Третьи столицы

Или впечатления от поездки в Нижний Новгород и Казань.

Время проведения 03-10.03.2012
Участники Андрей Buldozer Дмитриевич, Татьяна Soleil Валерьевна
Место проведения Нижегородская область, республика Татарстан
Активность Познавательная

Мысль поехать куда-нибудь на годовщину свадьбы витала давно, но как-то не могла оформиться в что-то определённое. Выяснив, что благодаря празднику 8 марта можно умотать на 8 дней, взяв только 3 в счёт отпуска, мы поняли, что надо срочно придумывать план. Вот мы и решили захватить сразу 2 крупных города с богатейшей историей, спорящих за право называться третьей столицей России.

Фото здесь, отчёт с панорамами далее…
Внимание! Панорамы с чёрной окантовкой кликабельны и переводят в полноэкранный просмотр! Жмите!
Изначально хотели опробовать новое чудо техники – скоростной поезд «Сапсан», но из расписания выяснилось, что он «заточен» под деловых людей (уходит после работы или до). Так что мы сели в ночной поезд в пятницу и в 6-02 уже были на морозном воздухе Московского вокзала в Нижнем Новгороде.

 

Нижний Новгород

Квартирка, забронированная нами, оказалась совсем рядом и мы очутились у неё через 10 минут сильно удивив тем арендодателя))).  Немного отоспавшись мы пошли бродить по городу.
Площадь Ленина
В эти выходные должны были состояться выборы Путина, вот и жители Нижнего не остались безучастными к сему событию.

Мы остановились в нижней части города на так называемой «ярмарочной стороне». Такое название является историческим. Дело в том, что в XIX веке именно здесь была крупнейшая в Российской Империи Нижегородская ярмарка.

Справка

Нижегородская ярмарка — крупнейшая ярмарка в России (18171917, 19211929). Один из всероссийских центров оптовой и розничной торговли. Расположена в нижней части Нижнего Новгорода. Центральной частью ярмарки был сооруженный Бетанкуром гостиный двор, состоящий из 60 отдельных корпусов, с 2530 лавками. Подковообразный обводной канал 100-метровой ширины с трёх строн окружал центральную часть архитектурного ансамбля. Уникальное гидротехническое сооружение, получившее имя Бетанкуровского канала, соединялось с Мещерским озером и Пырским каналом. По масштабу комплекс был сравним с гидротехическими сооружениями Царского Села и Петергофа. В настоящее время от канала и системы мостов ничего не осталось. Особое внимание привлекал уникальный для того времени плашкоутный (наплавной) мост через Оку. Имея 510 метров в длину, он являлся самым длинным наплавным мостом того времени. Искусственный полуостров венчал величественный пятиглавый Спасский (Староярмарочный) собор — одно из немногих зданий, сохранившихся до XXI века. Впервые для российских ярмарок того времени на территории были разработаны санитарно-технические сооружения — подземная сводчатая канализация.

 

К сожалению, после прихода власти большевиков (за исключением НЭПа) от ярмарки почти ничего не осталось. До наших дней сохранился Главный ярмарочный дом, Спасский староярмарочный собор (1822года), ну и к более поздним относится жёлтый храм на стрелке слияния Волги и Оки. В остальном район кардинально перестроен, хотя кое-где в силуэтах автомастерских, складов и прочих построек ещё угадывается старинная архитектура.

Через Оку в черте города переброшено 4 моста. По Канавинскому мы решили прогуляться пешком. Ока была вся покрыта снегом, на котором было заметно множество чёрных точек – любителей подлёдной рыбалки. Только вдали, где сливаются воды Оки и Воли просматривались полыньи открытой воды. Надо сказать, что посреди Оки есть остров. Он часто меняет свои очертания, затапливается, поэтому на нём ничего не строят. Возникла мысль – обязательно посетить его, пробравшись по льду! Но Танюшка как-то не разделяла моего оптимизма (ну да это дело наживное, подумал я, и решил отложить поход).

Мы пошли гулять по исторической части города и изучать достопримечательности.

 

Справка

Нижегоро́дский кремль — крепость в Нижнем Новгороде, исторический центр города, каменный пояс, охватывающий вершину гористого мыса и уступами лежащий на волжских склонах. Основные работы по сооружению кремля осуществлялись под руководством присланного из Москвы архитектора Пьетро Франческо (Пётр Фрязин). Разрушению старых оборонительных сооружений — дубовых стен — способствовал огромный пожар 1513 года.

