановились, что бы спуститься в каньон Белой, искупаться, передохнУть.

Смотреть сферическую панораму внизу каньона реки Белой

Далее ехать было не прохладней, но уже как-то втягивались… Дорога здесь становилось поутрамбованней что ли и можно было находить участки для езды с минимальной тряской.

дороги

наконец мы подъехали к последнему нашему переезду через реку Белая – тут она утекала в Европу на запад, а наш путь лежал дальше по Уралу к южным степям… Прощание оказалось шикарным – потрясающий вид с холма на деревеньку Кутаново и окрестности в сфере:

Смотреть сферическую панораму на р.Белую у деревни Кутаново

В деревеньке перекусили, искупались пережидая полуденный зной. Пообщались с местными гопниками, которые отжали у нас пирожок с капустой, баночки из-под ёгурта и хотели было пиво, но Пахан больше глотка им не дал) – мужик!

тяжкая тысяча

А дальше пошёл изматывающий подъём “с галочкой” суммарно на более чем километр! Казалось ему не будет конца, а солнце тем временем клонилось к закату… вода заканчивалась. А надо было проехать ещё около 18 км. Тут дорога разделилась: направо – на окончание мучений и спуск с гор и налево.. прямо по уральскому хребту – конечно это был наш путь! И тут измотанным путникам улыбнулась судьба: дорога стала шикарной: она шла по гладким скальным площадкам хребта. Мы полетели с неимоверной скоростью и желанием успеть до заката. Менее чем за час мы добрались до Кызлар-Биргана. За все 18 км не было ни одного ручья – ехали ведь по хребту, а дальше дорога такая же. Было принято решение вставать у деревни на пруду (единственном источнике воды).

Договорённость с местным уженетрезвым хозяином была достигнута и мы расквартировались. От стакана водки я отказался…

стоянка в деревне

Вечером наблюдали как деревенские гоняли по озеру домашнюю птицу в попытках согнать их в одну кучу. Молодёжные гопвыпивалы с любопытством осматривали нас… А потом в подвыпитье ночью прокатывались рядом с палатками на полном ходу. Некоторые предлагали переехать палатки для интереса, но что-то их останавливало… Вообщем деревня как деревня – спали мы хреново.

09

 

19 августа. Хребтами Южного Урала.
 Автор: Buldozer 
Нитка маршрута    д.Кызлар-Бирган – с.Кананикольское – д.Ивано-Кувалат – дорога на Зилаир 
 Погода  +25+30, солнечно
 Дистанция, км  83 (г/д)
 Набор высот/спуск, м  1197/1175
Высота стоянки, м  551

Подыматься было тяжело, опять не дали выспаться. Но унести себя живым очень хотелось). Алкаш отжал соточку и мы после быстрого завтрака часов в 7 утра уже отчалили.

и такая красота весь день!

делаю пюре

Утренняя шустрая езда по хребту доставляла удовольствие. Негатив уходил. Подъёмов не было. Чистая голова, дорога и ты. Скорость – 25км\ч. Какое же это блаженство! Не знаю как это объяснить, но для меня это был день отдыха не смотря на пройденные 83 км и жару! Тут даже писать нечего: ехали и ехали. Обедали. Ехали. Встали у мелкого ручья вдали от деревень, в заводях помылись даже и шикарно выспались!

10

 

20 августа. В глушь русской Башкирии.
 Автор: Soleil
Нитка маршрута     дорога на Зилаир – д.Анновка – д.Васильевка – д.Крымская (Благовещенский) – дорога к р.Сакмара
 Погода  +28+35, солнечно
 Дистанция, км  71 (г/д, 5км асфальт)
 Набор высот/спуск, м  1009/1173
Высота стоянки, м  358

Болотце, шкура кабана рядом… Мы уже не спим в деревнях, а около них.

пыльный старт

Первая часть дороги была хорошая и привела нас к городу Зилаир (как давно мы не видели столько людей!).

Заправка продовольствием и обратно с асфальта на гравий и вверх и в глушь).

Трек начал подводить, приходилось импровизировать и искать наиболее наезжанные объезды. Это привело нас на обеденный привал в деревньку Васильевка. Привал был около родника. Перекусили и нас разморило – около двух часов отдали Морфею.

Дальше дороги по треку опять не было… с пол часа потерянного времени в поисках и далее по тракторной вездеходке куда-то вверх пешком… Выбрались на место деревни Благовещенская (Крым) – ни одного дома. Стоит гранитная плита с надписью “Здесь жили и трудились хорошие люди до 2001г.”.

семейство отшельников

Проезжая приметили у леска людей, остановились. Оказалось это молодая семья с маленько дочкой. Они разохотились искать счастье в обыденной жизни горожан (оба из Казани) и решились уехать в глубинку с целью создания новой деревни с нуля. Живут всё лето в палатке на природе. обзавелись козами, ловят рыбу в запруде… В планах было строить дома, но пока их никто не поддержал (должно было приехать 18 семей) и пока они одни. Зимовать собираются пока в соседней Васильевке.

по полям

Далее немного поплутав по полям мы выскочили на дорогу и доехали до д. Ашкадарово. Местрная башкирка подсказала нам далее короткую дорогу, что сократило нам путь на десяток километров (со всеми приключениями опять не успевали к закату). Надо сказать на всём пути местные жители очень точно и правдиво подсказывали дорогу. что большая редкость!