 

Двухкилометровая стена подкреплялась 13 башнями (одна из них — Зачатская — у берега Волги, не сохранилась). «Каменный город» имел постоянный гарнизон и солидное артиллерийское вооружение. Новая волжская крепость создавалась Московским государством как основной опорный пункт против Казанского ханства и за свою ратную службу выдержала многократные осады и приступы (в 1521, 1536 и 1574 годах). И ни разу за всё это время враг не смог овладеть ею.

С падением Казани Нижегородский кремль утратил своё военное значение, и в дальнейшем в нём размещались органы власти города, княжества и губернии.

Большая Покровская — улица в Нижегородском районе Нижнего Новгорода; соединяет площадь Минина и Пожарского с площадью Лядова. Одна из самых старинных улиц Нижнего Новгорода и до 1917 года считалась дворянской; оформилась как главная улица города к концу XVIII века. Названа по стоявшей на ней церкви Покрова Пресвятой Богородицы (на месте дома 30А — ныне Первой булочной). Протяжённость улицы 2232 метра, из которых 1236 метров составляет пешеходная часть, закрытая для движения автотранспорта

 Архитектура города органично сочетает в себе архаичные черты и современные сооружения. И если самый центр – это старинные особняки, то подальше можно увидеть и деревянную застройку XIX века. Хороший пример улица Белинского, с одной стороны которой деревянные избушки с красивыми наличниками (причём часто в приличном состоянии), а с другой новые опрятные невысокие монолитно-керпичные дома.

В городе достаточное количество современных торгово-развлекательных и деловых центров из стекла и бетона. При этом они не смотрятся вычурно, а плавно впичываются в общую архитектуру.

Несколько слов об общественном транспорте города. Стоимость – 12р. (автобусы, трамваи, троллейбусы), маршруток-15р. Ходит всё в большом количестве и часто. За время стоянки у остановки можно увидеть как подъезжают несколько автобусов сразу. В качестве маршруток по всему городу шустро снуют ПАЗики. Метро пока находится только в нижней части города, но уже построен метромост и активно строится станция Горьковская, которая станет первой на высоком берегу. С 2012 года единственную ветку нижегородского метро разделили на 2 с перспективой создания третей. Поезда ходят с интервалом от 5 минут. Станции низкого залегания. Освещены только центральные галереи, а боковые погружены в полумрак. Воздух сырой, как в погребе (наверно неважно отлажена вентиляция). Народу немного.

Ну а мы решили освоить новый вид транспорта: канатную дорогу!

Справка

Нижегородская канатная дорога — канатная переправа через Волгу, между Нижним Новгородом и Бором.

Основное назначение — обеспечить альтернативный вид пассажирских перевозок в дополнение к речному такси, электропоездам и автобусам. Ожидается, что энергозатраты будут в 5 раз меньше, чем при использовании автомобильного транспорта, а себестоимость будет на уровне перевозок железнодорожным транспортом.

Строительно-монтажные работы начались 20 января 2010 года. Запуск дороги в рабочем режиме состоялся 9 февраля 2012 года.

Тип канатной дороги — MULTIX GD8. Пропускная способность  — около 500 пассажиров в час.

Длина дороги составляет 3661 метров при перепаде высот в 57 метров, число опор — 10. Под вокзалы и опоры было выделено 31,8 га в Нижегородском районе Нижнего Новгорода и 29,6 га в Борском районе Нижегородской области.

На первом этапе предусмотрено использование 28 восьмиместных вагонов, на втором этапе — 62, с увеличением пассажиропотока до 1000 в час. Расчётное время в пути — 12,5 минут, что соответствует средней скорости в 14-22 км/ч.

При открытии дороги стоимость проезда в одну сторону составляла 50 рублей, что выше чем в автобусе, но ниже, чем на речном такси. Продолжительность работы — 12..13 часов в сутки.

Утверждается, что Нижегородская канатная дорога, среди канатных дорог, используемых как общественный транспорт — самая большая по протяженности в Европе, самая высокая в Европе по высоте двух опор в 95 метров каждая, кроме того, во всем мире нет такого безопорного пролёта над водной поверхностью — в 800 метров. Уже высказаны предложения об её занесении в книгу рекордов Гиннеса.

Панорама города Бор

Побывали в музее под открытом небом «Паровозы России». Под открытым небом находятся грузовые и пассажирские паровозы, локомотивы разных лет (всего 15 экспонатов).

У каждого экспоната интересная история:
– Паровоз Ъ-9773. Построен в Санкт-Петербурге в первые месяцы 20 века. Был в эксплуатации 69 лет. В дни блокады Ленинграда использовался для формирования поездов.
– Паровоз Эу684-54. Построен в 1925 году в Луганске. Перевозил войска, продовольствие и боеприпасы во время Великой Отечественной войны в начале обороны Керчи. Когда немцы отрезали полуостров от Большой земли, красноармейцы затопили паровоз,чтобы он не достался врагам. После войны паровоз подняли, высушили, отремонтировали и вновь направили работать на железных дорогах страны. Когда паровоз выработал свой срок эксплуатации, его отправили на металлолом. Но паровоз не был уничтожен, а стал экспонатом нижегородского музея.
– Пассажирский паровоз Су253-33. Построен в Сормово – когда-то был гордостью завода, очень удачная и красивая машина. На нём в 1995 году прокатилась принцесса Диана, путешествуя в ретро-поезде из Тулы в Москву.
– Паровоз СО17-2956 вёл в 1945 году один из литерных поездов с советской делегацией на Потсдамскую конференцию.
– Паровозы серии «Э». С некоторыми изменениями локомотивы этой серии выпускались на протяжении 45 лет – с 1912 по 1957 г. Включительно. Всего было построено около 11 тысяч паровозов серии «Э». Этот единственный пример в практике мирового паровозостроения занесён в Книгу рекордов Гиннесса.
– Пассажирский паровоз серии П36-071. В локомотиве использовано все лучшее из достижений паровозостроения. Последняя серия пассажирских паровозов, выпускавшихся в СССР Коломенским заводом.

Самое прикольное, что по всем паровозом можно полазить и забраться хоть на крышу!

 

Побывали в музее Горьковского автозавода (ГАЗ). Автомобили этого завода видел каждый житель нашей страны. В экспозиции машины от знаменитой «полуторки» до последних концептов, хотя больший интерес представляют отполированные раритеты.

 

Побывали в трамвайном депо, на территории которого представлены исторические трамваи (даже ездившие ещё в XIX веке!). Организация там конечно хромает и нам только мельком удалось пофоткать их и убежать «пока не надавали». Хотя подбор экспонатов очень достойный и посещение того стоит!

 

Очень интересным стало посещение музей завода Красное Сормово. Нас встретила замечательная женщина в диалоге с которой мы изучили всю экспозицию музея, обсудили современное состояние, проблемы и перспективы. Заводу больше 150 лет! Чего на нём только не выпускали: первые речные пароходы и баржи, паровозы и танки, атомные подводные лодки и трамваи! При таком разнообразие продукции качество было на высоте. Между прочим именно в КБ Сормовского завода начал свою деятельность создатель судов на подводных крыльях и экранопланов Алексеев. Рассказывать можно долго, но лучше просто почитайте… или съездите в этот музей!

 

В целом город произвёл очень приятное впечатление. Это не застывший памятник истории, но и не подросток нигилист (в плане архитектуры). Нижний Новгород гармонично сочетает в себе культурные традиции, но и не отстаёт от веяний моды. Люди здесь и работают и могут хорошо отдохнуть. Благодаря крутому склону от верхнего города к реке, прямо в самом центре можно погонять на сноуборде. А на слияние рек прямо на льду  – множество точек любителей подлёдной рыбалки.

 

Но проведя 4 дня мы распрощались с чудным городом двух рек и сели на поезд Нижний Новгород – Казань. Через 8 часов мы уже были в столице Татарии.

 

Казань

До квартиры добирались на такси. Водитель шустро вилял, умело огибая ямы улиц. Такие колдобины уже на улице, идущей от вокзала, наводили на грустные мысли. Мы приняли квартиру, которую нам сдали аж по договору(!) и решили выспаться, отложив знакомство с городом на вторую половину дня.