сказочная лощина

Так по её совету мы не попёрлись в круч и объезд, а после д. кадырша свернули сразу на Ашкадарово по шикарной грунтовке вдоль ручья Бирмасбаш. Красивый каменистый ручей ,протекающий меж хребтов со скальными выходами. Вдоль него растут раскидистые деревья вроде орешника. На одной из уютных полянок подальше от деревень мы и остановились. Через пол часа уже румянился шашлык, личный состав в ванночках ручья проходил помывку… наверное это была самая комфортная и приятная стоянка!

11

 

21 августа.В броды? с удовольствием!
 Автор: Buldozer 
Нитка маршрута   дорога к р.Сакмара – вдоль р.Сакмара бродами – с.Большое Чураево 
Погода  +30+38, переменная облачность
 Дистанция, км  63 (г/д)
 Набор высот/спуск, м  695/813
Высота стоянки, м  232

ты меня уважаешь? или помытая голова

Дорога сегодняшнего дня должна была нас выводить к цивилизации. Для ускорения сего процесса было решено ехать не дорогой, а заранее просмотренным путём вдоль река Сакмара по деревенским наезжанным дорогам через множество бродов.

сначала чуть вверх

Погода была вполне комфортной +38, но при этом сплошная облачность. Броды давались легко. Рельеф местности снижался, плавно переходил в высокие холмы покрытые высохшей жёлтой травой и всяческими колючками. Деревья уже становились редкостью и наблюдались вдоль рек и ручьёв.

После очередного брода мы остановились на обед.

бродами

Купались, наблюдали как беззаботно деревенские детишки плещутся в речке, мимо тоже вброд пробирались нагруженные скошенным сеном трактора….

перекус-белорус

К сожалению некоторых от речки пришлось в итоге выбираться вверх по крутой подзаброшенной дороге. Зато на вершине открылся шикарный вид… мы въезжали в Оренбуржья, покидая южные пределы Башкирии:

Смотреть сферическую панораму с границы Башкирии и Оренбуржья

Дальше были пожухшие холмы, иногда выгоревшие холмы.

в Оренбуржье!

Видать местной детской забавой, как у нас по весне, здесь является палить траву уже летом.

На ночёвку встали на берегу Сакмары, купались в речке. Забавные местные рыбы делали бесплатный пилинг, как только ты заходил в воду).

 

 

 

Тропами Оренбуржья

12

 

22 августа. Последний бой – он трудны (но, конечно, не самый).
 Автор: Buldozer 
Нитка маршрута   с.Большое Чураево – ж/д ст. Кувандык
 Погода  +25,облачно
 Дистанция, км  34 (22 г/д, далее асфальт)
 Набор высот/спуск, м  413/428
Высота стоянки, м  226

Что бы не терять времени и успеть посмотреть Оренбург надо было успеть на обеденную электричку в Кувандык.

рассвет в дороге

Трезво оценив расстояние и состояние местных дорог (а с конца вчерашнего дня нас стала преследовать тёрка) мы встали до рассвета и покатили. По дороге встретили рассвет, оставили все зубы на тёрке, но к собаке успели!

по зубодробилке

В Оренбурге мы поекатили к центральной пешеходной улице, посетили краеведческий музей и ушли гулять пешком. Переплыли из Азии в Европу и обратно по реке Урал. Вкусно покушали в местном заведении. А по возвращении к велам обнаружили записку.

Оренбург. Мост из Азии в Европу

с Владимиром на стоянке под городом

Оказывается нас уже искала местная журналистка, которую заинтересовали наши походные

Поход окончен. Завтра назад в Европу

велы и она решила нас допросить с пристрастием, но не дождалась. Павлик быстро сунул записку с номером телефона к себе в карман, категорически заявив, что это его добыча))). Надо сказать велодвижение в Оренбурге развито широко: много велосипедистов по городу, да и нас не раз останавливали распросить кто мы и откуда. Так нам попался они велолюбитель, который нам много чего интересного рассказал и проводил даже до хорошенького тихого места ночёвки на европейской части города, где мы и шикарно выспались.

13

 

23 августа. В лучах славы!)
 Автор: Buldozer 

с местной прессой)

Сей день мы провели в поездках по Оренбургу. Нас встретила та самая девушка-журналистка, которая распрашивала нас обо всём на свете, рассказывала о местности и всяком прочем, гостеприимно повозила по городу.
День мы окончили в аэропорту Оренбурга, так как рейс наш был ранний и становиться на ночёвку смысла не было. А утром успешно улетели домой.
Заключение.
В заключение хочу поблагодарить всех моих стойких бойцов, которые сдюжили все эти трудности нашего самого сложного маршрута! Без вашей решимости и силы-воли ничего бы не получилось!
Вцелом на сложность маршрута существенно повлияли погодные условия. И ходить без днёвок – как-то не фен-шуй. Зато мы на 100% выполнили весь задуманный маршрут не смотря на все злоключения.
Насчёт поломок: уникальный случай – даже ни одного прокола! Но по приезду поменял пол велосипеда – всё держалось уже на соплях)).