Добрались до ближайшей станции метро – Козья слобода и поехали в центр. Казанское метро – самое молодое в России. Его открыли к 1000-летию Казани в 2005 году (о том, как определили возраст Казани вообще отдельная забавная тема – почитайте; сведущие люди говорят о возможном празднование 1500летие Казани ещё в этом столетии))). Но строительство набирает темп. Пока это только одна линия, с __ станциями, но уже строятся ещё несколько веток. Метрополитен оборудован всеми средствами для людей с ограниченными возможностями: лифты, пологие спуски, шипики перед ступеньками и прочее. Станции украшены слегка на восточный манер, смотрятся как новенькие, но всё в таком же полумраке как и в Нижнем. Поезда ходят с периодичностью 5-7минут, но народу много даже в будний день. Станции объявляют на русском, татарском и английском языках (готовятся к универсиаде наверно). Видимо сказывается продуманность проектировки метрополитена и то, что город вытянута вдоль Волги Куйбышевского водохранилища.

Достопримечательности Казани искать долго нет необходимости – они почти все собраны в кремле.

Каза́нский кремль (тат. Казан кирмәне, Qazan kirməne) — историческая крепость и сердце Казани. Историко-архитектурный и культурный памятник, сочетающий в своём облике мусульманские и православные, татарские и русские мотивы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года. Губернаторский дворец в кремле является резиденцией Президента Татарстана.

Казанский кремль расположен на мысу высокой терассы левого берега Волги и левого берега Казанки. Казанский кремль представляет собой комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих его многовековую историю: археологические остатки первого (XII—XIII вв.), второго (XIV—XV вв.) и третьего городищ (XV—XVI вв.); построенный из волжского известняка и кирпича кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность. Территория кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлевского холма, вытянутый с севера-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая (быв. Ивановской, по близлежащему Иоанно-Предтеченскому монастырю) и зданию Гостиного двора (ныне музей РТ). Общая площадь кремля составляет 1500 квадратных метров, окружность 1800 м. Южная стена Кремля с пятью башнями выходит на Площадь Тысячелетия — вид на Кремль с этой площади является самой распространённой «визитной карточкой» города. Кремль имеет богатую подсветку в тёмное время суток.


Помимо самого кремля интерес представляют музеи на его территории и мечеть Кул Шариф (2005 года) – новодел местных властей. По официальной версии которых строительство мечети стало восстановлением исторической справедливости, так как когда-то в кремле была мечеть. Правда забывают упомянуть, что кремля нынешнего тогда не было))). Мечеть красивая и торжественная, правда и отношение к ней скорее как к достопримечательности, а не как к храму. Поток экскурсий на порядки превышает единицы поломников. Ну а свадебная фотосессия, замеченная нами, вообще вряд ли прописана в ритуалах…

Музей естественной истории сделан интерактивным и очень обширным. Очень много свалено в кучу из-за чего некоторые темы охвачены поверхностно, другие напротив – широко освещены. Но в целом осталось приятное впечатление.

Музей истории Татарстана по сути представлен аж в трёх музеях. Но много интересного можно было подчерпнуть, особенно из государственного музея республики Татарстан. Интересно было узнать об истории Булгарского государства. Нашли даже таблички с булгарским руническим письмом, которое, говорят, до сих пор не расшифровано. Особенно (для меня) большой интерес представляли просверленные трубчатым сверлом камешки, относимые к какому-то там тысячелетию до н.э. Их беззаботное соседство с грубыми каменными скребками установленных культур конца 1-го тысячелетия до н.э. просто умиляло!

Ещё из увиденного – скромный дом министерства сельского хозяйства республики. Чтоб каждому такие урожаи однако! Ну и домики рядом, тоже богатством сильно не блещут, разве только что титаны, ростом в 2 этажа, держащие балконы на третьем… Да и вертолётная площадка рядышком… Слуги народа, чего уж там)))

И ещё пано

Большие замерзшие водные пространства благоприятствуют кайтерам, которые во множестве рассекают по льду прямо напротив кремля.

В целом город произвёл впечатление находящегося в активном созидательном процессе, но в ущерб историческим традициям. Так на местном арбате – пешеходная улица Баумана, многие здания ещё позапрошлого века стоят в плачевном состоянии. А увиденные «ремонтные работы» представляют собой полный снос здания, за исключением фасадной стены, и строительства нового (московский стиль)). Недалеко от центра ещё можно увидеть частные деревянные домики, по соседству с которыми воздвигают многоэтажные стекло-бетонные комплексы.

 Пано ночной Казани

Вот где-то так прошло наше весеннее путешествие. Хочу добавить лишь несколько ремарок:

1)     Квартиры намного дешевле снимать, чем гостиницы (да и комфортнее)

2)     Еда в местных заведениях почти всегда была  вкусной и дешёвой